https://t.me/aviasalonmaks/875924 августа 1917 года состоялся первый полёт гидроаэроплана специального назначения (ГАСН), разработанного конструкторами Дмитрием Павловичем Григоровичем и Михаилом Михайловичем Шишмарёвым с опорой на предварительный проект старшего лейтенанта флота Ивана Ивановича Голенищева-Кутузова. Поднял машину в небо лётчик Алексей Ефграфович Грузинов.
Российский флот, вступив в Первую мировую войну, не имел на вооружении тяжёлых машин, сопоставимых по возможностям с сухопутными "Илья Муромец". Запрос о передаче флоту нескольких самолётов из сухопутных сил не был удовлетворён. В то же время, потребность в такой технике только росла. И. Голенищев-Кутузов, опираясь на свой опыт, подготовил предварительный проект гидросамолёта-торпедоносца, способного поражать крупные вражеские корабли. Для детального проектирования и постройки машины он обратился к Д. Григоровичу, занимавшему в тот момент пост главного конструктора Первого Российского Товарищества Воздухоплавания "С.С. Щетинин и Ко". Проект получил название Гидро-аэроплан специального назначения, коротко – #ГАСН. Машина должна была получить два мощных двигателя Renault. Самолёт имел поплавковое шасси, нёс одну торпеду, имел оборонительное вооружение.
В 1916 году флот выдал заказ на 10 таких самолётов, в конце года началась постройка опытного образца. В августе начались его лётные испытания, по результатам которых самолёт показал хорошую мореходность и управляемость на воде, но недостаточную эффективность рулей. В сентябре произошла поломка, устранение которой заняло некоторое время. Вскоре развернулись революционные события, которые не позволили завершить доводку самолёта и постройку серийных машин. К работам удалось вернуться только в 1920 году, но первый же полёт завершился отказом двигателя и вынужденной посадкой. Самолёт оказался во льдах, получил повреждения и больше не восстанавливался.
https://vk.com/wall-18426903_2483524 августа 1917 года оторвался от воды и ушел в первый полет российский самолет «ГАНС». Российский ГАНС? Почему? А для благозвучия. Вообще-то этот самолет сначала называли труднопроизносимой аббревиатурой ГАСН – гидроаэроплан специального назначения. Впрочем, его еще называли «СОН» - самолет особого назначения.
Самолет ГАСН был большим поплавковым двухмоторным гидросамолетом, что для конструктора Дмитрия Павлович Григоровича нетипично, поскольку он более известен, как конструктор летающих лодок. Его гидропланы М-1, М-5, и другие, показали свою эффективность в условиях войны. Но именно опыт войны диктовал необходимость специализированных самолетов иного типа.
Именно таким должен был стать ГАСН – первый в мире торпедоносец. Самолет смело взлетел, показал неплохую мореходность даже при большом волнении. Но требовалось изменение центровки. ГАСН вытащили на берег, внесли нужные регулировки, и снова продолжили испытания.
Самолет показал скорость 110 километров в час, но произошла неприятность – заглох один их двигателей. Летчик успешно посадил самолет на воду. А дальше... Это нужно было предвидеть! На одном моторе самолет курс на воде не держал, он вращался на месте. Водяной руль на нем отсутствовал.
Пилоты пытались подать сигнал на берег, но зажженный ими огонь почему-то не увидели. Испытания происходили в ноябре, к утру самолет вмерз в лед. Его извлекли из воды, но ремонтировать не стали. Наступившая революция вскоре надолго положила конец всем разработкам в российской авиации. И отечественному авиастроению еще очень повезло, что Григорович решил остаться в России.