Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,116,349 7,934
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
28 июн 2023 14:05:06

Цифровизация вредит чтению: поговорим о том, что и так понятно (О. Васильева)

новая дискуссия Дискуссия  71

из рунета обсуждение  интервью
Цифровизация вредит чтению: поговорим о том, что и так понятно
ЦитатаПрочитали интервью с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой, которое опубликовала «Парламентская газета».
Интересные данные о читательских привычках детей привела Ольга Юрьевна. По большому счету, ничего революционного она не сказала. Но то, что эти результаты зафиксированы, является хорошим знаком, ведь, как известно, чтобы решить проблему, надо ее сначала признать.
Ольга Васильева, президент РАО по поводу чтения:



Источник фото: gazeta-pedagogov.ru

«Самый большой провал здесь, как и во многих сферах, произошел в 1990-е и продолжался в начале 2000-х. Согласно исследованию, которое ведут ученые РАО еще с середины 70-х годов прошлого века, снижение значимости чтения в структуре досуга учащихся стало очень заметно в этот период: в 1991 году при ответе на вопрос о любимой форме досуга «чтение художественной литературы» выбирали 45,4 процента московских школьников, в 1999-м — 26,6 процента, в 2009-м — 17,1 процента».

В целом, нельзя сказать, что дети сейчас не читают. Они читают. Тексты в социальных сетях. Эти тексты, конечно, нельзя назвать художественными. И еще, что является фактом, ни один текст не сравнится с видео. Современные подростки в большей степени потребляют видеоконтент. Не читают, не анализируют, не обсуждают. Именно потребляют.

Ольга Васильева:
«Но исследование РАО показало, что дети, которые любят читать книги, тратят меньше времени на компьютерные игры и меньше сидят за экраном, то есть чтение выступает как защитный фактор».

Есть такие ребята. А каков их процент? 0,01? Хотелось бы эти данные знать. Сдается мне, что ребята, для которых чтение выступает как защитный фактор, и есть победители разных олимпиад и 100-балльники по литературе. Но могу ошибаться.
Последствия цифровизации - информационная перегрузка
Об этом уже давно говорят. Не только в РАО. Поскольку дети еще не могут оценить степень важности информации (для многих выделить главное в тексте является непосильной задачей), они анализируют все, что им попадается на глаза, пока не произойдёт перенасыщения.
Ольга Васильева:

«Одним из негативных последствий нередко становится формирование у школьников поверхностного стиля работы с текстом — они не углубляются в смысл, а скорее «скользят» по строчкам. Главная сложность, что это изменило сам механизм чтения: юный читатель «технологию» просмотра переносит на чтение всех необходимых ему для учебы текстов: учебных, научно-популярных, научных и художественных, в первую очередь большого формата. Результат — поверхностный уровень восприятия, обилие фактических ошибок при анализе и интерпретации текста».

Что ж. Какие еще нужны доказательства того, что цифровизация содержания образования губительна для детей? Президент РАО говорит о том, что современные школьники воспринимают текст (любой текст!) поверхностно, ошибаются в понимании текста, делают фактические ошибки. А ведь это наше будущее, будущие врачи, учителя, строители, инженеры! У них впереди работа с большими объемами текстовой информации, таблицами, схемами.

Когда мы учились в школе, «плохо читать» значило «читать медленно». Никому и в голову не приходило проверять осознанность чтения, потому что мы действительно понимали, что прочитали, могли пересказать прочитанное на время. Сейчас для того, чтобы научить осознанно читать, создают специальные условия, разрабатывают специальные задания, комплекс вопросов для анализа текста.

А может быть, надо просто прекратить насаждение информационных инструментов? Может быть, пора выдать детям книгу – учебник как источник знаний, а не распечатанные листочки с заданиями или PDF-ки?
  • +0.01 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!