Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,287,623 49,699
 

  Фракталь ( Слушатель )
19 сен 2023 14:11:54

Чтение и понимание прочитанного

новая дискуссия Аналитика  190

Сначала я набрёл на вот такой любопытный текст:

Турция, как представляется, совершенно не готова к технологическому веку, поскольку её граждане сильно отстают в знаниях по ключевым техническим навыкам и более половины не заканчивают среднюю школу.
Проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) последнее исследование навыков взрослых позволило оценить уровень владения основными навыками обработки информации, включая грамотность, умение считать и решать проблемы в условиях, богатых технологиями, в 32 странах. Опрошенные с апреля 2014 по март 2015 года граждане Турции набрали значительно более низкие баллы по этим навыкам, чем люди с таким же уровнем образования в других странах.
Средний балл грамотности и счета в Турции более чем на 40 пунктов ниже, чем в среднем по миру, по данным ОЭСР, в то время как почти 80% 55-65-летних и более 50% 25-34-летних не имеют законченного среднего образования. Около 40% взрослых турок не имеют базовых навыков в области информационных и коммуникационных технологий, а 38% не имеют опыта работы с компьютерами или не имеют базовых навыков работы с ними.
Турция имеет третий самый низкий средний балл по грамотности и счету среди 32 исследованных стран.
«Взрослые, которые хорошо владеют навыками, измеренными в опросе, вероятно, смогут максимально использовать возможности, созданные технологическими и структурными изменениями, которые переживает современное общество. Те, кто борется с использованием новых технологий, больше рискуют проиграть», — говорится в докладе.
Математик Хусейн Озкан сказал, что владение базовыми навыками стало самым важным фактором, определяющим долгосрочное экономическое и социальное развитие страны.
«Благосостояние страны может быть улучшено лишь незначительно при посредственной системе образования и рабочей силе с посредственными навыками», — сказал он.
Правительство Турции в последние годы неоднократно заявляло, что повышение конкурентоспособности страны в новых технологиях и информационной экономике является приоритетом. Но многие жалуются на низкое качество системы образования, особенно в государственных школах. Данные Турецкого статистического института (TurkStat) за июнь 2019 года показывают, что 26% населения не имеют ни образования, ни работы.
«Без достижения значительного повышения уровня квалификации взрослого населения все экономические и административные меры, направленные на повышение производительности труда, будут иметь ограниченный эффект. Результаты опроса показывают, что повышение базовых навыков должно стать абсолютным приоритетом номер один для педагогов, образовательной бюрократии и политиков в Турции», — указал Озкан.
По данным ОЭСР, взрослые с уровнем грамотности 1 могут читать краткие тексты на знакомые темы и находить единую информацию, идентичную по форме информации, запрашиваемой в вопросе или директиве. В области счёта взрослые на уровне 1 могут выполнять основные математические процессы, которые включают подсчет, сортировку, основные арифметические операции и понимание простых процентов.
Опрос показывает, что 46% взрослых в Турции достигают только уровня 1 или ниже по грамотности и 50% достигают уровня 1 или ниже по счету.
На уровне 3 грамотности взрослые могут понимать и реагировать на длинные тексты, а также могут идентифицировать, интерпретировать или оценивать один или несколько фрагментов информации и делать соответствующие выводы с помощью текстов и риторических приемов, говорится в докладе ОЭСР.
В Турции только 12% взрослых имеют уровень грамотности 3, в то время как средний показатель в странах ОЭСР составляет 35%. Только 0,5% взрослых в Турции достигают двух самых высоких уровней владения языком (уровень 4 и 5) в области грамотности, что составляет менее одной двадцатой от среднего показателя по ОЭСР (11%).
В области счета страны-участницы имеют в среднем 32% на уровне 3 в области счета, что означает способность иметь хорошее чувство счёта и пространства, распознавать и работать с математическими отношениями, а также моделями и пропорциями, выраженными в словесной или числовой форме, в том числе интерпретировать и выполнять базовый анализ данных и статистики в текстах, таблицах и графиках. В Турции только 13% взрослых находятся на этом уровне, в то время как доля взрослых, достигших уровня 4 и 5 по счету, составляет 2%.
Только 1% взрослых турок владеют навыками на уровне 3, самом высоком уровне, в решении проблем в технологически богатой среде, в то время как средний показатель по ОЭСР составляет 5%.
С момента своего прихода к власти в 2002 году правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) сосредоточила усилия на увеличении доли населения с высшим образованием и достигла своей цели иметь по крайней мере один университет в каждой провинции страны. В 2010 году в Турции было 95 государственных и 54 частных университета. По состоянию на 2019 год, количество государственных университетов увеличилось до 129, в то время как количество частных университетов возросло до 73. По последним официальным данным, число студентов, обучающихся по четырехлетним университетским программам, составляет 4,4 млн человек.
Однако результаты обследования ОЭСР ставят под сомнение окупаемость инвестиций Турции в высшее образование с точки зрения создания человеческого капитала, способного удовлетворить потребности меняющегося рынка труда.
Одним из способов измерения вклада высшего образования в рынок труда является сравнение результатов высшего и низшего образования взрослых. «Высшее образование гораздо менее тесно связано с высоким уровнем владения языком в Греции, Литве и Турции», — говорится в докладе. Существуют относительно небольшие различия в уровне владения языком между взрослыми с высшим и низшим образованием.
Другим показателем является разница между навыками обработки информации у молодых и пожилых людей.
«В отличие от профиля, найденного в большинстве стран, в Литве, Словении и Турции, по-видимому, очень мало улучшается уровень владения языком в возрасте от 16 до 30 лет. Эту закономерность можно объяснить различными факторами, начиная от уровня поступления в высшие учебные заведения и заканчивая качеством образования, а также тем, в какой степени предшествующие годы на рынке труда способствуют развитию навыков обработки информации», — говорится в докладе.


А затем я набрёл на вот такой ещё один текст, но уже касаемо России!
ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН (ВЕРОЯТНО, 70-80%) СЛАБО ПОНИМАЕТ СУТЬ ПРОЧИТАННЫХ ДАЖЕ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВ

Судя по всему, большинство россиян не понимают или слабо понимают прочитанное, причём даже простые, а не какие-то научные тексты.
В журнале «Научный результат. Социология и управление», №1, 2023, увидел данные социологов:

«По результатам проекта «Общественное мнение», реализованном в 1969- 1974 гг. под руководством известного российского социолога Б.А.Грушина, оказалось, что «в 7 случаях из 10 предъявленные читателям газетные тексты интерпретировались ими неадекватно цели сообщения; адекватно понять смысловые особенности предложенного им газетного текста сумели только 14% респондентов».
Т.е. в советское время 70% людей не понимали смысла прочитанного в газетах.

В новое время проводились аналогичные эксперименты. Но задачу респондентам упростили. Им давали читать не газеты, а сказки, или любимые произведения, которые они (вроде бы) должны ещё и хорошо понимать. Результаты были такими:

«В 2010 г. адекватное понимание мотивационно-целевой направленности любимой в детстве сказки и понравившегося произведения (по собственному выбору) обнаружили 26% респондентов; частично адекватное понимание – 49%; неадекватное – 25%. В 2013 г. адекватное понимание при интерпретировании произведения, повлиявшего на мировидение (по собственному выбору), обнаружили 17% респондентов; частично адекватное – 45%; неадекватное – 37%».
Результаты мало отличаются от советского времени: смысл прочитанной любимой сказки и книжки понимали только 17-26%. Если бы людям дали почитать газету, то, думаю, смысл прочитанного тоже бы поняли 10-15%.

А в 2017 году социологи по той же схеме опрашивали уже студентов-гуманитариев – т.е. вроде бы почти высшую страту в умении понимать прочитанное. Но и задание им дали посложнее – читать не газеты и сказки, а стихотворения «Незнакомка» А.Блока и «Послушайте!» В.Маяковского. Адекватное понимание прочитанного (напомню, у студентов-гуманитариев!) было только у 17%, частично адекватное – 34%, неадекватное – 49%. Половина этой молодёжи совсем не поняла, что прочитала. Адекватно поняли – всё те же 17% (видимо, это какая-то константа в обществе – лишь около 20% россиян понимает смысл прочитанных простых текстов).

Потом социологи помогли студентам - «студенты получили небольшой комплекс сведений об общих принципах структурой организации любых целостных, завершенных коммуникативных актов, знакомство с которыми позволяет «выстроить» в уме виртуальную мотивационно-целевой структуру, аналогичную той, что содержится в воспринятом произведении». Но даже подсказка не сильно помогла респондентам: показатели адекватного понимания выросли с 17% только до 25%.

Так что и сегодня подавляющая часть россиян (вероятно, 70-80%) слабо понимает суть прочитанных даже простых текстов. Ну вот вроде постов в Телеграм. Только если не писать их в виде листовки – «да здравствует!», «долой!», «расстрелять!», «на кол!» и т.п. Или тексты должны заменять мемы.
Многим, как показывают другие исследования, для понимания нужна подсказка в виде визуала – где суть уже услышанного помогает понять эмоция, настроение рассказчика, музыка, инфографика. Примерно как простолюдинам в немом кино помогала понять увиденное на экране музыка тапёра.

Так что если у вас стоит задача по максимум донести смысл написанного (сказанного) подавляющему большинству людей, то надо упрощать до уровня лозунгов, мемов, наскальной живописи. Ну или согласиться с тем, что вы работает только на группу адекватов величиной около 20%.

Это полностью соответствует исследованию про детей-школьников, в котором 25% не владеют функциональным чтением, а 70% понимает лишь самые простые тексты.
Т.е. минимум 70-80% людей округ вас, вне зависимости от возраста, - дети. При чем дети, мягко скажем, не очень смышленые

И тут я вдруг понял, как работает фоновая БЛ: ты читаешь, ты понимаешь прочитанное, но ты не осознаёшь, что у тебя есть перк - понимать прочитанное. 
А многим, получается, этого не дано.
  • +0.23 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (10)
 
 
  talina ( Слушатель )
19 сен 2023 17:43:55

Не спора ради, а истины для...
Умение читать, умение понимать прочитанное, а также умение внятно пересказать прочитанное своими словами, да ещё и присовокупить свою уникальную точку зрения - это абсолютно разные умения... Последнее так вообще из области сочинения индивидуального контента. 
Был у меня случай в школе на уроке литературы - как примерная ученица сижу читаю учебник пока преподаватель что-то там не очень важное рассказывает. Читаю конкретно по теме урока биографию писателя (я так часто делала не ради зубрежки, а просто чем ещё на уроках литературы заниматься как не читать учебник пока учитель не дал какое-то другое задание, ага). Учительница закончила свой монолог и решила опросить класс по теме, наверное увидев что я читала учебник в это время, вызывает меня к доске - и дальше класс слушает моё молчание... Так как я читала текст не с целью пересказа, я не запоминала ни даты, ни городов и ни вообще какой-либо информации, которой можно было бы поделиться со слушателями - я просто убивала свободное время. И вообще в школе нас учили только читать, а вот как пересказывать тексты я научилась позднее уже в эпоху форумов интернета. Может кому повезло с наставниками и их обучали создавать сочинения, в моей городской школе по поводу теории написания сочинений было пара занятий максимум. Для себя ещё тогда сделала вывод, что умение пересказывать весьма слабо связано с умением читать. Делать же вывод, что прочитанный текст не был понят только по тому, что вам его не смогли пересказать своим словами... 
Может всё гораздо проще, не зря же Белая логика ходит в паре с Чёрной этикой:
https://www.youtube.com/shorts/SS3UxH-lnS4
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
  Фракталь ( Слушатель )
19 сен 2023 18:27:01

Мне очень дискомфортно читать текст, который как вода "проходит" сквозь голову, ничего там не оставляя.
Но при этом читать тяжёлые вещи, требующие вдумчивой работы над текстом и осмысления прочитанного - не самое приятное для меня занятие. 
А вот написать какой-то свой опыт в текст - даже доставляет удовольствие. Но писателем я не стану, БИ и ЧЭ неоткуда взять)
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
  bb1788 ( Слушатель )
19 сен 2023 18:34:46
Сообщение удалено
bb1788
21 дек 2023 13:20:12
Отредактировано: bb1788 - 21 дек 2023 13:20:12

  • +0.18
 
 
  footuh ( Практикант )
19 сен 2023 18:46:19

Они "ходят в паре" в системе квадральных ценностей (причем и для Духовников и для Аристократов одновременно).
Однако в психике конкретного человека наличие БЛ в осознаваемых обязательно определяет его как Статика и определяет прочие его осознаваемые концепты - БЭ, ЧИ и ЧС
Наличие ЧЭ в осознаваемых обязательно определяет его как Динамика и добавляет в качестве прочих трех осознаваемых - ЧЛ, БИ и БС.
Вот только так и никак иначе.
Другое дело, что любой Духовник или Аристократ имеющий БЛ в психике попробует убедить вас в том, что у него в ней же есть и ЧЭ (Любой Умник стремится всем доказать насколько он "Популярен" и сколько народу иного пола мечтает с ним сблизиться.)
Ровно наоборот любой Духовник или Аристократ имеющий ЧЭ в психике будет стремится сделать вид. что у него же там же есть и куча БЛ. (любой чел имеющий народную любовь/популярность) постарается получить справку неважно откуда и как о том, - насколько он "умный".
  • +0.83 / 30
  • АУ
 
 
 
  talina ( Слушатель )
19 сен 2023 20:33:50

Под фразой "Белая логика ходит в паре с Чёрной этикой" я понимаю примерно следующее:
Несколько лет назад я увлекалась одной китайской мангой (точнее маньхуа, для тех кто понимает).
Сначала я читала её на русском, потом перешла на английскую версию перевода, затем наконец-то добралась до китайских исходников. Проблема фаната была в том, что автор обновляла своё произведение 1-й главой в месяцПлачущий.  С учётом, что даже английский перевод отставал на несколько глав, а временами так вообще останавливался, то разница между уже переведёнными главами и китайскими версиями могла превышать 12 месяцев... В итоге я нашла онлайн-версию китайского переводчика, взяла стопку бумаги с ручкой и начала перерисовывать китайские иероглифы сначала на бумагу, затем с бумаги курсором на экране компьютера (кто не уловил процесс - ответьте себе на вопрос как найти печатную версию иероглифа для онлайн-переводчика, если вы про иероглифы ничего  не знаетеСмеющийся - китайский исходник это рисунок с текстом).  
Как итог я для себя сделала вывод, что если есть личная эмоциональная мотивация, то можно найти способ достичь целей на первый взгляд запредельных, если смотреть только с точки зрения Белой логики.
Как-то на просторах ютуба набрела на творчество группы "Научно-технический рэп" - на мой взгляд там явно видно стремление создать яркий эмоциональный образ на зубодробительную высшую математику.
  • +0.12 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Привет! ( Слушатель )
19 сен 2023 20:46:12
Сообщение удалено
Привет!
30 янв 2024 18:20:54
Отредактировано: Привет! - 30 янв 2024 18:20:54

  • +0.03
 
 
  oksana39ru ( Слушатель )
19 сен 2023 21:41:49

А изложения вы не писали в школе? У нас прежде, чем писать сочинения, в начальных классах мы писали изложения. В принципе, это тот же пересказ.
  • +0.47 / 15
  • АУ
 
 
 
  talina ( Слушатель )
19 сен 2023 23:11:26

Изложения и даже сочинение это всё таки другое - там даётся время подготовиться, собраться мыслями, наметить план текста. А вот сходу пересказать только что прочитанное, когда я сама для себя ещё не сделала вывод как ко всему этому отношусь, что считаю важным, значимым и почему, с развернутым обоснованием... С учетом того, что текст это биография - если читать её не запоминая даты, города и события, то и рассказывать особо нечего. А я такие данные не запоминала ибо излишняя информация, ведь в дальнейшем я не буду её нигде использовать вне этого конкретного урока. Вызова к доске я не ожидала - не для того я учебник читала, не чтоб в последние секунды тему вызубрить. Запомнилось именно то, что не смогла пересказать только что прочитанный текст. С чьей-то точки зрения я его типа не поняла, но что можно не понять в чужой биографии - родился, женился, где жил, что писал, какие награды имел, или наоборот - конфликты и дуэли. Но если вся фактология при чтении была мной откинута как излишняя для запоминания, то и пересказывать нечегоПодмигивающий. А излишними данные стали именно потому, что я их при чтении проанализировала и пришла к выводу, что мне это не понадобится, а тут случился нежданчик в виде вызова к доске.
Напомню, что изначально мой комментарий был посвящен приведённой выше статистике с разбивкой по странам сколько народу умеют читать и понимать прочитанное. Какими методами можно адекватно проверить чужое понимание? Особенно когда в этих графиках показывают значимый процент людей, которые текст поняли  совсем неправильно типа наоборот. Как можно неправильно понять текст в виде "на подоконнике сидела кошка"? А если вместо текста предлагался литературный ребус или что-то типа текстовой логической задачи - то насколько адекватно относить подобное к "пониманию прочитанного текста"? По факту это испытание для эрудитов, которые готовы в любой фразе искать множество смыслов. В итоге у меня та статистика вызвала больше вопросов, что да как они там проверяли.
  • +0.25 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Anstep ( Слушатель )
20 сен 2023 11:19:21

Сколько? 5 минут, на подготовиться?
У нас это происходило так:
препод читал текст
Иванов раздай листочки, начали писать
  • +0.28 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Andrew Carlssin ( Слушатель )
20 сен 2023 19:59:00
Сообщение удалено
Andrew Carlssin
27 сен 2023 04:11:10
Отредактировано: Andrew Carlssin - 27 сен 2023 04:11:10

  • +0.43