Цитата: liv444.1 от 14.08.2023 10:54:32Кто бы сомневался, что эта тема будет развиваться.
Ростех на «Армии-2023» впервые представил перспективный авиадвигатель СМ-100
Пишут:
ЦитатаОбъединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех впервые представила на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» макет перспективного двигателя СМ-100 для модернизированного учебно-боевого самолета Як-130М. Проект будет развитием базового двигателя АИ-222-25. Новая силовая установка будет обладать повышенными характеристиками при аналогичных габаритах и весе, в частности, максимальная тяга возрастет на 20%, а ресурс – в два раза.
В отличии от АИ-222-25 двигатель СМ-100 при тех-же размерах позволяет Як-130М иметь отношение тяги к весу больше 1. Т.е. с ним на Як-130М можно будет отрабатывать большее колическво маневров доступных современным истребителям.
Платой за это является меньшая степень двухконтурности и больший расход топлива, чем у АИ-222-25, что для учебного самолета не критично.
П.С. И чем СМ-100 точно
не является, это "
развитием базового двигателя АИ-222-25"
Цитата: liv444.1 от 14.08.2023 10:54:32Руководитель производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» Алексей Громов:
Цитата«Наряду с этим двигатель имеет большой потенциал для применения в сфере военной авиации, а также может рассматриваться в качестве основы семейства силовых установок для легких региональных и административных самолетов. Мы готовы к сотрудничеству с авиационными КБ на всех стадиях разработки летательных аппаратов»
В презентации (2016 года?) семейства двигателей на основе газогенератора (6+1) от СМ-100 они рисуют двигатели тягой от 4.2 до 7 тс с удельным расходом 0.57 кг/(кгс*ч)
Но с тех пор появились новые материалы и технологии для изготовления лопаток турбин и, например, у серийного ПД-14 параметры газа (температура-степень повышения давления) существенно выше.
ИМХО, но более важна другая часть цитаты:
ЦитатаРазработка СМ-100 проводится в рамках работы по модернизации базового двигателя для учебно-боевого самолета Як-130. Полученный в ходе работ научно-технический задел используется для модернизации двигателей АИ-222-25. Наряду с этим двигатель имеет большой потенциал для применения в сфере военной авиации...
Сам двигатель СМ-100 более совершенен, чем АИ-222-25, но имеет существенно меньшую степень двухконтурности, используемую сейчас на двигателях для сверхзвука. Способен ли планер Як-130 при позволяющем это двигателе к сверхзвуку нигде не говорилось.
Напрашивающимся применением СМ-100 были бы БПЛА более легкого класса чем С-70 "Охотник", тяжелые крылатые ракеты и т.д.
ЦитатаВ настоящее время компрессор низкого давления и турбина проходят стендовые испытания, а камера сгорания - летные испытания.
По-видимому летные испытания камеры сгорания – это и есть в моменте тот самый
Цитатанаучно-технический задел используется для модернизации двигателей АИ-222-25.
П.С. Я так понял, что скорее всего для Як-130 модернизация АИ-222-25 приведет в итоге к двигателю с новым газогенератором, но тем же по диаметру вентилятором с сохранением или даже увеличением степени двухконтурности. А дальше только рассуждения, например:
для варианта Як-130 Легкий Штурмовик лучше подходит модернизированный (или новое поколение на основе) АИ-222-25
для варианта Як-130 Летающая Парта – СМ-100 для более широкой учебной программы.