Поднебесная становится мировым лидером по экспорту автомобилей.Как сообщило 10 июня агентство «Синьхуа», по данным Китайской ассоциации автопроизводителей CAAM, в мае текущего года продажи китайских автомобилей выросли на 27,9% в годовом исчислении и превысили 2,38 млн единиц. Производство автомобилей подросло на 21,1% в годовом выражении и составило более 2,33 млн единиц, а объем экспорта увеличился на 58,7% — это 389 тысяч единиц. За первые пять месяцев 2023 года объем продаж и производства автомобилей составил, соответственно, 10,62 млн и 10,69 млн единиц. Оба эти показателя превышают на 11,1% показатели прошлого года. За первые пять месяцев 2023 года было экспортировано почти 1,76 млн автотранспортных средств, что на 81,5% больше в годовом исчислении.
Как сообщает ассоциация, будучи лидером потребления и производства автомобилей на новых источниках энергии, Китай продолжил принимать меры поддержки развития рынка автомобилей на новых источниках энергии, особенно в крупных сельскохозяйственных районах страны. Объем продаж автомобилей на новых источниках энергии в мае вырос на 60,2% в годовом исчислении, до 717 тысяч единиц, а объем производства этих автомобилей равен 713 тысячам единиц, что на 53% больше, чем в мае 2022 года.
Доля рынка автомобилей на новых источниках энергии в Китае в мае достигла 30,1%.
Китайский электромобиль BYD Han. Фото: Chesnot / Getty Images
Основываясь на этих данных, китайский новостной портал Sina сообщает, что по итогам первого квартала 2023 года Китай вышел на первое место по экспорту автомобилей, обогнав ведущих мировых экспортеров — Японию и Германию. В январе-марте этого года из Китая экспортировали в общей сложности 1,069 млн автомобилей, что примерно на 22 тысячи больше, чем из Японии. Основными покупателями продукции китайских автопроизводителей стали Мексика, Великобритания, Бельгия, Япония, США, Австралия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея и Россия.
Лидером по экспорту среди китайских автопроизводителей стала SAIC Motor, отгрузившая на внешние рынки за первый квартал 313 тысяч автомобилей. На долю Chery Automobile пришлось 244 тысячи машин, а третье место заняло китайское подразделение американской Tesla (128 тысяч). Далее в списке крупнейших компаний-экспортеров Changan, Geely, Great Wall, Dongfeng, JAC, BYD и BAIC.
А ведь еще совсем недавно, 40 лет тому назад, Китай не имел своей автоиндустрии. Автомашины для чиновников и грузовики производились в ограниченных количествах на заводах, построенных в Китае специалистами из СССР. Однако уже к началу ХХI века была создана мощная автомобильная промышленность, которая выпускает больше автомобилей, чем любая другая страна мира. Ныне Китай производит все компоненты для автомобилей, способен конструировать любые типы современных транспортных средств.
В 2010-2020 годах годовой объем экспорта китайских автомобилей колебался на отметке в 1 млн. При этом внутри страны производилось свыше 20 млн авто. Резкий рост произошел за три последних года, когда поставки за рубеж утроились. В 2022-м экспорт из Китая составил 3,11 млн авто, из которых 679 тысяч — это машины, работающие на новых источниках энергии. По прогнозам Китайской ассоциации легковых автомобилей, уже к концу 2023-го показатель экспорта достигнет отметки в 4 млн. А это будет означать, что Китай прочно займет первое место в мире по производству (23-24 млн) и экспорту автомобилей.
Как пишет агентство Bloomberg, в США пропустили взрывной рост китайского экспорта. Там не ожидали, что на мировом авторынке так стремительно появится новый лидер. Но это только начало. По словам заместителя главного инженера Китайской ассоциации автопроизводителей Сюй Хайдуна, Китай поставил перед собой цель — к 2030 году продавать за рубеж восемь миллионов легковых автомобилей. Это в два раза больше сегодняшнего объема японских поставок.
Сборочная линия BYD в Шэньчжэне. Фото: Bobby Yip / Reuters
Китайские бренды или машины других брендов, но произведенные в Китае, уже доминируют на рынках Латинской Америки. Они с успехом продаются в Европе и конкурируют с ведущими европейскими производителями, заводы которых, кстати, также находятся в Китае. По данным Goldman Sachs Group Inc., автозаводы в Китае имеют самый высокий уровень роботизации в мире. В результате повысилось качество продукции. За последнее десятилетие китайские авто начали успешно проходить европейские тесты на безопасность. Жесткие ограничения, введенные в Китае на загрязнение воздуха, способствовали выходу на уровень европейских стандартов по выбросам.
По данным Евростата, в 2021 году, который стал переломным для автомобилей китайского производства, экспорт в ЕС вырос на 156% — до 435 тысяч единиц. В связи с этим в Европе крайне озабочены конкуренцией со стороны китайских автопроизводителей. Из-за опасений, что китайцы вытеснят европейские бренды, в Европе поговаривают о введении заградительных пошлин на китайские авто.
Автоконцерн BYD, который теперь делает только гибриды и электрокары, стал крупнейшим в мире производителем этих средств, обогнав Tesla. Его продукция штурмует не только европейский, но и американский рынки. По соотношению цена-качества, китайские автомобили на новых источниках энергии превосходят местных конкурентов. То же самое происходит и с китайскими авто с двигателями внутреннего сгорания.
Производство электромобилей Tesla в Шанхае. Фото: VCG
По данным западных автомобильных ассоциаций, средняя цена автомобиля китайского производства, продаваемого за рубежом в 2021 году, составляла около $13,7 тысяч, а это в три раза меньше стоимости немецкого автомобиля и примерно на 30% меньше, чем цена японского. То есть Китай завоевывал авторынки, предлагая в основном качественные, но недорогие машины. Но сейчас он начинает экспортировать машины премиум класса и люксовые авто. Такие как знаменитые машины завода «Красное знамя», эдакие китайские ролс-ройсы, а также машины Nio, XPeng, Zeekr и другие, которые на порядок превосходят западные по технологичности и дизайну. Это настоящие шедевры конструкторской мысли. Кстати, они уже появились и на российском рынке. Правда, цены на них кусаются.
Китайский премиум-хэтчбэк Zeekr 001. Фото: av.by
Китайцы — прагматики, они пользуются ситуацией на российском рынке, где с уходом западных компаний фактически отсутствует конкуренция, а цены завышены нашими же дилерами.
Но по мере насыщения рынка ситуация изменится, и российские потребители в полной мере смогут узнать, что такое настоящий китайский автопром. Любители машин из Поднебесной считают: он давно уже не уступает признанным мировым лидерам. И даже их превосходит.
Автор:
Михаил Морозов