osankin ( Слушатель ) | |
12 окт 2023 10:17:12 |
Цитата...
7 января 1942 года
Не знаю, что делать, но возникает невольно мысль об ограблении булочной. Взять бы там три буханки хлеба и накормить всю нашу семью в десять человек! Невольно вырывается восклицание: «Спасибо Сталину за счастливое детство, за юность, за жизнь». Все три стадии прошли в упорной борьбе, в лишениях, а теперь в благодарность наш «родной» нас бросил, предоставив умирать мучительной смертью.
...
alexandivanov ( Слушатель ) | |
12 окт 2023 16:45:42 |
Цитата: osankin от 12.10.2023 10:17:12
Цитата.....
Фашистов прогнали, наша армия прошла, а мы остались. Началось налаживание мирной жизни женскими и детскими руками. А когда наступила весна, растаял снег, надо было пахать, а все поля были в трупах. Надо было убирать их с полей. Там все: и наши, и фашисты и венгры. Да, все там были. Свозили трупы в одно место, где были вырыты глубокие траншеи. И это всё легло на женские плечи. Мужчин не было, всё надо было делать самим. Надо было пахать. Первое время на себе пахали, женщины впрягались в плуг и так пахали, потом на коровах, на быках пахали.
Наши военно-начальники видели, что у нас, у сельского населения, ничего нет, ничего не осталось, фашисты всё отобрали. И вот наши военные откуда-то пригнали нам стадо коров, то ли из Германии, то ли из каких-то других стран и дали в каждую семью, где были дети, по корове. А по корове в сельской местности это уже жизнь полноценная, есть питание.
.....
тут
ЦитатаМеня направили матросом на газоход «Ураган» в Кириши. Но, это была не армия, а речной фронт. Команде катера выдали оружие – винтовки Мосина. Нашей задачей было патрулирование окрестностей реки Волхов. На Ладожское озеро подвозили баржи с продуктами питания, которые потом отправляли в Ленинград. Иногда случались страшные бомбёжки. Это был жуткий ад, который нельзя описать. Невозможно представить, что всё это можно было пережить и остаться в живых.
В августе 1941 была атака вражеской авиации на газоход «Ураган», в ходе которой он был затоплен. Тогда то я и получил первое осколочное ранение в ногу.
....
Командир наш был очень умный человек, он никогда не оставлял солдата в беде. Он знал, куда посылать и знал, что нужно делать солдату. Был так же хороший человек — Малей Михаил Иванович. Он у нас был, как нянька. Он был командиром отделения в звании старшего сержанта, потом ему присвоили звание старшины. Михаил Иванович всегда был с нами, ничего не боялся. Солдаты бегут, прячутся, а он, наоборот, шел напрямую, он никогда не прятался. Я никогда не видел, чтобы он трусил. Он каждому помогал. У него было высшее образование и как-то он преподавал офицерам минное дело. Офицеры старше его по званию, а он их учил.
....
Работать во время войны сапером это очень ответственная работа, связанная с человеческой жизнью. Однажды меня ранило в ногу, когда я снимал мины на минном поле. Долгое время я проходил с осколком в ноге, потом пошло воспаление и в результате этого я попал в госпиталь. Не суждено мне было дойти до Берлина. Оказалось, что этот осколок решил мой вопрос с ногой…Осколок вытащили, гипс наложили. Лежал я в госпитале сначала в Сортавале, а потом перебросили в Петрозаводск. В Петрозаводске улучшения не произошло, пошло загноение. В госпиталях было очень много больных, а медицинских работников мало, поэтому медперсонал не всегда успевал нормально лечить больных. Внимания не могли уделять столько, сколько требовалось. Так у меня после операции произошло вторичное обострение с ногой. После второй операции сделали третью, а на четвертой операции — ампутировали ногу. Вылечить не удавалось — ампутировали. Ампутировали ногу 9 марта 1945 года.
....
После войны Николай Александрович переехал в деревню Моисеевичи Новгородского района, там он был назначен заведующим библиотекой. Тогда это было единственным местом, где люди могли отдохнуть, пообщаться, отметить праздники. За новыми книгами и газетами приходилось ходить пешком в Новгород, так как транспорта ещё не было.
Позже его, как грамотного коммуниста, прошедшего войну, направили работать заведующим хозяйством в Новгородскую машино-тракторную станцию, а после курсов в Высшей партийной школе назначили на должность заместителя председателя Демянского райисполкома по сельскому хозяйству. Окончив педагогический институт, в 1962 году, Николай Александрович устроился в Трубичинскую среднюю школу учителем труда.
тут