Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,191,790 8,333
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
05 окт 2023 07:57:51

Профессор Мориарти от образования

новая дискуссия Дискуссия  227

Профессор Мориарти от образования
или
О ДИВЕРСАНТАХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦитатаРяд последних новаций, касающихся российской школы, трудно назвать иначе, как диверсиями. В их числе разрешение на использование калькулятора на ОГЭ по математике в 9 классе и включение в образовательный стандарт школьного курса нового раздела «вероятность и статистика» наряду с традиционными алгеброй и геометрией. О пагубности этих инициатив мы подробно писали (см.   https://vk.com/wall-62604527_57519 , https://vk.com/wall-62604527_54628) и отмечали при этом, что такие решения не по уму Кравцову и Музаеву, от имени которых они проводятся.
Словом, за высокими чиновниками стоят кукловоды, которые определяют повестку проводимых «реформ». Об одном из них и пойдёт речь.

Персонаж нам знакомый:
Иван Валерьевич Ященко (для краткости — ИВЯ),
уроженец г. Львова, получивший образование в Москве, в МГУ на мехмате. Волей случая он специализировался на кафедре общей топологии и геометрии. Получилось, что мир очень тесен, и у нас есть возможность обсуждать эту фигуру со всех сторон, опираясь и на сугубо инсайдерскую информацию.

Карьерный взлёт Ященко начался с интенсивной работы с одарёнными школьниками, где его сильно поддержал академик В.И.Арнольд. Важным рубежом стал конец нулевых, когда Ященко отжал бизнес по разработке заданий ЕГЭ по математике, а затем стал центральной фигурой всех систем тестового контроля, включая ОГЭ, ВПР и НИКО. (Академик Арнольд, открыто выступавший против ЕГЭ, перевернулся бы в гробу, если бы знал, что делает сейчас его протеже.)

При этом Ященко:
– соучредитель фонда «Талант и успех», финансирование которого сопоставимо с расходами на крупнейшие университеты страны. Главное детище фонда — сочинский «Сириус»;
– соавтор «Концепции развития математического образования»;
– фактический хозяин МЦНМО;
– директор «Центра педагогического мастерства»
и много чего ещё (перечислять можно долго).

Но главное, с именем Ященко связаны все изменения в школьном математическом образовании, начиная, пожалуй, со времени принятия упомянутой выше пресловутой «концепции развития...» в 2013 году.

И тут важнейший вопрос: какими мотивами руководствуется этот деятель?

Достоверно известно, что коллеги, которых Ященко сам позвал в свою команду, отговаривали его от внедрения в школьную программу «вероятности и статистики», аргументируя свою позицию неизбежностью вредоносного результата. Но «мэтр» категорически отвергал все попытки конструктивного обсуждения (типа: «не за то я вам деньги плачу»).
Два года назад соответствующее решение было принято на государственном уровне. А в текущем году в издательстве «Просвещение» вышел учебник:
Ященко, Высоцкий. Математика. Вероятность и статистика. 7-9 классы. Базовый уровень. Под редакцией Ященко.

Строго по новому ФГОС. Заметим, что по всем прочим дисциплинам школа работает без учебников (ФГОС ввели, а соответствующие учебники ещё не выпустили, и неизвестно, когда они будут), а тут уже полный порядок. Не беда, что учебник от Ященко не проходил широкой апробации. По нынешним временам это мелочи. Главное, они застолбили территорию и обеспечили себе доход на долгие времена.

Как будто пазл сложился, вроде мотив понятен. Но так ли значим гонорар за этот учебник в общих доходах ИВЯ? К тому же близкие знакомые Ященко убеждены, что он не совсем про деньги и даже по большому счёту к деньгам никак не сводится. К продавливанию в школьный курс пресловутой «вероятности» он приложил массу энергии в самых разных направлениях. И если это не о деньгах, и явно не следствие элементарного заблуждения (в компетентности ИВЯ сомневаться не приходится), то трудно отказаться от мысли, что это диверсия с целью дальнейшего обрушения математического образования.

вот сколько общаюсь с учителями в городе, об Ященко иначе как о вредителе не говорят...

ЦитатаС упомянутым учебником напрямую связано продавливание ещё одной разрушительной новации. Значительную его часть составляет работа с числовыми массивами с вычислением статистических характеристик. По факту это монотонный тупой счёт, вести его вручную просто немыслимо, необходим калькулятор. Но отечественная традиция преподавания математики запрещает калькулятор на уроках, и это очень принципиальный момент (см.   https://vk.com/wall-62604527_57519 ). Сегодня мы видим, как традицию ломают, допуская счётные устройства на ОГЭ.

Продвинутые учителя уже прямо говорят девятиклассникам, что на уроках перед вами должен лежать калькулятор и справочные материалы ОГЭ (4 листа формата А4). А как иначе? Подготовку к экзамену надо вести в условиях, максимально приближенных к реальным. И эта схема неизбежно спустится вниз вплоть до 5 класса.

Со стороны школьников регулярно появляются петиции с требованием отставки ИВЯ с поста руководителя разработчиков заданий по математике. В связи с этими петициями журналисты задают корифею вопросы, и появляются любопытные интервью. Остановимся на одном из них, опубликованном в газете «Ведомости» https://www.vedomost…9449492790.

Центральная мысль звучит так: современное математическое образование не хуже советского и даже превосходит его, потому что тогда не было ЕГЭ и всех учили одинаково. К тому же образование не деградирует, а развивается.
Эти тезисы могли быть весомыми, если бы ИВЯ подкрепил их статистическими данными, ибо он один из немногих, кто имеет прямой доступ к результатам «независимого» тестового контроля посредством ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Но никаких подтверждающих цифр в интервью нет.

Мы разберём некоторые фрагменты этого интервью с его удивительно убогими «аргументами». Не для того, чтобы переубедить Ященко, который и без нас отлично знает цену своей демагогии.
Наш разбор адресован тем, кто до сих пор ведётся на подобные сказки, а также лицам разной степени влияния, при молчаливом попустительстве которых цветёт и действует ИВЯ.

Разумеется, в интервью присутствует расхожий тезис о коррупции, в которой погрязли советские вузы без ЕГЭ:
– Коррупция была большой проблемой во время вступительных экзаменов?
– Да, это была огромная проблема.

О том же говорил Кравцов, который очень хотел стать врачом, но не поступил в медицинский, потому что «у родителей денег не хватило» (на взятку).
Но ведь Ященко на мехмат приняли. Вот и сказал бы для убедительности, сколько сам платил за вступительные (и сессионные) экзамены .
Вспоминается беседа в 90-е годы с учителем и хорошим другом, заведующим кафедрой МГУ, когда о коррупции в вузах вещали из каждого утюга. Шутки ради спросил его в доверительном тоне: какая у вас такса, сколько несут за пятёрку на экзамене. Он улыбнулся мягко и сказал, что
НИ РАЗУ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ.
В этой фразе глубокая правда о многих вузах и большинстве преподавателей.

И вот ещё о вузах и ЕГЭ:
«Мы гордимся, что практически не осталось вузов, которые имеют дополнительные вступительные испытания (ДВИ — ред. ) по математике. Только МГУ сохраняет свои традиции, а всем остальным они не нужны. Это показывает, что наш экзамен по математике устраивает ведущие вузы.»

Во-первых, надо заметить, что почти все вузы не имеют права проводить ДВИ по математике.
А во-вторых, каждый уважающий себя университет проводит вступительные олимпиады, которые позволяют поступать вне конкурса с минимальными усилиями на ЕГЭ. Формат таких олимпиад аналогичен прежним вступительным экзаменам, это анти-ЕГЭ, позволяющие получить «своего» абитуриента. И проводят их вузы исключительно за свой счёт. Эти олимпиады являются важнейшим условием консенсуса между союзом ректоров и властью, благодаря которому ведущие вузы согласились терпеть ЕГЭ.

у нас ученики в Мск чаще едёт именно с олимпиадными балами...
В январе 2021, обнаружил что "кто то" шатается в соседнем кабинете, оказалось выпускники позапрошлого года приехавшие на каникулы из Долгопрудного. И занимались они тем что организовали этап олимпиады МФТИ, для 10 и 11 классиков, такой олимпиады благодаря которой поступили сами. 


ЦитатаИ ещё один показательный штрих. В Академии ФСБ для поступления на специалитет обязательна сдача ДВУХ ДВИ (МГУ дозволен только один дополнительный экзамен). Знания школьников проверяют (в зависимости от направления подготовки) по русскому языку, обществознанию, истории, физике, математике (письменно), иностранному языку (письменно и устно). Работа по математике включает 8 заданий стандарта советской эпохи. Рекомендованная литература: Мордкович «Алгебра», Атанасян «Геометрия», задачник Сканави. На пособия Ященко и Ко с их «вероятностью и статистикой» нет и намёка. Плюс обязательное требование навыков счёта без калькулятора. А результаты упомянутых выше вступительных олимпиад засчитываются как 100 баллов ДВИ.
В органах госбезопасности знают цену ЕГЭ и ДЛЯ СЕБЯ проблему решили. Похоже только, что выпускников, умеющих самостоятельно считать, при нынешних тенденциях скоро уже и не сыщешь.

Ещё Ященко о советской школе:
«В большинстве московских школ подготовка к устному экзамену по геометрии заключалась в том, что дети в 8-м классе заводили толстую тетрадку и записывали туда ответы на билеты. На экзамене они рассказывались наизусть, как стихи. Учитель говорил – «ты это все равно не поймешь, но надо отвечать».

Так он поливает грязью не только учителей и советскую школу, которая его вывела в Московский университет, но и всё своё поколение (за вычетом себя, разумеется).
Школьные стихи — это понятно. Когда кто-то с грустью скажет:
«Уж небо осенью дышало...»,
стоящий рядом соотечественник вслух или мысленно продолжит пушкинские строки. Это как опознавательный знак «свой-чужой». Национальный культурный код.

Однако не только блестящие стихи, но и многие случайные фразы, зазубренные в школе, назойливо сидят в памяти на протяжении всей жизни. Но спросите любого болтуна, твердящего о заученных наизусть теоремах во времена СССР, чтобы он продекламировал доказательство хотя бы одной из них, пусть даже только первую строчку. В ответ не услышите НИЧЕГО. И никто не вспомнит. Ибо если кто и учил теоремы наизусть, то таким и стихи не впрок.

А вот про ЕГЭ:
«40% ошибок на ЕГЭ – это арифметические ошибки с дробями и отрицательными числами. 40%! А дроби и отрицательные числа в 6-м классе проходят.
– Почему, по вашему мнению, так происходит?
– Если родителям было все равно на знания ребенка в 6-м классе, то они в старшей школе нанимают репетитора, чтобы он занимался с ребенком простейшими задачами.»

Интересный поворот: оказывается, родители должны контролировать знания детей, а вовсе не школа. А как же тогда пресловутые ВПР и ОГЭ, которые курирует тот же Ященко и которыми долбят детей с пятого по 10-й класс, и где задачи «на дроби и отрицательные числа» проходят непрерывно красной нитью?
Они вообще ни о чём, с нулевым эффектом?
Просто пилим бюджет и всё?
Многим родителям далеко не «всё равно на знания ребенка в 6-м классе», и тогда они нанимают репетитора сразу, потому что на нынешнюю школу с её методиками (по ФГОС) и дефицитом учителей надежды нет.

«Мэтру» был задан вопрос о разделении ЕГЭ по математике на два «единых»: базовый и профильный. Оправдало ли себя такое решение?
Разумеется, оправдало:
«Разделение на базовую и профильную математику преследовало несколько целей, одна из них – честность. Мы предъявили каждому очень выверенную программу. Технарям нужна одна математика, гуманитариям — немного другая.»

Тут важно понять, как велико это «немного».

Загляните в демоверсию базового ЕГЭ (кто не видел). Его «задачи» на чувство числа, про баночки йогурта, килограммы моркови и т. д. — эталон примитива. И предлагают их на выпускном экзамене 11-го класса, не начальной школы. К тому же на этом ЕГЭ официально даны обширные справочные материалы, где приведены все необходимые формулы и правила, помнить ничего не надо.
А в профильный ЕГЭ лучше не заглядывать: без специальной подготовки в некоторых заданиях вы не поймёте даже, о чём идёт речь.

Про академию ФСБ более чем показательно, а уж про рекомендованный "задачник Сканави", прямо ностальгия по качественному.

ЦитатаНалицо узаконенная образовательная сегрегация, активным сторонником которой выступает Ященко, где ему в помощь расхожее обывательское мнение значительной части современных «успешных людей». Вспоминая школьные годы, они сетуют на зря потраченное время при изучении математики. У многих не было проблем с этим предметом, но «синусы и логарифмы» по жизни нигде не понадобились и вообще были не интересны. Вот если бы вместо математики побольше античной истории, например, было бы совсем другое дело.
Что тут скажешь?
Интересует вас античная история — возьмите книгу (хоть вузовский учебник) и читайте. Всё поймёте, потому что голова есть. Не как у многих нынешних, которые не могут осилить предложение из десяти слов. Но не мешает также понять, что голова эта появилась не по рождению, а сформировалась на уроках той самой математики «с синусами и логарифмами». И если свести этот предмет на уровень базового ЕГЭ по Ященко, то понимать ту же историю (как и прочие гуманитарные дисциплины) будет нечем.

Но в том же интервью мы читаем:
«Математический склад ума формируется у разных детей с разной скоростью. Если в 1–2-м классе у ребенка математика идет хорошо или плохо, это совершенно не говорит о том, каким он потом будет инженером или даже ученым. С математикой не надо спешить. Мы категорически против, например, введения математических классов для детей уже на пятом, а тем более на первом году обучения.»

Интересно получается: в пятом классе — «мы категорически против» (хотя это повсеместная практика), а в конце шестого каждый ребёнок уже просто обязан сделать выбор между базовой и углублённой математикой. Так теперь по государственному образовательному стандарту, принятому из-за ЕГЭ и при деятельном участии Ященко. К месту напомнить, что великий физик академик Жорес Алфёров до 9-го класса хотел стать журналистом. Вовремя родился. Нынешняя система образования похоронила бы его талант заживо.

Разделение математического ЕГЭ на два уровня даёт результаты. Доля сдающих профильный экзамен неуклонно снижается (сейчас она уже меньше 50%). Каждая новация в «профиле» (а они бывают ежегодно) даёт минус в несколько тысяч участников, которые перетекают на «базу». Небольшое отклонение заданий ЕГЭ от репетиторских стандартов увеличивает количество неудачников, не одолевших минимальный порог для поступления в вуз, тоже на тысячи.
А без профильного ЕГЭ по математике на технические специальности поступить невозможно. Правительство пытается решить кадровую проблему, увеличивает набор на инженерные направления (стране нужны миллион айтишников, 325 тыс специалистов по беспилотной авиации и т.д.), а учить там некого. В том числе и потому, что профильным ЕГЭ руководит Ященко, ежегодно сокращая контингент потенциальных абитуриентов. И ни у кого по этому поводу даже минимальное подозрение не шевельнётся.

При бесспорном личном вкладе в разрушение математического образования фигура ИВЯ вне критики. Активная общественность поимённо знает идеологов деструктивных реформ: Фурсенко, Греф, Асмолов, Кузьминов, Фрумин и т. д. Но в этом списке нет Ященко.
Почему так?
Со стороны властной вертикали Ященко пользуется неограниченным доверием как «сертифицированный специалист» в области школьного математического образования, имеющий опыт работы с одарёнными детьми (что сегодня в безусловном политическом тренде). И там нет кадров с необходимыми знаниями, чтобы оценивать инициативы Ященко по существу.
А с коллегами и известными учителями, имеющими общественное влияние, Ященко выстраивает доверительные отношения. Кого-то взял на денежную работу в свои ёмкие структуры, кому-то издал книгу в МЦНМО или выпустил совместное пособие (для подготовки к ЕГЭ, например).
Как можно критиковать такого хорошего человека?
Мы же все интеллигентные люди. К тому же в приватной беседе ИВЯ показывает глубокое понимание проблем образования, он «просто наш человек». И в результате мы слышим от очередного борца за народное просвещение, что ЕГЭ — конечно зло, но там есть исключение — ЕГЭ от Вани Ященко, с которым всё «норм».

Кстати у нас 100% сдают профиль только потому что это обусловлено договорённостями, при их поступлении  в 10 класс. Да и то при выборе экзаменов приходится с некоторыми испуганными беседовать, ибо так и норовят нырнуть в базу.
  • +0.02 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Николаич ( Слушатель )
06 окт 2023 08:55:26

Если учесть, что на студенческих олимпиадах по сетевым технологиям или информационной безопасности курсанты академии стабильно формируют собой первую десятку призеров - там знают, что делают.
  • +0.02 / 1
  • АУ