Альтернативная энергетика и энергосбережение
1,476,034 7,483
 

  GEOFOR ( Слушатель )
23 июн 2023 12:56:57

Слабак заряд не держит

новая дискуссия Статья  329

Будущее, как стало ясно, за электродвигателями. Кто выиграет битву за мировое лидерство?




Фото: Yadid Levy / Nordic Council

В декабре 2019 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен представила общественности Зеленый пакт для Европы (Green Deal). Он предусматривает, что к 2050 году совместными усилиями выбросы углекислого газа сравняются с его поглощением природой, то есть старый континент станет «климатически нейтральным».

А вот поскольку только автомобили производят пятую часть всего СО2, то их это коснется в первую очередь. Франция, к примеру, взяла на себя обязательство окончательно избавиться от машин с двигателями внутреннего сгорания уже к 2035 году и полностью перейти на электромобили. В этом секторе показателей «нейтрального выброса» следует достичь именно через 12 лет.

На все из рукава дер Ляйнен выпорхнули €8 млрд. По-братски. Прошло всего ничего и на днях Европейская счетная палата выяснила, что зря все радуются. Производство аккумуляторных батарей будущего — это поле брани, уходящее за горизонт, и Европа просто не успевает занять на нем свои позиции и окопаться, учитывая, что отказ от углеводородного топлива уже на носу.

Чтобы понять размах: сейчас в Европе ездит миллион электромобилей. К 2030 году их должно стать 30 миллионов! С такими перспективами уже как бы и не до «нейтрального выброса». Речь идет об экономической независимости Европы в одном из самых прибыльных секторов. Автопром ЕС — это 12 миллионов рабочих мест. Доклад Европейской счетной палаты выявил следующее.

«Наши расчеты оказались основанными на устаревших данных, — говорит автор доклада Аннеми Туртельбум. — Они исходили из проектов, которые уже существовали на тот момент, то есть не учитывали новых перспектив. К тому же многие предприятия были переведены в те страны, где производство дешевле. Документации этой уже несколько лет, и мы не смогли получить внятное видение перспективы и оптимизировать эти огромные вложения».

Стоимость батареи — это 40% стоимости электромобиля. Поэтому дорогое производство аккумуляторов сделает цену на машину недосягаемой для покупателя. Отсюда и бегство производителей из дорогущей Европы.



Количество электромобилей в странах ЕС в 2019 и 2020 годах (в тысячах). Источник: ResearchGate

Сейчас европейцы пытаются изо всех сил развернуть ситуацию. В принципе серьезно конкурировать могут заводы Volkswagen в Германии и стремительно строящаяся «Батарейная долина» на севере Франции.

Президент Макрон подходит к проблеме со всей ответственностью. На днях он встретился с Илоном Маском и проговорил с ним возможность строительства во Франции завода для аккумуляторов Tesla. Любопытно, что Маск посетил Париж два раза в течение месяца. Сначала он приехал на инвестиционный форум в мае, где уже говорил с Макроном об аккумуляторах, и вот сейчас. Не зря же он посещает Елисейский дворец второй раз. Значит, искра между клеммами пробежала.



Эммануэль Макрон и Илон Маск. Фото: Stéphane Lemouton / Pool-rea

Идей и разработок хватает. При «Долине» создан новый образовательный колледж. Там обучают совершенно новой и узкой специальности — инженер-аккумуляторщик. Это вам уже не техник в синем халате. 

80% производства — в абсолютно сухих цехах. Влажность в 20% контролируется сверхсложной системой. Самое страшное слово здесь — пыль.

На авиасалоне в Бурже, проходящем сейчас под Парижем, представлена новейшая разработка батарей на основе лития, железа и фосфатов для самолетов. Она запускает турбины и обеспечивает энергией весь борт. А главное, она весит 6,5 килограммов вместо 16,5 нынешней свинцовой. Авиация борется за каждый килограмм. Средний вертолет экономит таким образом 25, а Аэробус А320 — 125 килограммов.

«Все говорит о том, что уже к 2025 году Европа столкнется с дефицитом сырья для производства аккумуляторов, — говорится в докладе Аннеми Туртельбум. — Конкуренция и без того жесточайшая, а в условиях взрыва спроса на сырье мы можем и не устоять».

Литий, кобальт, графит, никель и марганец, необходимые для производства батарей, в Европу приходится в большинстве своем импортировать. Еще в прошлом году Международное энергетическое агентство предупредило, что собственный литий закончится в Европе в 2025 году.

Кобальт добывают в Конго и в Чили. Но эти страны не входят ни в какие ЕС и им из Брюсселя не прикажешь. За разработку этих месторождений сейчас ведут борьбу Китай и США — главные участники рынка. Конго, к примеру, получит свою крошечную долю, но будет отчаянно торговаться.

Просто для понимания ситуации: несколько впечатлений от недавней поездки в Сенегал. Африканцы то ли не хотят, то ли не могут, — а скорее всего и то, и другое — что-то предпринимать. Менталитет таков: должен откуда-то появиться белый человек, построить автостраду или завод, желательно подарить и уйти. Мы же будем продолжать строить свои дома из органики и палок, покачиваться в гамаках и сидеть на табуретках около дома. На севере Сенегала, на шельфе, открыли месторождение нефти. Качать будут французы и американцы, а кто еще? Сенегал получит мизер за беспокойство и крошечную долю в концессии. 

На шельфе между Намибией и ЮАР открыли месторождения, сравнимые с ОАЭ. На нефтяных платформах — флаги США и КНР. У местных нет ни средств, ни умений, ни желания, и этим отчаянно пользуются все.

«Сейчас с этими странами уже начаты переговоры, — говорится в докладе, — но на этой стадии Евросоюзу не удалось заключить договоры о свободной торговле с ними. Ко всему прочему, этих государств мало и практически везде мы констатируем, что режимы в них не стабильны».

Есть и такая идея: открыть собственные шахты в Европе. У Португалии, к примеру, тот же литий в закромах есть. Но с момента начала освоения до получения продукта проходит в среднем от 12 до 16 лет, а столько европейское производство аккумуляторов ждать просто не в состоянии.

Производство аккумуляторов требует большого количества энергии — электричества и газа, а только в первом квартале прошлого года цены на них подскочили на 60%. Получается, что вся цепь производства аккумуляторов в Европе подпилена в нескольких местах. В этих условиях им приходится воевать с Китаем, который контролирует 76% рынка батарей, с США, которые ввели протекционистские законы, и с Австралией, тоже серьезным игроком.

Неправительственная европейская организация «Транспорт и окружающая среда» подсчитала: иметь батарею на 100% Made in EU возможно уже к 2027 году. И 50% необходимого лития тоже можно добыть к этому сроку, причем одна только Франция может поставлять 12%. Для этого нужно всего ничего — чтобы все анонсированные в свое время проекты были доведены до ума и наконец закончены.

Автор: Максим Чикин
  • +0.05 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Александр Д ( Слушатель )
23 июн 2023 13:49:07

Европе грозит проигрыш в гонке за звание мирового производителя аккумуляторов для электромобилей
Европе грозит проигрыш в гонке за звание мирового производителя аккумуляторов для электромобилей, поскольку доступ к сырью остается серьезным препятствием наряду с ростом затрат и жесткой конкуренцией, говорится в отчете Европейской счетной палаты (ECA).
В отчете содержится предупреждение о том, что Европейский союз (ЕС) может не достичь климатических целей, поскольку эти усилия в значительной степени зависят от внедрения электромобилей, работающих на батареях, которые, в свою очередь, состоят из смеси металлов, от кобальта до никеля и лития.
В ECA заявили, что почти каждый пятый новый автомобиль, зарегистрированный в ЕС в 2021 году, имел электрическую вилку. Ожидается, что к 2030 году на европейских дорогах появится около 30 миллионов автомобилей с нулевым уровнем выбросов, а к 2035 году продажа новых бензиновых и дизельных автомобилей будет запрещена. Однако стратегия ЕС не принимает во внимание способность блока удовлетворить этот новый спрос на батареи.
»ЕС стремится стать глобальным аккумуляторным электростанцией для обеспечения своего экономического суверенитета, но удастся ли ему это? Шансы выглядят не очень хорошо», — заявила журналистам Аннеми Тертельбум, руководившая аудитом ECA.
«Мы сталкиваемся с риском того, что, либо ЕС не достигнет своих целей по выбросам на 2035 год, либо блок достигнет этой цели за счет импорта аккумуляторов, что нанесет ущерб европейской промышленности, так как будет поставляться из третьих стран по очень высоким ценам», — добавила Аннеми Тертельбум.
Поставки сырья в ЕС сильно сконцентрированы в нескольких странах с геополитическими рисками, которые могут привести к дефициту. По данным ECA, по пяти ключевым материалам зависимость ЕС от импорта составляла в среднем 78%.
Около двух третей мирового кобальта поступает из Демократической Республики Конго, 40% природного графита поступает из Китая, а ЕС полностью зависит от импорта рафинированного лития. На Китай приходится 76% мировых мощностей по производству аккумуляторов.
Добыча в Европе займет слишком много времени. Португалия, которая обладает крупнейшими запасами лития в блоке, не ожидает, что добыча начнется до 2026 года. Кроме того, в ECA заявили, что ЕС отстает по конкурентоспособности затрат отчасти из-за высоких цен на энергоносители.
тут
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
28 июн 2023 12:54:05

 
Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя.
  • -0.03 / 1
  • АУ