Цитата: osankin от 31.05.2023 14:34:21Пы.Сы. А то тут некоторые, шибко умныЯ, грят, что при батюшке-ампираторе технического прогрессу не бУло...
Сталерельсовый завод для Транссиба
(Надеждинский металлургический завод)
29 мая (10 июня) 1894 состоялась торжественная закладка завода, в фундамент поддоменника была замурована медная плита с рассказом о закладке, найденная в 1947 году. Первыми строителями были солдаты Пермского сапёрного батальона и 300 землекопов из Нижегородской губернии. В течение 1894 года были построены многие производственные помещения завода,
доставлялось немецкое оборудование морским путём до Петербурга, затем железной дорогой и речным транспортом до села Филькино 3 (15) марта 1896 запущен рельсопрокатный цех и началась прокатка рельсов. 3 марта 1896 года считается днём основания завода. 16 августа 1896 года была пущена первая домна,
15 сентября 1896 года приёмщику в Тюмени сдана первая партия в 500 тыс. пудов рельсов. В музее завода хранится образец первых рельс. Первые 12 рельсов были отправлены в Петербург на Всемирную промышленную выставку. В 1896 году кроме прокатки рельсов, был налажен выпуск кровельного и сортового железа, снарядной заготовки и огнеупорных изделий.
в 1900 году на заводе работало 2117 пришлых рабочих (основных — 817, вспомогательных — 1300, из последних 294 занимались рубкой дров и выжигом древесного угля),
В 1905—1906 годах к заводу была подведена железная дорога широкой колеи.B 1911 году на заводе было занято 3950 рабочих (основных — 2717, вспомогательных — 1233).
В 1914 году производил до 70 % рельсов на Урале, а в 1913 году более 20 % всего производства чёрных металлов на Урале"Современный" завод по технологиям 18 века (с использованием немецкого оборудования), один из основных переделов которого была заготовка дров и выжиг древесного угля.
При том, что в России в это время уже работали франко-бельгийские и английские концессии (Донбасс) где были использованы уже современные технологии.
Прогресс пока был в зачаточном состоянии. Производительность труда в металлургии по сравнению с европейской была ниже в 12-15 раз.
Впрочем, Д.И.Менделеев выдал оценку объективную об технологическом отставании от ведущих стран.
Уральская экспедиция Д. И. МенделееваОсновную причину стагнации промышленности Урала Д. И. Менделеев видел в социально-экономической архаике, царившей там, монополизме казны и крупных заводовладельцев, пережитках посессионного права, а также изолированности территории Урала от рынков центральной части страны: «…Необходимо с особой настойчивостью закончить все остатки помещичьего отношения, ещё существующего всюду на Урале в виде крестьян, приписанных к заводам». Также Менделеев отмечал, что уральская горная администрация чинит помехи развитию малых предприятий, в то время как, по мнению учёного «истинное развитие промышленности немыслимо без свободного соревнования мелких и средних заводчиков с крупными»