Цитата: Senya от 08.08.2023 15:12:50Не-не-не. Это совершенно другая группа и другая история с разовым "наймом ландскнехтов", принципиально не могущих быть долговременной опорой власти. А я интересовался группами, которые сами могут генерить из себя новых бойцов.
Так и есть. Это принципиально разные люди, но в 1919 году их невольно объединяли под общей вывеской "интернационалисты".
Так называемые "латышские стрелки" появились сразу после Октябрьской Революции и представляли из себя "личную охрану Владимира Ильича", приставленную к нему - согласно апокрифам - германским командованием. Фронтменами в этой группе выступали практически неграмотные латыши, однако командовали ими остзейские немцы из тех, кто в свое время не пожелали отправиться служить в Восточно-Сибирский корпус, а сменили подданство на германское (перед Первой мировой остзейским немцам предоставлялась такая опция, это и привело к тому, что в Прибалтике остались практически только местные автохтоны, большая часть немецкого населения перебралась - кто-то в Сибирь и Среднюю Азию, но в большинстве своем - в Германию (позже уже из прибалтийских республик были еще волны выезда "на историческую Родину" и к 1940-му году - моменту добровольного присоединения Прибалтики к СССР немцев там практически не было).
Соответственно - после Февральской, но до Октябрьской Революции - Рига раскрыла ворота перед германскою армией и фронт в Прибалтике рухнул (наши отчаянно отбивались в районе Моонзунда, но местное население массово перешло на сторону немцев и войскам Временного правительство пришлось отовсюду там уходить, - не забываем, что 23 февраля 1918 года родилась Красная армия в боях с немцами - но уже посреди Псковской губернии.
Приход немцев в Прибалтику привел в появлению массовых потоков беженцев в Россию, среди которых оказались и вроде бы регулярные части типа "латышских стрелков". Самый главный прикол в истории "латышских стрелков" это то, что дата их формирования оказалась где-то на две недели позже момента сдачи Риги и кто именно формировал полки "латышских стрелков" в зоне немецкой оккупации долго не давало покоя белоэмигрантским историкам. Советские же историки всегда делали вид, что эта проблема их вообще не касается.
Иными словами "латышские стрелки" были весьма занятной "вещью в себе" и очень интересно закончились. Руководящему составу этой структуры через много лет было предложено перейти на работу в НКПС/НКВД и дальше следы этих людей в сией непрозрачной структуре теряются. Есть лишь отрывочные сведения о том. что бывшие офицеры "латышских стрелков", а также их дети и родственники в большом количестве погибли в застенках гестапо, как "вражеские агенты" засланные в Германию. (Впрочем, в таких историях нам достоверно становятся известны лишь истории "провалов" наших товарищей.)
Простых же солдат из "латышских стрелков" в эпоху Троцкого "щедро наградили за службу" и предложили им: А) вернуться "домой", Б) демобилизоваться и жить простыми русскими, В) продолжить службу во всяких интересных местах. При этом сохранить у себя "заработанное" можно было лишь вне пределов России. Это привело к тому, что абсолютное большинство "латышских стрелков" решило вернуться в Прибалтику. Но после 1940 года всем им было суждено весьма изумиться, так как их как местных "богачей" советские товарищи пришли "раскулачивать". "Простых латышей" пошедших по пути Б или В было очень немного (по факту людям вместо огромных денег давали на руки "почетную грамоту" или какие-нибудь "именные часы") - и дальше обычная жизнь/служба шли обычным порядком. Итоги этого были очень разными - от расстрела по 58-ой до Героев Советского Союза или полного иконостаса Орденов Отечественной войны включительно.
Но это речь о тех, кто на постоянной основе служил в "латышских стрелках" и в 1919 году считался "латышским интернационалистом".
Но были и "эстонские интернационалисты". Они возникли по итогам распада Германской Империи в ноябре 1918 года. Огромное число немецких офицеров единовременно оказались без работы и средств к существованию. В этой картине мира командующий войсками ландвера в Восточной Пруссии фон Зехс и наш товарищ Каменев заключили договор по которому немецкие офицеры - члены организации "Штальшлем" - сроком на один год зачислялись в ряды Красной армии с ноября 1918 по ноябрь 1919 годов. Это были именно офицеры и потомственные дворяне (а других в Штальшлем не пускали). Вот они-то и стали главной ударной силой красных в сражении под Орлом в 1919 году, а победу им принесли помимо морально-волевых и всякого такого же прочего - большой перевес в пулеметах и артиллерии против армии Май-Маевского которому пришлось "на выдохе" идти в лоб на заранее оборудованные по всем правилам германской военной науки - позиции.
Соответственно "эстонские интернационалисты" покинули Красную армию в ноябре 1919 года, а "латышские" так и остались - "охранять товарища Ленина".