29.06.2023Правительство представило
сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год; в составе документа опубликован отчёт о текущем состоянии и развитии информационных систем, применяющихся в контрольно-надзорной деятельности.
Как говорится в отчёте, в 2022 году реформа контроля в России сопровождалась активным внедрением новых цифровых решений, направленных на усовершенствование единой модели данных и позволяющих ускорить и упростить, а также сделать прозрачным взаимодействие контролируемого лица и контролера.
Взаимодействие всех информационных систем, работающих в сфере контроля.Единый реестр контрольных мероприятийЕдиный реестр контрольных мероприятий создан, чтобы учитывать всю информацию о проверках и некоторых профилактических мероприятиях, обеспечить согласование этих проверок с органами прокуратуры и для информирования контролируемых лиц о таких проверках. При этом система работает со справочниками — практически все значения заполняются не в качестве текстовых полей, а путём выбора допустимого значения.
С такими данными можно в дальнейшем работать — анализировать, массово выявлять и устранять допущенные нарушения.
Система создана Генеральной прокуратурой РФ совместно с Минэкономразвития России.
В 2022 году произведены следующие доработки:- главным изменением стала интеграция с Реестром обязательных требований. Теперь предмет проверки и выявленные нарушения заполняются не в качестве текстовых полей, а путём выбора возможных значений, внесённых в Реестр обязательных требований. Это позволяет выявлять самые проверяемые и нарушаемые требования и делать выводы по результатам этой информации;
- на едином портале госуслуг (ЕПГУ) появилось юридически значимое уведомление о проверках из Единого реестра контрольных мероприятий;
- единый реестр контрольных мероприятий доработан для реализации моратория на проверки;
- принят закон, вводящий ответственность за невнесение данных в Единый реестр контрольных мероприятий.
Цитата: Что планируется сделать в 2023 году• возможность приостановления сроков проведения проверки;
• внесение сведений об обязательных профилактических визитах;
• введение «статусной модели нарушений» (нарушения будут прослеживаться до момента их устранения, устранение выявленных нарушений должно приоритетно проводиться без проведения контрольных мероприятий, желательно с помощью мобильного приложения «Инспектор» – поясняет сайт правительства).
Единый реестр видов контроляОператор — Минцифры России; функциональный заказчик — Минэкономразвития России.Единый реестр видов контроля создан, чтобы оцифровать положения о видах контроля и превратить эти нормативные акты в справочные значения, которые используются всеми остальными системами в сфере контроля. В системе оцифрованы более 30 тысяч нормативных актов.
Без опубликования карточки в системе внесение проверок в Единый реестр контрольных мероприятий технически невозможно. Большинство выпадающих полей в Едином реестре контрольных мероприятий — это справочники Единого реестра видов контроля.
Наличие оцифрованных нормативных актов в Реестре позволяет оперативно получать аналитику по осуществляемым видам контроля, потому что данные становятся структурированными в базе данных.
Доработки в 2022 году:- реализован реестр категорированных объектов, в который внесено уже более пяти миллионов объектов. Плановые проверки можно будет проводить только в отношении объектов, внесённых в реестр объектов, кроме того, реализация такой подсистемы позволит прослеживать присвоенные категории риска, жизненный цикл каждого объекта контроля, упростить заполнение данных об объектах контроля в Едином реестре контрольных мероприятий, а также исключить возможные ошибки при заполнении. Подсистема позволяет размещать виджеты, отображающие перечни объектов контроля, на ведомственных сайтах контрольных органов. Перечень объектов контроля выведен на публичный портал, это позволяет предпринимателю понять, какая категория риска присвоена его объекту;
- реализован перечень оснований проведения проверок;
- ведётся перечень поручений президента и правительства РФ, являющихся основанием проведения проверок;
- сделана отдельная роль для ответственных секретарей, сопровождающих внедрение системы в регионах;
- заведён перечень прокуратур, зафисирована связь прокуратур с контрольными органами.
Цитата: Что планируется сделать в 2023 году• появится раздел с индикативными и ключевыми показателями;
• установление связки вида контроля и возможной административной ответственности за нарушения;
• реестр распространится на другие законы о контроле — 294-ФЗ, 131-ФЗ и 414-ФЗ.
ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной деятельности» (ГИС ТОР КНД)Оператор — Минцифры России, функциональный заказчик — Минэкономразвития России.ГИС ТОР КНД — это система, которая является личным кабинетом инспектора в различных органах власти (если у них нет своих информационных систем или эти системы не направлены на контрольную деятельность). Чаще всего ГИС ТОР КНД используется в субъектах РФ.
В ГИС ТОР КНД ведётся 17 реестров разрешений, из них пять реестров лицензий. ГИС ТОР КНД используют более пяти тысяч органов (включая муниципальные); в системе работают более 16 тысяч инспекторов.
В 2022 году:- активно развивалось мобильное приложение для дистанционных проверок «Инспектор»;
- создана подсистема «Административное производство»;
- полностью переработан процесс проведения проверок, в том числе теперь все шаблоны документов содержатся в ГИС ТОР КНД.
Цитата: Административное производствоМинэкономразвития России совместно с Минцифры России при поддержке Центра стратегических разработок реализуют проект по цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемым органами контроля.
Разработана подсистема ГИС ТОР КНД «Административное производство», позволяющая вести полный цикл производства по делу об административном правонарушении в электронном виде. Подсистема интегрирована с иными государственными информационными системами, в том числе Единым реестром контрольных мероприятий, ЕПГУ, Реестром обязательных требований, Единым государственным реестром юридических лиц.
Опытная эксплуатация подсистемы запущена в декабре 2022. В «пилоте» приняли участие 11 региональных органов контроля из девяти регионов.
Как говорится в отчёте,
на данный момент разрабатывается новый функционал приложения «Инспектор», который позволит:- проверять нарушения из предписаний (автоматическое формирование заданий на устранение нарушений из предписаний; фото- и видеофиксация устранения нарушений; передача результатов выполнения в досудебное обжалование ГИС ТОР КНД для снятия в ЕРКНМ);
- проводить самообследование (заполнение декларации самопроверки; отправка на подписание в «Госключ»);
- самостоятельно выполнять задания (проведение дистанционных мероприятий без Интернета).
Единый портал госуслугНа ЕПГУ можно посмотреть все свои проверки, направление уведомлений на этот портал является юридически значимым. При этом портал использует все возможные механизмы уведомлений, чтобы удостовериться, что контролируемое лицо реально получит эту информацию. В случае проведения профилактического визита его можно оценить на портале.
В 2023 году планируется значительно расширить этот функционал:- появится отображение категорированных объектов с возможностью обжаловать присвоенную категорию риска;
- можно будет подать заявление на проведение профилактического визита и консультирования;
- появится возможность отказаться от проведения профилактического визита.
Портал автоматизированного сбора информацииДля взаимодействия Минэкономразвития России с участниками реформы контроля функционирует портал автоматизированного сбора информации.
Он позволяет оперативно опрашивать контрольные органы в массовом порядке и получать аналитику в результате таких опросов, выстраивать работу созданных в регионах рабочих групп и доводить разъяснения (с помощью видеоинструкций, чат-бота, раздела «вопрос-ответ»). Кроме того, на портале размещены виды сведений информационных систем в рамках контрольной деятельности.
Реестр обязательных требованийРеестр обязательных требований, предъявляемых бизнесу по правилам госконтроля, создан для систематизации и информирования заинтересованных лиц и должен содержать перечень обязательных требований и информацию об установивших их нормативных правовых актах.
Наполнение реестра обязательными требованиями осуществляется в соответствии с планом-графиком. Для масштабирования Реестра в 2022 году в план-график внесены изменения, предусматривающие дополнение его 34 видами разрешительной деятельности, в отношении которых установлена обязанность по внесению сведений в реестр.
В 2022 году осуществлен пилотный запуск регионального сегмента реестра, в котором приняли участие пять субъектов РФ: Волгоградская область, Краснодарский край, Липецкая область, Нижегородская область, Республика Башкортостан.
По итогам 2022 года в реестр внесли сведения 47 ведомств, количество пользователей реестра превысило четыре тысячи. Общее количество нормативных правовых актов в Реестре составляет 4375 нормативных правовых актов, из которых 4269 федеральных и 106 региональных актов.
В 2023 году запланировано внесение в Реестр сведений об обязательных требованиях по всем видам федерального контроля (надзора). В части видов контроля, по которым в плане-графике наступил срок внесения сведений в Реестр, оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольных мероприятий возможна только при его наличии в Реестре. Соответствующий принцип реализован посредством исключения возможности текстового указания реквизитов структурных единиц и обязательных требований в Едином реестре контрольных мероприятий (информация должна загружаться из справочников Реестра).
Источник