Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,136,089 8,115
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
18 июл 2023 14:15:08

Мнение ЕГЭ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО А.В.Иванов (часть 8) или Школа для ЕГЭ

новая дискуссия Дискуссия  109

8. Школа для ЕГЭ 
Цитата8. Школа для ЕГЭ 

Как уже было отмечено в п. 3, система ЕГЭ разрушила внутреннюю гармонию 
образовательного процесса и сделала пребывание прагматично 
ориентированного школьника на уроках в старших классах массовой школы 
практически бессмысленным. Реальная подготовка к ЕГЭ сосредоточена 
сегодня в профильных классах элитных гимназий и у репетиторов. Именно в 
этих двух сегментах образования и наблюдается наибольшая поддержка 
системы ЕГЭ. И если голос репетиторов звучит не слишком громко ввиду их 
социального статуса, то многие «продвинутые» учителя лоббируют ЕГЭ весьма 

активно, потому что благодаря  единому экзамену они получили «объективное и 
независимое» подтверждение высокого качества своей работы, которое 
воплощается в рейтинги, зарплаты, гранты и т. д. Заметим, что именно эта 
категория педагогов в основном и представляет мнение учительского 
сообщества в высоких инстанциях. 

Сегодня предельно актуальной для Минобра стала задача структурной 
перестройки всей школы под ЕГЭ, потому что «так, как сейчас» -- дальше 
продолжаться не может. Укрупнение школ, которое уже произошло в Москве, 
направлено прежде всего на решение этой проблемы. В большой школе, где 
выпускается одновременно не два, а двадцать классов, есть возможность 
разбить школьников на группы в соответствии с их егэшными приоритетами и 
удовлетворить  запросы  на подготовку к вступительным единым экзаменам. 

Этот проект интересен тем, что он безупречно отражает логику ЕГЭ. Такова 
модель будущего всего нашего образования. И надо выделить ключевой элемент 
этой модели — раннюю специализацию и, как следствие, отсутствие 
настоящего всестороннего среднего образования. 

Представим себе школьника, который желает учиться под хорошо известным 
когда-то девизом: «Хочу всё знать!» Хотя бы на уровне, достаточном для 
приличной сдачи любого из 11 нынешних ЕГЭ (коль скоро все они называются 
«выпускными экзаменами»). Куда ему теперь податься? В какой «профильный 
класс»? Где он получит всестороннее образование без «уклонов» и зияющих 
дыр? 

Нигде. И это значит, что со средним образованием в России вот-вот будет 
покончено. 

А ведь кто-то скажет: «Ну и бог с ним, с этим образованием. Зато теперь (может 
быть) детей к ЕГЭ в школе начнут готовить, на репетиторов меньше тратить 
придется.»  

Но что означает выбор «профиля обучения» для подростка в 9 классе? 

Дети в этом возрасте увлекаются самыми разными вопросами. Например, 
великий математик А.Н.Колмогоров всерьез хотел стать историком. 
Представьте его судьбу в нынешней школе: профильный гуманитарный класс, 
где математика преподается на «базовом уровне» (на том самом, для дебилов, 
см. п. 2). . 

Но чаще девятиклассники не ощущают тяги никуда. И тогда вопрос о «выборе 
профиля» решается на семейном совете по принципу исключения того, что 

никак не подходит: этого ты не знаешь, того — тоже. В итоге получается такой-
то набор ЕГЭ для поступления в такие-то вузы. Дальше можно нанять 
соответствующего репетитора для подготовки к ОГЭ 9 класса, и — «в добрый 
путь» по жизни, с нулевыми знаниями по всем остальным предметам. 

И всё это официально (на уровне высших чиновников Минобра) называется 
способностью современных школьников «самим определять, какие предметы и 
в каком объеме представляют для них интерес». Речь здесь о том, что 
старшеклассник, имея очень смутные представления об истории, физике или 
литературе, тем не менее может точно знать, что все эти дисциплины ему не 
нужны. Подобные высказывания были немыслимы в ту пору, когда наше 
среднее образование действительно являлось образованием, и его главной 
целью было формирование широкой базовой культуры народа. Минобр 
введением ЕГЭ подменил эту цель суррогатом подготовки к узкому набору 
вступительных единых экзаменов и теперь отечески поглаживает 
старшеклассника по голове: «Смотри, как ты вырос, малыш! В отличие от 
сверстников из недавнего прошлого ты теперь сам знаешь, какие предметы надо 
учить. И мы даем тебе право такого выбора.» Сколько подлости в этом подходе, 
если вдуматься.  

Заметим, что проводимое сейчас профилирование старшей школы не даст 
углубленных знаний и в узкой предметной области. Главным приоритетом в 
такой школе становится подготовка к единому экзамену, и она фактически 
превращается в курсы по подготовке к ЕГЭ, где доводят до автоматизма технику 
выполнения стандартных заданий. Отметим еще раз, что эта подготовка дает 
право поступать в вуз, но зачастую не обеспечивает возможности учиться в нем, 
то есть по большому счету бессмысленна.  

При таком подходе всё, что не имеет отношения к ЕГЭ, за ненадобностью 
отмирает. Формат ЕГЭ очень конкретный и покрывает далеко не всю школьную 
программу. Например, как уже было отмечено, профильный экзамен по 
математике в 2015 году можно было написать на 97 баллов, совершенно не зная 
серьезной геометрии. Именно поэтому геометрия, которая была важнейшим 
элементом национальной системы образования и составляла треть общего 
объема школьной математики, исчезает теперь даже в профильных 
математических классах.  

Однако описанное выше решение проблемы путем укрупнения школ возможно 
только в очень больших городах. В городах поменьше «укрупнять» труднее. В 
этом смысле любопытен креативный опыт Биробиджана, который активно 
обсуждался в сети в феврале 2016. 

Начнем с цитаты (см. http://eaomedia.ru/n…489466/get.. ): 

«Биробиджанские девятиклассники-троечники, желающие продолжить 
обучение в школе, уже в следующем учебном году встанут перед весьма 
ограниченным выбором. Им придется перевестись в одну из двух городских 
школ, расположенных в отдаленных микрорайонах – Сопка и Биробиджан-2. 
Только там остаются так называемые универсальные 10-е классы. В других 
образовательных учреждениях их ликвидируют, создавая классы профильные, 
куда не попасть без оценок "хорошо" и "отлично" по предметам с углубленным 
изучением.» 

По сути, в Биробиджане предложено создать образовательный мега-монстр, 
объединяющий все средние образовательные учреждения города, где каждому 
ученику согласно его егэшным потребностям будет определен профильный 
класс. Заметим, что потребности эти должны быть подкреплены 
соответствующей оценкой на ОГЭ в 9 классе. Сам профильный класс может 
оказаться совсем не по месту жительства, учеников будут вольно переводить из 
одного школьного здания в другое, исходя из соображений «оптимизации 
учебного процесса». Ну а для тех, кто не сумеет (или не пожелает) вписаться в 
новую систему, будет оставлена пара школ с «универсальным» образованием. 
На самых окраинах, для маргиналов. 

Многие родители осознали вредоносность этого проекта, и реорганизация 
образования в Биробиджане вызвала широкий общественный протест, к 
которому присоединились даже представители ОНФ. Но надо понимать, что вся 
эта «кухня» напрямую связана с ЕГЭ, и в системе ЕГЭ по-другому быть не 
может.  

Ну а в городах и поселках, где всего одна-две школы, подобное объединение 
школ невозможно в принципе. А значит, для подготовки к ЕГЭ у тамошних 
школьников останется один путь: репетиторы, с которыми, заметим, там тоже 
не густо. 

Так убивают Россию, которая «не Москва».


Вот только Иванов ошибается, в Москве положение не намного лучше,
там практикуют привлечение хороших учителей начальных классов, 
натаскать на ОГЭ по русскому и математики, 
точнее арифметики и умению изложить пересказ на листе бумаге.
И это идёт за счёт школьной внеурочки, да и любая переработка оплачивается, это плюс для учителей, а в остальном не все москвичи могут позволить себе профессоров из Плехановки, не все москвичи могут три года оплачивать репетиторов...
Словом жить в России и быть отдельно от России не получается даже в образовании.
Тем более что в Москву прут высокобальники со всей Руси, а ведь количество высокобальников в проценте от населения что в МСК, что в регионах примерно одно, а значит московским хорошистам двери в вузы закрыты автоматически, если говорить про бюджет...

Но это я так, отвлёкся. а в целом Иванов написал научный труд о ЕГЭ.
  • -0.01 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  basilevs ( Слушатель )
18 июл 2023 14:52:28


У меня только один вопрос и одно замечание.
Вопрос: Чем плохо "натаскивание на ОГЭ/ЕГЭ"? Там как раз проверяется, усвоил ли ученик материал, на примере конкретных задач по темам.
Только не надо про "оно не показывает, насколько ученик умеет думать" - этого, к сожалению, вообще никакой формализованный тест не показывает. Даже все эти тесты на IQ / абстрактную соображаловку - мимо кассы. Кто придумает вменяемый тест на "человек умеет думать" - получит нобелевку сразу. А все инженерные корпорации мира ему ещё приплатят и позовут лекции читать. К сожалению, пока тут полностью глухо.

Замечание: в ЕГЭ по русскому не пересказ, а полноценное сочинение. Это в дополнение к отдельному сочинению по литературе. В ОГЭ, насколько помню - тоже именно сочинение, а не пересказ. Это принципиальная разница.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
18 июл 2023 15:06:57
Сообщение удалено
Duke Nuken
24 июл 2023 11:26:26
Отредактировано: Duke Nuken - 24 июл 2023 11:26:26

  • +0.00
 
 
 
  Соколов Алексей ( Слушатель )
18 июл 2023 15:17:01

Зарплата учителей вообще никак не зависит от качества их работы. И в этом корень проблемы. Но бороться они будут за отмену ЕГЭ. Так проще. )
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
18 июл 2023 18:14:38

1. В ОГЭ изложение. Звучит два раза через динамик с перерывом.
2. Привлекают для обучения девятиклассников.
2.1. Таблице умножения, и чтобы мог сложить, вычесть, умножить, разделить... 
2.2. Умению слышать, запомнить и написать услышанное, хотя бы на минимальное количество слов(букв), качество все одно мало где проверяют.
Цель, лишь бы сдал ОГЭ и ушёл из школы...
  • +0.04 / 3
  • АУ