Календарь истории ( Даты.События.Праздники.Юбилеи)
67,520 586
 

  osankin ( Слушатель )
14 сен 2023 08:23:49

14 сентября 1363 года - 660 лет назад - Новолетие, церковный новый год на Руси, начало индикта, он же Симеон-столпник, Симеон-летопроводец, в народе Сёмин день, он же Сдвиженье, праздник урожая у славян

новая дискуссия Дискуссия  193





Симеон-летопроводец (Летопроводец; Семенов-день; Семен-день; Семен; Старого бабьего лета почин; Новолетие; Семеновы осенины; Первые осенины; Засидки; Встреча осени; Марфа, Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской)

Православный календарь полон значимых дней почитания памяти святых, внесших весомый вклад в развитие религиозных столпов. В одну из таких дат, 14 сентября, прославляются преподобный Симеон Столпник и матерь его Марфа Каппадокийская. Великий сириец был основоположником столпничества, как особой крайней формы аскетизма. За искренность веры, отказ от мирских искушений, благ и непоколебимость духа праведник был вознагражден Отцом Небесным даром пророчества и исцеления одними лишь молитвами болезней как физических, так и психических.
В период двоеверия торжество получило название Симеон-летопроводец — слияние славянских традиций и христианских верований. Приставка к имени дословно обозначала "провожающий летнюю пору" и символизировала собой начало "бабьего" жаркого сезона.

14 сентября Дата по старому стилю: 1 сентября. Семин день

В этот день отмечается память Симеона Столпника, архимандрита Антиохийского. Он родился в середине 4 века в Сирии, в семье бедных родителей. Однажды, придя в храм, юноша услышал прекрасное пение и с тех пор обратился к христианству. Симеон начал усердно молиться Богу и просил указать ему, как жить дальше. В конце концов, он решил стать монахом, покинул родительский дом и поселился в ближайшей обители, а позже уединился в пустыне. Там он положил начало новому виду подвижничества — столпничеству. Построив столб в несколько метров высоты, он поселился прямо на нем и, тем самым, лишил себя возможности отдыхать и даже спать. Днем и ночью он стоял на столбе и молился Богу. К этому добавлялось строжайшее воздержание в пище и прочие лишения. Симеон Столпник дожил до ста лет и скончался во время молитвы.
Семин день на Руси называли началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же видели, что на бабье лето луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень.
С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.
Впрочем, не только работой занимались крестьянки. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть невест. В это время матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с округи — а на них посмотреть парни сами сбегутся. С Семина дня начинались свадебные недели.

Для этого времени существовало много обрядов. Накануне вечером тушили любой огонь в избе, кроме лампадного, а как только занималась утренняя заря, зажигали новый — но не самостоятельно, а с помощью специально приглашенного знахаря. Он добывал огонь трением из сухого дерева, а молодая невестка или девица поджигала первым пламенем спицу.
Кроме того, в Семин день хоронили мух и тараканов. Этих насекомых считали причиной домашних неурядиц и бедности, поэтому старались от них избавиться. Из репы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что после таких «похорон» насекомые в дом уже не вернутся.

Существовало поверье, что в Семин день черт меряет воробьев своею меркою: сколько себе взять, а сколько выпустить. Для этого все воробьи слетались к нему, и ни в лесу, ни на улице их было не видно.

Семин день

СЕМИН ДЕНЬ - НАЧАЛО "БАБЬЕГО ЛЕТА" Семин день припадает на середину первого месяца осени, его часто связывают с началом "бабьего лета". В эту пору – еще теплая погода, но в некоторых областях страны возможно похолодание. К этому дню завершались основные полевые работы: была выкопана картошка, морковь, свекла, срезана капуста, собирались дозрелые и недозрелые помидоры, убирались остатки кукурузы и ботвы. Землю готовили под вспашку и посев озимых культур. Все полевые работы приближались к концу. Народ мог отдохнуть от тяжелой сельскохозяйственной работы.

Церковное новолетие — начало индикта

Мы привыкли, что Новый год наступает 1 января, и даже не задумываемся, что он может иметь другую дату. Когда-то на Руси его праздновали 1 марта. А в православной церкви уже несколько веков годовой цикл праздников начинается 1 сентября (14-го по современному календарю), когда отмечается церковное новолетие — начало индикта.
Существуют разные единицы счета времени. Одна из них – индиктион, или индикт, обозначающий временной промежуток длинной 15 лет. Откуда пошло это слово и каково его истинное значение – точно неизвестно. Считается, что он связан со сбором податей. При Диоклетиане (297-298 гг.) индиктионом назывался налог, при Константине Великом (312 г.) это уже была единица летоисчисления, начинавшаяся 23 сентября. Возможно, она заменила счет времени по олимпиадам. В 462 г. в Византии начало отсчета было перенесено на первый день осени. В XIV–XVI вв. на Руси времяисчисление проводилось по индиктам, кругам Солнца и Луны.
Великий индиктион – временной промежуток в 532 года. Его отсчитывают от Сотворения мира (начала византийской эры). В 1941 году начался 15-й великий цикл.
Есть несколько индиктов, в зависимости от числа начала года: императорский, или индикт Беды, (24 сентября); римский, или папский, (25 декабря или 1 января); Senensis (8 сентября); греческий (1 сентября).
Церковное новолетие — начало индикта на Руси отмечалось с 1363 года. В 1492 г. праздник получил статус церковно-государственного и отмечался торжественно и с размахом. Его начинали праздновать 31 августа. Все шли на вечерню, которая заканчивалась в полночь колокольным звоном, возвещавшим о наступлении нового года. В доме гасили свет, чтобы утром, путем трения, добыть новый огонек, символизирующий новый жизненный виток.
1 сентября проводилась красочная и торжественная служба. На площади возле собора строилось возвышение, покрывалось коврами. На него поднимались патриарх, одетый в сияющие одежды, и царь в шапке Мономаха. Внизу находилась вся свита: бояре в парчовых одеждах с длинными рукавами и собольих высоких шапках, стрельцы со знаменами и барабанами, дьяки, приказчики, приглашались иностранные послы.
Проводился торжественный молебен. После него шел обмен поздравлениями между патриархом и царем. Затем государь поздравлял бояр и весь народ, которые отвечали царю тем же. Служба заканчивалась угощением для сановников, народу доставалось денежное подаяние. В деревнях накрывались столы, за которыми собиралась вся деревенская община.
В 1700 г. празднование Нового года перенесли на 1 января, и служба стала более скромной, проходила без участия царя, хотя праздник считается посвященным Господу.

Новолетие, Славянский Новый год



Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года — Началом индикта.
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.
В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины.
Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.
Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие «начало года» носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета.

Новолетие, Славянский Новый год



Своими корнями христианский праздник Новолетие уходит в историю Древнего Рима. Тогда каждые 15 лет императоры собирали налоги со своих подданных. День сбора был назначен на 1 сентября. Новый финансовый период, в конце которого нужно было сдать подать, назывался индикт. Гораздо позднее индикт стал длиться не 15 лет, а год. Именно так слово «индикт» стало синонимом для существительного «год». Император Константин Великий позволил своему народу исповедовать христианство в день начала нового индикта. С того момента 1 сентября стало считаться не только началом нового года, но и символом признания христианства. Новолетие по новому стилю приходится на 14 сентября. В православных источниках день именуется Началом индикта либо Летапреложением. Этот день пришёл к славянам после принятия византийской религии. Однако он не сразу стал официальным: ведь славяне отмечали наступление нового года 1 марта. Только с 15 века в торжествах 1 сентября стал участвовать царь и епископ, то есть праздник приобрёл статус церковно-государственного. Позднее Пётр Первый перенёс торжество на привычную для современного человека дату — 14 января (по новому стилю — на 1 января). Однако верующие христиане всё равно считают Летапреложение истинным началом года. В этот день православные посещают в храмах богослужения в честь Начала индикта. Также они вспоминают Симеона Столпника, который поставил столп и молился на нём несколько десятков лет. Верующие молятся об удаче в наступающем новом году, просят благословение у Бога на новом этапе жизни. В доме нужно тоже читать молитвы о послании хорошего года. Не стоит в этот праздник просить о материальном состоянии, ведь это будет неуместно в столь светлый день. Позволительно на Новолетие ходить в гости, встречаться с родственниками и близкими, обмениваться подарками от чистого сердца, накрывать щедрый стол. В народе Начало индикта называют днём Семёна Летопроводца в честь провидца и целителя Симеона Столпника. Крестьяне в этот день платили подати, оброки, также в этот период прекращали своё действие годовые договоры, сделки между славянами. К этому дню рекомендовалось расплатиться по долгам, чтобы не начинать новую веху жизни с тяжёлым сердцем. Традиционно считалось, что с данного момента вступает в свои права осень. Крестьянам необходимо было завершать уборку урожая и готовиться к осенней распутице.
Отредактировано: osankin - 14 сен 2023 08:35:47
  • +0.02 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!