8. Школа для ЕГЭ Цитата8. Школа для ЕГЭ
Как уже было отмечено в п. 3, система ЕГЭ разрушила внутреннюю гармонию
образовательного процесса и сделала пребывание прагматично
ориентированного школьника на уроках в старших классах массовой школы
практически бессмысленным. Реальная подготовка к ЕГЭ сосредоточена
сегодня в профильных классах элитных гимназий и у репетиторов. Именно в
этих двух сегментах образования и наблюдается наибольшая поддержка
системы ЕГЭ. И если голос репетиторов звучит не слишком громко ввиду их
социального статуса, то многие «продвинутые» учителя лоббируют ЕГЭ весьма
активно, потому что благодаря единому экзамену они получили «объективное и
независимое» подтверждение высокого качества своей работы, которое
воплощается в рейтинги, зарплаты, гранты и т. д. Заметим, что именно эта
категория педагогов в основном и представляет мнение учительского
сообщества в высоких инстанциях.
Сегодня предельно актуальной для Минобра стала задача структурной
перестройки всей школы под ЕГЭ, потому что «так, как сейчас» -- дальше
продолжаться не может. Укрупнение школ, которое уже произошло в Москве,
направлено прежде всего на решение этой проблемы. В большой школе, где
выпускается одновременно не два, а двадцать классов, есть возможность
разбить школьников на группы в соответствии с их егэшными приоритетами и
удовлетворить запросы на подготовку к вступительным единым экзаменам.
Этот проект интересен тем, что он безупречно отражает логику ЕГЭ. Такова
модель будущего всего нашего образования. И надо выделить ключевой элемент
этой модели — раннюю специализацию и, как следствие, отсутствие
настоящего всестороннего среднего образования.
Представим себе школьника, который желает учиться под хорошо известным
когда-то девизом: «Хочу всё знать!» Хотя бы на уровне, достаточном для
приличной сдачи любого из 11 нынешних ЕГЭ (коль скоро все они называются
«выпускными экзаменами»). Куда ему теперь податься? В какой «профильный
класс»? Где он получит всестороннее образование без «уклонов» и зияющих
дыр?
Нигде. И это значит, что со средним образованием в России вот-вот будет
покончено.
А ведь кто-то скажет: «Ну и бог с ним, с этим образованием. Зато теперь (может
быть) детей к ЕГЭ в школе начнут готовить, на репетиторов меньше тратить
придется.»
Но что означает выбор «профиля обучения» для подростка в 9 классе?
Дети в этом возрасте увлекаются самыми разными вопросами. Например,
великий математик А.Н.Колмогоров всерьез хотел стать историком.
Представьте его судьбу в нынешней школе: профильный гуманитарный класс,
где математика преподается на «базовом уровне» (на том самом, для дебилов,
см. п. 2). .
Но чаще девятиклассники не ощущают тяги никуда. И тогда вопрос о «выборе
профиля» решается на семейном совете по принципу исключения того, что
никак не подходит: этого ты не знаешь, того — тоже. В итоге получается такой-
то набор ЕГЭ для поступления в такие-то вузы. Дальше можно нанять
соответствующего репетитора для подготовки к ОГЭ 9 класса, и — «в добрый
путь» по жизни, с нулевыми знаниями по всем остальным предметам.
И всё это официально (на уровне высших чиновников Минобра) называется
способностью современных школьников «самим определять, какие предметы и
в каком объеме представляют для них интерес». Речь здесь о том, что
старшеклассник, имея очень смутные представления об истории, физике или
литературе, тем не менее может точно знать, что все эти дисциплины ему не
нужны. Подобные высказывания были немыслимы в ту пору, когда наше
среднее образование действительно являлось образованием, и его главной
целью было формирование широкой базовой культуры народа. Минобр
введением ЕГЭ подменил эту цель суррогатом подготовки к узкому набору
вступительных единых экзаменов и теперь отечески поглаживает
старшеклассника по голове: «Смотри, как ты вырос, малыш! В отличие от
сверстников из недавнего прошлого ты теперь сам знаешь, какие предметы надо
учить. И мы даем тебе право такого выбора.» Сколько подлости в этом подходе,
если вдуматься.
Заметим, что проводимое сейчас профилирование старшей школы не даст
углубленных знаний и в узкой предметной области. Главным приоритетом в
такой школе становится подготовка к единому экзамену, и она фактически
превращается в курсы по подготовке к ЕГЭ, где доводят до автоматизма технику
выполнения стандартных заданий. Отметим еще раз, что эта подготовка дает
право поступать в вуз, но зачастую не обеспечивает возможности учиться в нем,
то есть по большому счету бессмысленна.
При таком подходе всё, что не имеет отношения к ЕГЭ, за ненадобностью
отмирает. Формат ЕГЭ очень конкретный и покрывает далеко не всю школьную
программу. Например, как уже было отмечено, профильный экзамен по
математике в 2015 году можно было написать на 97 баллов, совершенно не зная
серьезной геометрии. Именно поэтому геометрия, которая была важнейшим
элементом национальной системы образования и составляла треть общего
объема школьной математики, исчезает теперь даже в профильных
математических классах.
Однако описанное выше решение проблемы путем укрупнения школ возможно
только в очень больших городах. В городах поменьше «укрупнять» труднее. В
этом смысле любопытен креативный опыт Биробиджана, который активно
обсуждался в сети в феврале 2016.
Начнем с цитаты (см. http://eaomedia.ru/n…489466/get.. ):
«Биробиджанские девятиклассники-троечники, желающие продолжить
обучение в школе, уже в следующем учебном году встанут перед весьма
ограниченным выбором. Им придется перевестись в одну из двух городских
школ, расположенных в отдаленных микрорайонах – Сопка и Биробиджан-2.
Только там остаются так называемые универсальные 10-е классы. В других
образовательных учреждениях их ликвидируют, создавая классы профильные,
куда не попасть без оценок "хорошо" и "отлично" по предметам с углубленным
изучением.»
По сути, в Биробиджане предложено создать образовательный мега-монстр,
объединяющий все средние образовательные учреждения города, где каждому
ученику согласно его егэшным потребностям будет определен профильный
класс. Заметим, что потребности эти должны быть подкреплены
соответствующей оценкой на ОГЭ в 9 классе. Сам профильный класс может
оказаться совсем не по месту жительства, учеников будут вольно переводить из
одного школьного здания в другое, исходя из соображений «оптимизации
учебного процесса». Ну а для тех, кто не сумеет (или не пожелает) вписаться в
новую систему, будет оставлена пара школ с «универсальным» образованием.
На самых окраинах, для маргиналов.
Многие родители осознали вредоносность этого проекта, и реорганизация
образования в Биробиджане вызвала широкий общественный протест, к
которому присоединились даже представители ОНФ. Но надо понимать, что вся
эта «кухня» напрямую связана с ЕГЭ, и в системе ЕГЭ по-другому быть не
может.
Ну а в городах и поселках, где всего одна-две школы, подобное объединение
школ невозможно в принципе. А значит, для подготовки к ЕГЭ у тамошних
школьников останется один путь: репетиторы, с которыми, заметим, там тоже
не густо.
Так убивают Россию, которая «не Москва».
Вот только Иванов ошибается, в Москве положение не намного лучше,
там практикуют привлечение хороших учителей начальных классов,
натаскать на ОГЭ по русскому и математики,
точнее арифметики и умению изложить пересказ на листе бумаге.
И это идёт за счёт школьной внеурочки, да и любая переработка оплачивается, это плюс для учителей, а в остальном не все москвичи могут позволить себе профессоров из Плехановки, не все москвичи могут три года оплачивать репетиторов...
Словом жить в России и быть отдельно от России не получается даже в образовании.
Тем более что в Москву прут высокобальники со всей Руси, а ведь количество высокобальников в проценте от населения что в МСК, что в регионах примерно одно, а значит московским хорошистам двери в вузы закрыты автоматически, если говорить про бюджет...
Но это я так, отвлёкся. а в целом Иванов написал научный труд о ЕГЭ.