На Западе израильский Моссад называли лучшей разведкой в мире. Но события 7 октября камня на камне не оставили от этого мифа. Почему спецслужбы страны Обетованной проспали атаку ХАМАС? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать специалиста по Ближнему Востоку подполковника в отставке
Аналог ЦРУ?
Александр Ефремович знает пять иностранных языков. Свободно говорит на иврите. В эти дни он внимательно читает в Интернете иностранную прессу, особенно израильскую.
– Не зря говорят, у победы много отцов, а поражение всегда сирота, – с горькой иронией замечает Сорокин. – Те, кто больше всех раздувал миф о непобедимом Израиле, о его лучшей в мире разведке, после 7 октября смешивают с грязью Моссад.
Официально на иврите название главной израильской разведывательной службы звучит как «ха-Моссад ле Модиин уле Тафкидим Меухадим», что в переводе означает «Ведомство разведки и специальных операций». Не так давно Моссад поменял свой девиз и опять взял слова из той же Книги притчей Соломоновых: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует». Эти слова, высеченные на его эмблеме, по мнению создателей данной спецслужбы, определяют цель разведки и роль инициативы в деятельности её сотрудников.
– Сейчас недостаток попечения мы видим воочию, а вот многочисленные советники забились по норам, – говорит знаток Ближнего Востока. – Как они могли проворонить подготовку такой масштабной операции палестинцев?
По словам подполковника Сорокина, тут нет простого ответа. Но речь не идёт лишь о деградации израильской разведки, которая долгие годы почивала на лаврах и самоуспокоилась. Она подзабыла своё былое кредо: основное дело спецслужб – это предупреждать теракты, а не ликвидировать их последствия.
Моссад – главная разведка Израиля, по своему назначению и функциям сравнимая с американским ЦРУ. Но не аналог Главного разведывательного управления США. Главный офис сверхсекретной организации находится в Тель-Авиве. Основные оперативные подразделения размещаются в пригородах столицы Израиля. Количество штатных кадров предположительно превышает 1200 человек. Как видим, до ЦРУ, где агентов раз в десять больше, очень далеко.
Деятельность Моссада настолько глубоко засекречена, что информация об этой спецслужбе и её работе появляется, как правило, либо спустя много лет после событий, либо в результате неудач и провалов, как сейчас. До конца 1990-х официально не разглашалось даже имя начальника службы.
Теперь известно, что руководитель израильской разведки – 58-летний Давид Барнеа. На должность заступил в июне 2021 года. До этого долгое время учился в США (магистр делового администрирования), потом работал в банке. И лишь затем был принят в разведку. Впоследствии окончил школу военного командования в Тель-Авиве.
Эксперты по Ближнему Востоку утверждают, что Барнеа сосредоточил всё внимание израильской разведки на Иране как на главном враге, грозящем Тель-Авиву атомной бомбой. Новому главе Моссада приписывают разработку планов по убийству иранских ядерщиков, хакерские атаки на атомные объекты Тегерана. На сектор Газа и ХАМАС он обращал мало внимания. Ведь там в последнее время палестинские радикалы вели себя тише воды ниже травы и почти не беспокоили израильские спецслужбы.
Всё рухнуло, как домино
По давней привычке Александр Ефремович внимательно анализирует публикации иностранной прессы. Ведь не зря считается, что почти 90% нужной информации разведки черпают из открытых источников. Вот что пишут зарубежные СМИ о провале Моссада.
«Разведка Израиля оказалась застигнута врасплох действиями ХАМАС и не смогла вовремя отреагировать на те шаги, которые предприняла Палестина». Такую статью опубликовало американское издание The New York Times (NYT) со ссылкой на чиновников в Вашингтоне.
«Нападение ХАМАС в субботу застало врасплох сотрудников израильской разведки, особенно методы, которые боевики использовали, чтобы проникнуть на территорию Израиля и покинуть её», – говорится в публикации.
Согласно данным NYT, Израиль понимал, что Палестина готовит некую крупную акцию, однако не мог сложить все элементы пазла воедино. Ситуацию усугубило то, что достаточно долгое время перед нападением ХАМАС не проявлял особенной активности и крупных стычек также не происходило, что несколько усыпило бдительность израильской разведки.
Среди основных ошибок Израиля источники NYT назвали:
– неспособность офицеров разведки отслеживать ключевые каналы связи, используемые палестинскими нападавшими;
– чрезмерное использование оборудования для наблюдения за границей, которое злоумышленники легко отключили, что позволило им совершить набеги на военные базы и убивать солдат в их кроватях;
– сосредоточение командиров на одной пограничной базе, которая была захвачена на начальном этапе вторжения, что лишило возможности связи с остальными вооружёнными силами;
– готовность принять за чистую монету утверждения военных лидеров Газы, сделанные по частным каналам, которые отслеживались Израилем, и палестинцы об этом знали, что ХАМАС не намерен нападать.
Даже на прошлой неделе, когда израильская разведка докладывала остальным службам безопасности о наиболее актуальных угрозах, они говорили о ливанских боевиках, почти не упомянув ХАМАС.
«Мы тратим миллиарды и миллиарды на сбор разведывательной информации о ХАМАС, а за секунду всё рухнуло, как домино», – говорит бывший высокопоставленный чиновник Совета национальной безопасности Израиля Йоэль Гузанский.
Корреспондент международного агентства The Associated Press Тиа Гольденберг в своём материале отметила, что израильская разведка за прошедшие десятилетия обрела репутацию всесильной благодаря своим достижениям.
«Произошедшая на этих выходных атака, заставшая Израиль врасплох во время важного еврейского праздника, подвергает эту репутацию сомнению и вызывает вопросы о готовности страны к противодействию более слабому, но полному решимости врагу».
Гольденберг также привела в статье слова бывшего советника по нацбезопасности премьер-министра Яакова Амидрора, который высказался о нападении ХАМАС на Израиль словами «это крупный провал». «Эта операция доказывает, что разведывательные возможности в Газе никуда не годились», – сказал Амидрор.
Официальные лица США заявили, что внезапное нападение сил ХАМАС представляет собой провал разведки, который был «…столь же ошеломляющим и удивительным, как и пропущенные предупреждения, слабая противоракетная оборона и медленная реакция неподготовленных вооружённых сил».
Тайна, покруче убийства Кеннеди
По мнению Сорокина, главная вина в провале Моссада лежит на американцах. В подтверждение своих слов он приводит заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой: «США, обладающие широкими возможностями разведки на Ближнем Востоке, не могли не знать о готовящейся атаке ХАМАС на Израиль». Нынешняя эскалация в регионе является примером «теории управляемого хаоса, которая стоит в основе политики США», полагает Захарова, при этом хаос очевидно вышел из-под контроля.
«Как же получилось, что никто в США ни слова не сказал хотя бы за день до начала нынешней эскалации на Ближнем Востоке? Ещё одна тайна, и она покруче убийства Джона Кеннеди», – написала Захарова.
Официальный представитель МИД России напомнила, что у американцев «везде есть спутники, военные базы», в том числе в этом регионе. Кроме того, американский Минфин осуществляет контроль за банковским обращением всех долларов в мире, а спецслужбы занимаются прослушкой и отслеживанием данных американских IT-компаний.
«А главное, никто в администрации Байдена так и не подал в отставку за столь крупный провал», – добавила Захарова.
Александр Ефремович оценивает нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке и роль американцев в разжигании там войны ещё жёстче. Старый разведчик полагает, что Вашингтон не проморгал, а организовал нападение ХАМАС, при этом не только «закрыл» глаза, но и дезориентировал разведку Израиля. Ради большой войны на Ближнем Востоке в той ситуации, в какой находятся США, никакого союзника (вассала) не жалко. Отсюда у ХАМАС оружие, которое США отправляли якобы на Украину, отсюда у них и современная тактика (всё-таки одни инструкторы их обучали). Например, использование БПЛА.
Ведь в начале атаки боевики ХАМАС атаковали дронами станции сотовой связи и наблюдательные вышки израильской армии вдоль границы, не позволив дежурным офицерам контролировать территорию удалённо с помощью видеокамер. Дроны также уничтожили пулемёты с дистанционным управлением, которые Израиль установил на своих пограничных укреплениях, уничтожив ключевые средства борьбы с наземными атаками.
Сейчас об этом пишут в зарубежной прессе, шепчутся на еврейских кухнях. Как объяснить, что распиаренный Моссад проворонил атаку с сектора Газа? Почему свыше двухсот израильских солдат боевики ХАМАС убили сонными прямо в казармах? Как погибли сразу 7 полковников и 17 майоров, а два генерала попали в плен? Кто ответит за гибель свыше тысячи израильтян? К сожалению, палестинцев они за людей не считают…
Пока на это нет ответа.
Мнение эксперта:
Ветеран израильского антитеррористического спецподразделения, автор книг о международном терроризме Александр Брасс утверждает:
– Произошла катастрофа национального масштаба. Это позор, которого ещё не знали разведка и армия обороны Израиля. Весь южный фронт рухнул в одночасье. Всё, что должно было воспрепятствовать проникновению террористов, не сработало. Ни система наблюдения, ни система предупреждения, ни заграждения, на которые были потрачены миллиарды.
То, что мы сейчас видим, – это результат генетической болезни армии и спецслужб. Ответственность за нынешний провал в первую очередь несут глава Генерального штаба вне зависимости от его выдающихся боевых заслуг, командующий Южным военным округом, начальник военной разведки, командир дивизии в Газе. Я считаю, что они должны быть немедленно отстранены от своих должностей.
Ссылка