27 июля 1952 года в СССР был открыт Волго-Донской канал, связавший кратчайшим путем две крупные водные артерии европейской части страны.
Окончательный проект строительства Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) был утвержден 27 января 1948 года. Его автором стал коллектив Гидропроекта под руководством Сергея Жука.
Проект состоял из связанных между собой трех самостоятельных частей: судоходного канала, гидроузла и оросительной системы.
На строительстве канала, который коротко называли Волго-Дон, впервые опробовали новейшую технику. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов отечественного производства: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скрепера, бульдозеры, автосамосвалы.
«Никогда ни одно гидротехническое сооружение не знало такого насыщения техникой. А поэтому не знало таких сжатых сроков работы!» - писал в «Литературной Газете» 15 июля 1952 года академик Борис Патон.
«Чудо-экскаватором» называли шагающий экскаватор «ЭШ – 14/65». Длина его стрелы составляла 65 метров, ковш забирал сразу 14 кубометров грунта (почти 2 вагона), доставал его с глубины 40 метров, поднимал на высоту 40 метров и переносил на 100 метров. Машина весила 1200 тонн.
Экскаватор впервые был применен на строительстве Волго-Дона. Чтобы доставить его на строительство в разобранном виде, понадобилось 180 железнодорожных платформ. Чтобы подвести к месту работы, построили железнодорожную ветку. Там монтажники собирали его 6 месяцев.
Волго-Донской судоходный канал – единый архитектурный ансамбль. Советские зодчие облекли в художественную форму действующее гидротехническое сооружение. Возле первого шлюза на высоком постаменте был установлен памятник Иосифу Сталину. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В 1961-м его убрали, на старом постаменте 22 апреля 1973 был установлен памятник Ленину.
15-й шлюз – один из самых красивых и величественных сооружений канала. На вершине его каменных 30-метровых башен, установлены статуи донских казаков на вздыбленных конях. Их взоры устремлены в сторону Дона. Автор – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Георгий Мотовилов.
rostov.aif.ru