Почему поссори лись Израиль и Иран
новая дискуссия
Статья
115
Начать стоит с занятного исторического факта: из 75 лет существования современного Израиля в течение примерно 45 — он находился с Ираном либо в относительно нейтральных, либо в криптосоюзнических, либо вообще в дружественных отношениях.
И если дружественность шахского (прозападного, секулярного) Ирана секулярному же прозападному Израилю нас не очень удивляет, то довольно ровное и порой доходящее до совместных операций (см. «Иран контрас») взаимодействие Израиля с Ираном постреволюционным, Ираном аятолл — кажется сегодня историей из какой-то параллельной Вселенной, где петухи несут яйца, а В. Зеленский снимается в российских комедиях.
А между тем оно факт. Нынешний расклад, при котором Иран объявлен Израилем главной угрозой миру, а Израиль, согласно иранской позиции, подлежит уничтожению — это новация, возникшая в первой половине 1990-х. То есть жалкие три десятилетия назад.
Если пересказывать хроники грубо и не вдаваться в бесчисленные подробности — то, согласно им, Иран с Израилем рассорила вдрызг победа США над их общим трудным соседом Ираком. Израилю (так сложилось) срочно потребовался противник, находящийся достаточно далеко от его границ и притом нелюбимый арабами/суннитами/светскими режимами, с которыми Тель-Авив пытался наладить. Иран же, посмотрев на судьбу Ирака и послушав новую израильскую риторику, принялся мастерить ракеты большей дальности и, в свою очередь, наладил с фронтами того, бригадами сего и мучениками этого, настроеными сильно антиизраильски.
Никакой «иррациональности» мы тут не найдём: все рассуждали в категориях собственной стратегической безопасности.
(с) В. Мараховский