Почему советские историки молчали о героической обороне ВоронежаЦитатаОборона Воронежа – один из самых неизвестных моментов Второй мировой войны. По значимости и по количеству войск эта битва не уступает Сталинградской, но советская пропаганда старалась скрыть подробности сражения, а статуса «Город воинской славы» Воронеж был удостоен только в 2008 году.
...
Операция «Блау»
Взятие Воронежа позволило бы немецким войскам парализовать часть железнодорожной системы СССР. Также город мог стать плацдармом для нападения на Москву с юга и атаки на Сталинград с севера. Германские войска получили бы возможность выйти на Среднюю Волгу в районе Саратова. Поэтому планирование и подготовку операции немецкое командование начало еще в апреле 1942 года. Взять город планировалось 900-тысячной группировкой отборных войск при поддержке 1200 танков, 1640 самолетов и 17 тысяч орудий. Операция получила кодовое название «Блау».
Фашисты многократно форсировали реку Воронеж, чтобы захватить плацдарм в левобережной части города. Один раз им даже это удалось, но через несколько часов все немцы, переправившиеся на противоположный берег, были уничтожены. План «Блау» отводил на захват Воронежа 3-4 дня, город сопротивлялся 212 дней и так и не был покорен.
Костяк ударной группировки немецких войск двинулся на Воронеж 28 июня 1942 года. По дороге к основным силам присоединились 150-тысячная Венгерская королевская армия и румынские войска. Штурм Воронежа немцы начали в ночь с 6 на 7 июля. И уже днем командующий операцией генерал-фельдмаршал Максимилиан фон Вейхс объявил войскам о взятии Воронежа. Но это была ложь.
...
Во время планирования операции «Блау» немецкое командование хотело преподнести Красной Армии неприятный сюрприз. На взятие Воронежа были брошены бронетанковые дивизии, укомплектованные новыми машинами. Но воронежские зенитчики дали немцам достойный отпор. Понеся тяжелые потери в бронетехнике, немцы сосредоточились на пехотных операциях и авиабомбардировках. Ежедневно люфтваффе совершало до 2000 вылетов.
...
Сейчас военные историки говорят, что без обороны Воронежа не было бы победы под Сталинградом. Немцы были вынуждены неоднократно направлять на помощь группировке фон Вейхса свежие силы. Гитлер даже перебросил на воронежский фронт полк, в котором он лично проходил службу в чине ефрейтора. Предполагалось, что элитное немецкое подразделение поднимет боевой дух. Но через два дня от полка осталось всего восемь человек.
Осенью 1942 года положение фашистских войск под Воронежем оказалось настолько критичным, что немцы были вынуждены перебросить на это направление одну дивизию из-под Сталинграда.
...
Потери немцев были ужасными. Погибло 320 тыс. солдат и офицеров. Для сравнения, в битве за Сталинград погибло 300 тыс. немецких солдат и 200 тыс. союзников Германии. В плен под Воронежем попало 75 тыс. солдат и офицеров, под Сталинградом было пленено 130 тыс. немцев.
Военные историки считают, что именно эти два поражения нанесли германским войскам непоправимый урон.
Неизвестные герои. Как 233-й конвойный полк НКВД защищал ВоронежЦитата...
Откуда пришел 233-й конвойный полк?
В битве за Воронеж приняли участие несколько подразделений НКВД – это 125-й железнодорожный полк, 41-й пограничный, 287-й и 233-й конвойные полки.
Последний начал свой боевой путь во Львове. Он был сформирован в 1939 году и еще до войны нес службу по охране следственных изоляторов и тюрем.
– Отбор в полк был очень серьезный. Туда брали воинов с чистым послужным списком, без судимостей. В полк набирали красноармейцев из рабочих и крестьян. В большинстве случаев это были члены партии ВКП(б), члены комсомола, – рассказал Вольский.
Боевое крещение 233-й конвойный полк получил 10 сентября 1941 года на Украине, в городке Ромны. Здесь он впервые вступил в бой с немцами.
– Во Львове полк нес охрану следственных изоляторов и принял на себя первый удар. Первыми, кто взбунтовался, были осужденные. Многие из них были профашистски настроены, – отметил автор книги.
С началом войны полк продолжал эвакуировать заключенных вглубь страны. В начавшейся суматохе и панике не было ни лишнего железнодорожного транспорта, ни спецвагонов, ни лошадей. Колонны заключенных они продолжали этапировать пешком.
Почему Воронеж едва не сдали врагу?
Со второй половины декабря 1941 года по июнь 1942-го полк принял новое пополнение старших возрастов из уроженцев Воронежской области. В это время Воронеж был глубоким тылом и к активным боевым действиям не был готов. Первый крупный налет на город гитлеровская авиация совершила 13 июня 1942 года. Жертвами стали десятки детей, которые собрались на детский праздник в Саду пионеров.
Гитлеровская армия наступала на Воронеж на стыке двух фронтов – Юго-Западного и Брянского. Немецкой группировкой командовал любимец фюрера – барон фон Вейхс. В его подчинении были 2-я немецкая, 2-я венгерская и 4-я танковая армии. Немецкая операция носила кодовое название «Блау». Ее целью было, захватив Воронеж, выйти через него к Сталинграду.
– Это была мощная группировка. На их пути стоял Воронеж, который, по мнению немецкого командования, был самым слабым направлением, – отметил Михаил Вольский.
Положение Красной армии и правда было трагическим. Накануне генерал-лейтенант Голиков, прибывший в Воронеж по приказу Сталина, на совещании командиров предлагал оставить город врагу, так как слишком неравны были силы. Помощи ждать было неоткуда – Воронеж должен был сам найти возможности для обороны. Защиту города взяли на себя четыре полка НКВД, 232-я стрелковая дивизия, ополчение и милиция.
– На военном совете 5 июля было принято решение оборонять город. Советское командование срочно создает Воронежский фронт. Командир 233-го полка Александр Дюльдин вспоминал: «Об отводе наших частей из Воронежа не могло быть и речи. Надо было защищать город. Пока, кроме нас, этого никто сделать не мог. Главное – задержать противника, выиграть время для подтягивания резервов. Да и не к лицу нам, чекистам, оставлять пост, даже если он объят пламенем», – процитировал Михаил Вольский.
...
Как и чем обороняли город?
Создать сплошную линию обороны на окраинах правобережной части Воронежа не удалось: между полками, батальонами и даже ротами были большие разрывы. Прикрыть промежутки не было возможности. Поэтому оборона города носила очаговый характер.
Участок от северной части города до его центра (район СХИ – завод Коминтерна – Чернавский мост) оборонял 233-й полк. На правом фланге полка улицу Плехановскую прикрывала рота ополченцев. С учетом местности создавались искусственные преграды для продвижения бронетехники противника
Теперь 232-й конвойный полк подчинялся Особому участку Воронежского фронта. Сначала его возглавлял полковник Иван Глатоленков, а после его ранения – Александр Дюльдин.
– Командный пункт Особого участка, которому подчинялись конвойные полки, располагался в здании мединститута. Оборону пришлось растянуть по улице Плехановской, проспекту Революции до Березовой Рощи. По сути дела, это был многокилометровый участок, который надо было прикрыть несколькими полками. А отражать атаки было нечем. Танки и мотопехота были на подступах к городу, – добавил Михаил Вольский.
У бойцов в руках были лишь винтовки-трехлинейки, пулеметы Дягтерева и гранаты.
– Александр Дюльдин просил доукомплектовать полк хотя бы несколькими минометами, дополнительными пулеметами и несколькими ящиками ручных гранат. Все это – против немецких танков. Седьмого июля 1942 года получили вооружение – 199 винтовок, два миномета, восемь автоматов ППШ и дополнительное количество ручных гранат, ...
Еще одним хитрым способом остановки танков было минирование улиц противотанковыми минами:
– Когда танк подрывался на мине, он не мог двигаться дальше. Дальнейшее развитие событий шло как по сценарию: немцы выходили из танка, и тогда красноармейцы шли с ними в рукопашную и штыковую.
...
Спасение Воронежа стрелковыми полками НКВД. «Неизвестная» Воронежская битва 1942-43 гг.ЦитатаПервый этап немецкого летнего генерального наступления 1942 года предусматривал захват Воронежа и перекрытие находящихся недалеко к востоку от него транзитных железных и автомобильных дорог, что лишило бы советское командование возможности оперативно перебрасывать подкрепления, военную технику и боеприпасы из западной части страны к Сталинграду и на Кавказ. Немцы были близки к достижению этой цели – после прорыва всех заслонов на пути в Воронеж у них ещё было несколько дней до момента подхода туда крупных советских резервов. Однако вражеская ударная группа так и не смогла выбить из города яростно сражавшиеся отряды НКВД.
К вечеру 6 июля в Воронеж были уже введены части шести немецких дивизий: 24-й танковой, 57-й и 168-й пехотных, и трёх моторизованных: 3-й, 16-й и дивизии «Великая Германия». Им противостояли обескровленные бригады 18-го танкового корпуса и восемь батальонов НКВД: три из 41-го стрелкового полка Внутренних войск, по два – из 287-го стрелкового полка Внутренних войск и 233-го полка Конвойных войск и один из 125-го полка по охране железнодорожных сооружений. С 6 июля вместо тяжелораненого начальника воронежского гарнизона командовать обороной города был назначен командир 233-го полка подполковник Дюльдин.
Общий удар немецких частей в направлении центра Воронежа от западной окраины был остановлен многократно уступавшими им по численности 233-м и 287-м полками. 41-й полк выбил немцев из юго-восточной части города к Вогрэсовскому мосту, который ранее был захвачен противником. А батальон 125-го полка укрепился в северных пригородах, у Отрожских мостов.
К интенсивным боям в городских кварталах, где повсеместно происходили встречные схватки и захваты опорных пунктов, немцы оказались не готовы. Очень показательна в этом смысле попытка захвата ими Отрожских мостов. В ночь на 7 июля туда скрытно подошёл крупный немецкий отряд; были сняты часовые на подступах к мостам, но когда немцы ворвались на позиции батальона 125-го полка, в ходе ближнего боя и затем в рукопашной схватке они были перебиты хорошо обученными бойцами НКВД. При этом потери в советском батальоне были минимальные.
7 июля 233-й и 287-й полки, вытесненные было к реке Воронеж, разделявшей город на большую западную и малую восточную часть, внезапно для противника атаковали в направлении центра города и снова отбросили немецкие дивизии. Бойцы НКВД долго шли по центральным кварталам, отбивая атаки немецких частей и уничтожая вражеские танки огнём орудий, которые катили вручную. Несколько раз, когда окружённые ими немецкие подразделения пытались прорываться, на улицах и во дворах завязывался ближний бой. Хорошо тренированные, возрастные бойцы НКВД быстро разбирались с теми врагами, которые не желали сдаваться.
233-й полк занял позиции на северной окраине, а 287-й закрепился недалеко от центра города – на улице Сакко и Ванцетти. К этому времени непрекращающиеся атаки 41-го полка на немецкий плацдарм у Вогрэсовского моста вынудили немцев отступить в западную часть города, а мост взорвать.
В начале ночи с 8 на 9 июля 41-й полк НКВД совершил отчаянную попытку захвата плацдарма на западном берегу реки Воронеж. Бойцы полка тогда проявили невероятное мужество. Форсировав реку под сильнейшим обстрелом, они атаковали вражеские позиции. Но, оказалось, ночью туда подошла почти вся немецкая 16-я моторизованная дивизия. Несмотря на это, бойцы 41-го полка не отступили и дрались до последнего. Только после получения приказа на отход оставшиеся 200 бойцов полка ушли на восточный берег.
...
Пы.Сы.
Цитата: vova6857 от 22.06.2023 19:20:03Слился родимый!
Не выдержала хилая душа твёрдого взгляда народного академика?
Оно и понятно, суровый был мужик!