Обсуждение космических программ
9,174,693 41,277
 

  СовДед ( Слушатель )
11 сен 2023 11:46:51

Названа вероятная причина падения "Луны-25"

новая дискуссия Дискуссия  251

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Причиной крушения межпланетной станции "Луна-25" может быть неисправность прибора для измерения ориентации и ускорения "Биус-Л", который до этого не испытывался в космосе, сообщил РИА Новости источник.

Подробно о "Биус-Л"
На Луна-25 будут использованы волоконно-оптические гироскопы
CBunny
Роскосмос разработал критически важный прибор, нехватка которого затормозила запланированный полет на Луну на два года. О том, как он работает, почему тяжелее американского аналога, и как ученые придумали систему космического ориентирования с волоконно-оптическими гироскопами, рассказал его конструктор.


Автоматическая станция «Луна-25» и макет «Биус-Л» для испытаний
В октябре 2021 года Россия планирует вернуться на Луну, запустив первый за 45 лет автоматический аппарат – «Луна-25». Запуск миссии планировался еще в 2014 году, но старт постоянно откладывался, в первую очередь, из-за неготовности аппарата и по причине западных санкций. Постоянные переносы миссии уже заставили выйти из нее зарубежных партнеров.Последний перенос на два года был связан с неготовностью российского прибора БИБ для системы навигации, заменить его на западный помешали санкции. Срочно разрабатывать ему замену (прибор «Биус-Л») из отечественных комплектующих поручили «Научно-производственному центру автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина». Как удалось выполнить задачу, и как космическое приборостроение справляется с импортозамещением, рассказал начальник отдела по разработке бесплатформенных инерциальных навигационных систем НПЦАП и главный конструктор прибора Алексей Казаков.


Прототип прибора «Биус-Л»
— С весны 2020 года ваше предприятие разрабатывает прибор «БИУС-Л» для автоматической станции «Луна-25», которая будет запущена на поверхность Луны этой осенью. Какова его роль на аппарате?— Это бесплатформенный измерительный блок, который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат.Задача их измерять и передавать в бортовую систему управления аппарата. Управляющая машина, обработав данные, сможет скомпенсировать эти воздействия.За счет этого поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь аппарата.
— Он работает на всем этапе полета вплоть до посадки?— Как только аппарат выйдет на орбиту Земли, прибор включается и начинает работать.
— Какие вообще известны способы решения этой задачи — ориентации корабля в космосе?— Есть несколько способов. Есть спутниковые датчики (АСН), которые используют сигналы GPS или ГЛОНАСС, как в мобильных устройствах. Есть звездные датчики, позволяющие аппарату ориентироваться по звездному небу. Фактически НПЦАП ориентируется на разработке и изготовлении инерциальных систем управления.
— К ним же относятся гироскопические устройства, в основе которых лежит, грубо говоря, вращающийся волчок?
— Да, только они относятся к так называемым платформенным системам, где сам прибор находится в инерциальном пространстве, а корабль находится вокруг него и вращается каким-то образом, живя своей жизнью. Вообще гироскопия начала развиваться в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Фактически первые поплавковые гироскопы в серийном виде у нас появились в 1960 году. Платформенные системы замечательно работают на ракетах «Протон-М», «Союз», они высокоточные, их принципы хорошо понятны, но недостатки связаны с большой массой и ценой.
— В чем же отличие бесплатформенных систем?— Эта система построена на принципе чувствительных элементов, которые измеряют угловые скорости, и линейные ускорения. В таких системах все изделие жестко крепится на корпусе ракеты. Прибор крутится вместе с изделием и измеряет свое вращение. Но из-за того, что бесплатформенный прибор должен измерять большой диапазон движений, он более грубоват.




Двухстепенной испытательный стенд
— Если более грубоват, то в чем же преимущество?— Они легче, проще в изготовлении, так как не надо делать сложные механические привода, и дешевле. Поэтому для определенных целей их более, чем хватает. Например, когда на корабле есть другие внешние подсказчики – звездные приборы, солнечные датчики. С развитием электроники повышаются вычислительные возможности, качество обработки сигналов, шумов и т.д. Идет движение к появлению систем на новых чувствительных элементах и физических принципах.
— Как же работает «БИУС-Л»?— В нем по осям стоят волоконно-оптические гироскопы и акселерометры. Фактически такой гироскоп – это скрученное многократно оптоволокно, в данном приборе порядка 500 метров. Тут используется специальное оптоволокно, стойкое к воздействующим факторам.
— Отечественное?— Отечественное. Оптоволокно заказывает наш соисполнитель, находящийся в Саратове, изготавливает гироскоп и поставляет нам. Принцип работы основан на эффекте Саньяка. От источника излучения – светодиода – в волоконный контур запускаются в противоположных направлениях два световых луча одинаковой частоты. Когда волоконный контур неподвижен, оба луча до встречи проходят одинаковый путь, но, когда контур вращается один из лучей проходит больший путь, чем другой, и в точке их встречи смещается фаза световой волны. По величине этого смещения можно оценить скорость вращения волоконного контура.
— Прибор БИБ, который не удался, и которому вы делаете замену, был основан на том же принципе и весил 1,5 кг. Ваш – 10 кг. Почему?— Наш прибор делался в рамках импортозамещения и полностью построен на отечественной элементной базе, что играет свою роль. Во-вторых, этот прибор делается для космического назначения, поэтому во главу угла ставилась надежность.В нем установлена специальная трехгранная машина, обработчик, который обрабатывает сигналы чувствительных элементов. В три грани процессора приходит информация от чувствительных элементов, он постоянно их сравнивает и выдает команды в другую машину в системе управления, а та – на управляющие органы. Наконец, прибор имеет повышенную надежность и точность.
— Какую?— Точность прибора находится на уровне 0,2''/с. Эту точность мы подтвердили в рамках предварительных испытаний.
— На определенном этапе вместо БИБа на корабль предлагали поставить серийный прибор ASTRIX фирмы Airbus (4,5 кг), чего не случилось по понятным причинам. Можно сравнить параметры его и ваши?— Наш прибор получился на том же уровне по точностям, что и Astrix 1090.
— Если нет необходимости раскручивать тяжелый гироскоп, то прибор должен и меньше потреблять? Какова его мощность?— 35-40 Ватт.
— При этом на «Луне-25» будут стоять два прибора «Биус-Л»…— Да, для надежности ставятся два прибора, они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно.В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.


— Что делается для обеспечения радиационной стойкости приборов?— Прибор изначально строится на элементной базе, которую мы выбираем с учетом радиационной стойкости. Корпус (конструктив) прибора имеет определенную толщину, это герметичный цилиндр из алюминиево-магниевого сплава. Основная задача – чтобы прибор был легкий, прочный, и имел защиту от внешних факторов. Плюс у сплава должна быть высокая теплопроводимость, чтобы снимать излишки тепла.
— А эта трехгранная машина – чьего производства?— Разработчик – НПЦАП. АО «Ангстрем» по нашему ТЗ делают для нас БИСы – большие интегральные схемы. Фактически владельцы этого БИСа— мы, они растят для нас кристаллы. Основное преимущество своего БИСа – мы его подстраиваем под свои задачи. Нам не нужно наращивать бешеную производительность, так как у нас есть оптимальная производительность, мощность, потребление, за счет чего мы более эффективно работаем.
— На каком этапе разработка прибора и когда вы его отдадите НПО Лавочкина?— Сейчас приборы прошли приемо-сдаточные испытания, когда проверяются характеристики прибора на соответствие своей документации и 5 мая были переданы в НПО Лавочкина. Сейчас активно участвуем в испытаниях в составе аппарата.
— Прибор создается только для «Луны-25»?— В ТЗ у нас прописано, что прибор создается для всей лунной программы.
— Было довольно неожиданно узнать, что у такого сложного и важного прибора такой молодой конструктор. Как вы попали в эту отрасль?— Я закончил МЭИ в 2008 году, на пятом курсе пришел сюда на практику, и здесь остался работать. Мне повезло, я попал в хороший коллектив.
— Сколько людей работало над прибором, какова средняя зарплата на предприятии?— В общем-то в разработке участвовало все предприятие. От цехов, где делают металл корпуса, вяжут жгуты, собирают и монтируют приборы и так далее. Есть филиалы, которые делают для нас же испытательную аппаратуру. Различные специалисты такие, как технологи, надежники, прочнисты, тепловики и другие… Работы при проведении испытаний и изготовлении прибора на нашем предприятии велись круглые сутки.Все очень хотели выполнить работу в срок и успеть в астрономическое окно для полета на Луну в этом году.Под моим руководством над этим прибором тоже работает молодой коллектив, это очень талантливые и действующие с большим энтузиазмом специалисты, и большое им спасибо. Средний возраст в моем коллективе – в районе 35 лет. К нам приходят работать из МИРЭА, МГТУ им. Баумана, МАИ, а также МГУ… Зарплата на предприятии у нас неплохая, в среднем 90 тыс. руб.
— Неплохо. Удачи вам, и попадания в этом году на Луну!— Спасибо.
Дополнение:Перспективный прибор БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный) разработки НПО ИТ не прошел вибрационные испытания. БИБ все-таки полетит на «Луне-25», но в качестве экспериментального образца, не включенного в контур управления.Для сравнения, масса приборов составляет: для БИБ – 1,5 кг, для Astrix 1090 – 4,5 кг, для «Биус-Л» – 10 кг. Потребляемая мощность «Биус-Л» находится в диапазоне 35-40 Вт. Astrix 1090 значительно экономнее: ему требуется всего 14 Вт.
Утверждается, что на КА "Луна-25" стояли два прибора,  они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно. В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.

ВОПРОС: а почему только ДВА (т.е. дублирование)? Как правило, ключевые вещи в таких системах ставят с ТРОИРОВАНИЕМ. Т.е. комп анализирует ТРИ потока сигналов и при отклонении одного из трех - отключает выпадающий.
  • +0.08 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  mse ( Слушатель )
11 сен 2023 12:08:08

Если ошибка системная(как на пресловутой Ариан5), то можно ставить хоть десяток, результат будет "Фобос-в-грунт"(кстати, там не так всё однозначно. Аппарат потерян по причине неправильного размещения управляющих модулей, которые одновременно "выключили" космическими лучами.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
  Luddit ( Слушатель )
11 сен 2023 14:40:17

Если они развернуты относительно друг друга и их стоит два - можно предположить, что каждый способен выдать информацию про две координаты. Тогда резервирования нет, но по сравнению измерений по одной совпадающей координате можно убедиться, что оба работают, прежде чем приступать к необратимым манёврам.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  aspb ( Слушатель )
16 сен 2023 09:26:45
Причина — акселерометры не включились», — сказал Ю.Борисов  «РИА Новости». Сейчас специалисты разбираются, почему этого не произошло; эту работу планируют завершить к концу сентября. По словам Борисова, есть 16 версий, из них проверили 11.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/t…m917926837
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
16 сен 2023 09:59:11

В программе получается не было кода, проверяющего с включением движка работу акселерометров. Тут по логике надо выбрать - или двигатель не запустился или акселерометры поломатые. И соответственно или вырубать движок или отработать по времени.
PS.
Писать код расчитанный на поломку любого оборудования очень сложно. Но почти все можно заверить тестами. Похоже теста на подобную ситуацию не было
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  caSmith ( Слушатель )
11 сен 2023 20:29:28

Может быть, а может не быть.
  • +0.00 / 3
  • АУ
 
 
  Luddit ( Слушатель )
11 сен 2023 20:40:37

Угу. А может быть она и ребром встала не разбилась, а таукитяне её сразу в музей утащили.
  • +0.00 / 0
  • АУ