Из хроники репрессий: 6 июня
1923. Июнь, 6Заключённые Соловецкого лагеря на земляных работах. 1924 год. Источник: scan from Knigge, Scherbakowa: GULAG - Spuren und Zeugnisse 1929- 1956, p. 20, private Archive Tomasz Kizny, Wroclaw, PolandСоловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), крупнейший исправительно-трудовой лагерь, принял первых заключенных ровно 100 лет назад — 6 июня 1923 года.
За четырнадцать лет его существования через него прошли около 200 тысяч заключенных, каждый третий из которых был расстрелян, погиб от пыток или непосильного труда.
Из материалов доклада заместителя начальника Административно-организационного управления ОГПУ А.М. Шанина заместителю председателя ОГПУ Г.Г. Ягоде о произволе и издевательствах над заключенными в Соловецких лагерях, 12 мая 1930 года.
«По содержанию заключенных
Допросами ряда лиц из надзора и заключенных выявлена установившаяся в УСЛОНе система произвола и полного разложения. В широких размерах развито взяточничество и вымогательство с заключенных, а также расхищение вещевого и продовольственного пайка, предназначенного для заключенных. Тенденция личного обогащения за счет заключенных развилась на базе легализованного в УСЛОНе издевательства и терроризирования заключенных. Формирование надзора производится из наиболее деклассированных, а подчас и к.-р. элементов, которым предоставляется полная свобода действий. Способы терроризирования заключенных применяются следующие:
1. Избиение палками, прикладами, шомполами, плеткой и т.п.
2. Зимой постановка заключенных в так называемые «на камни» в одном белье в положении «смирно» на срок до 3–4 часов.
3. Летом постановка заключенных так назыв. «на комары», т.е. раздетого в положении «смирно».
4. Заключение в так назыв. «кибитки», т.е. карцера, представляющие из себя холодны[е] небольшие дощатые пристройки, в которых заключенные в зимнее время в одном белье выдерживались по несколько часов. Есть случаи смерти от замерзания.
5. Посадка на так назыв. «жердочки», т.е. узкие скамьи, на которые заключенных усаживали на корточки и, абсолютно запрещая шевелиться и разговаривать, выдерживали в таком положении с раннего утра до позднего вечера.
6. Убийства под видом побега.
7. Изнасилование женщин и принуждение к сожительству заключенных женщин с надзором.
8. Так назыв. «чайки», т.е. заключенного зимой в одном белье выводили к устроенному шесту возле пристани, на котором сделана деревянная чайка, и заставляли считать: «чайка раз, чайка два» – до 2 тыс. раз, т.е. фактически до состояния полного изнеможения.
9. Заставляли заключенных переливать руками воду из проруби в прорубь.
10. Посадка заключенных одном белье в карцер, представляющий собой яму высотой не более метра, потолок и пол которой выстланы колючими сучьями. Заключенный выдерживал не более 3 дней и умирал.
11. Так назыв. «дельфины», т.е. при проходе заключенных через мост лица из надзора, указывая на того или иного заключенного, кричали «дельфин». Заключенный обязан был бросаться в воду, за неисполнение подвергался избиению и сбрасыванию в воду и т.п. виды истязаний и издевательств над заключенными»...
Сохранился ярчайший документ ранней истории репрессивной системы в СССР — немой фильм режиссера Андрея Черкасова «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)». Эта пропагандистская лента снималась на материковой и островной части лагерного комплекса в 1927-1928 годах студией «Совкино» по заказу ОГПУ.
Фильм, как официальная презентация соловецкой системы лагерей, знаменателен не только своим содержанием — единственного в своем роде кинодокумента о лагерном быте конца 1920-х годов. Весьма любопытна причина, по которой руководству ОГПУ пришлось заботиться о визуальных свидетельствах того, что лагеря — не инструмент репрессий, а гуманный метод перевоспитания преступников.
1927. Июнь, 6
Архиепископ Сергий (Васильков)Арестован Васильков Николай Нилович (1861–1937) — архиепископ Сергий, епископ русской православной церкви.
Родился в семье псковского протоиерея. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был учителем церковноприходской школы погоста Михайлова Псковской епархии. В 1888 рукоположён в сан иерея, назначен помощником смотрителя Рижского духовного училища, был преподавателем, затем — смотрителем Рижского, позднее и других духовных училищ. С 1918 по 1926 был приходским священником в двух сёлах Арзамасского уезда. В июне 1922 овдовел. В 1924 награждён митрой. 24 мая 1926 пострижен в монашество, 25 мая того же года хиротонисан в Нижнем Новгороде во епископа Челябинского и Миасского.
6 июня 1927 был арестован, осуждён постановлением Особого совещания ОГПУ к трёхлетней ссылке в город Ирбит. С лета 1930 проживал на поселении в Шадринске, епископской кафедры не имел.
10 октября 1933 назначен на Томскую кафедру. В 1934 по предложению митрополита Сергия (Страгородского) за многолетнее церковное служение возведён в сан архиепископа. Служил в Знаменской (в Заозерье) церкви Томска. 8 мая 1935 назначен архиепископом Новосибирским. Управлял Новосибирской епархией в трудные годы гонений на Церковь, помогал священнослужителям, вернувшимся из заключения и ссылки, устраивая их на приходы. 17 марта 1936 награждён крестом на клобук.
Духовенство и миряне Новосибирской епархии 25 мая 1936 г. Снимок сделан по случаю 10-летия архиерейского служения архиепископа Новосибирского Сергия (Василькова). В настоящее время известно, что в центре в белом клобуке сидит митрополит Никифор (Асташевский). Рядом с ним архиепископ Сергий (Васильков), во втором ряду второй слева – священник Петр Мильский (расстрелян 27 августа 1937 г. в Бийске), четвертый слева – протоиерей Василий Вавилов (расстрелян 29 июля 1937 г. в Новосибирске). Седьмой слева, рядом с архиепископом Сергием, протоиерей Иоанн Боголюбов (расстрелян 25 августа 1937 г. в Новосибирске). В третьем ряду пятый слева стоит протодикон Григорий Солодилов (расстрелян 25 августа 1937 г. в Новосибирске). Источник фото: проект «Родиновед».Последнее богослужение совершил 2 мая 1937 на Пасху. В ночь с 4 на 5 мая архиепископ Сергий вместе с рядом духовенства и мирян был арестован. Справка о контрреволюционной деятельности архиепископа Сергия и новосибирских священников и постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения им были составлены чекистами еще 27 апреля.
В этом документе говорилось, что Васильков Сергей Нилович, архиепископ, «достаточно изобличается в том, что, будучи правящим архиепископом, в ЗСК, окружал себя духовенством, прибывшим из ИТЛ и ссылки по отбытии срока наказания, которых устраивал на приходы в ЗСК, давая прямые указания на выявление а/с настроенных лиц из числа церковников, обработку их в к-р духе и вербовку в повстанческие и вредительские группы. Сам Васильков окружал себя бродягами монахами и монашками, через которых распространял провокационные слухи и листовки религиозного содержания с к-р выражениями. Выступал с проповедями, призывая население оказывать организованное сопротивление развертывающемуся безбожию, проводимому сов.властью».
Предъявлено обвинение в «причастности к контрреволюционной монархической организации церковников», ст. 58-2,6,9,11 УК РСФСР.
25 июля 1937 осуждён постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю к расстрелу. 29 июля 1937 расстрелян в Новосибирске.
В феврале 1958 реабилитирован Военным трибуналом Сибирского военного округа
[ГУ ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 9655; Книга памяти Челябинской области; Книга памяти Новосибирской области; Бочкарев Виталий, прот., Шабунин Е.А/. Краткий очерк истории Новосибирской епархии // Сибирь Православная. 2008. № 1 (7). С. 2-62.]