Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,108,917 7,860
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
20 окт 2023 13:46:26

Почему девятиклассники плохо сдали ОГЭ по математике (РГ)

новая дискуссия Дискуссия  172

Почему девятиклассники плохо сдали ОГЭ по математике
В этом году треть российских девятиклассников сдала ОГЭ по математике на двойки. Новосибирск не исключение - экзамен, на котором нужно было показать владение базовыми знаниями, завалили 35 процентов школьников!
ЦитатаПочему такой плохой результат? Одну из причин назвал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
- Это то самое поколение, которое изучало алгебру и геометрию в первый ковидный год, когда у нас было много дистанта, - пояснил министр.
ОГЭ в этом году сдавали те, кто в пандемию оканчивал шестой класс и переходил в седьмой. Как пояснила учитель математики лицея N 130 имени академика М. А. Лаврентьева Светлана Власова, именно в пятом-шестом классах закладываются вычислительные навыки. Школьники учатся решать первые уравнения и знакомятся с дробями, а в шестом уже должны уметь вычислять проценты и строить графики.

Седьмой класс - начало изучения геометрии. Школьники узнают смысл шуток про пифагоровы штаны и бегающую по углам биссектрису. А если серьезно, то это важнейший этап, когда начинает формироваться пространственное и логическое мышление. И огромный минус удаленки в том, что учитель дистанционно не мог проконтролировать, насколько успешно школьник усвоил материал, кто из учеников списал, а кто решил задачу сам.

- Если проанализировать результаты ОГЭ, то мы увидим, что многие дети завалили как раз геометрию. В нашей школе был только один двоечник, но при этом сразу несколько девятиклассников сдали экзамен на высшие баллы. Мы не только наверстывали упущенные во время удаленки знания, но и учили детей правильно готовиться к экзаменам - самоорганизации, самоподготовке, решению экзаменационных заданий в условиях ограниченного времени, - рассказала Светлана Власова.

В Екатеринбурге результаты ОГЭ в этом были не лучше. В одной из школ двойки по математике получили сразу 22 девятиклассника.
- Если говорить конкретно об этом случае, то дети сдавали ОГЭ не в своей школе. Это стало дополнительным стрессовым фактором. А если в целом, то в этом году экзамен сдавало много детей, плохо владеющих русским языком. Где-то ученики неправильно поняли задание и, как результат, дали неверное решение, - отметила Наталья Шалайко, учитель математики из Екатеринбурга.
Преподаватель приехала в Новосибирск в рамках встречи учителей базовых школ Российской академии наук. Мероприятие проходило в новосибирском Академгородке. В список базовых входят сильнейшие школы регионов России. В Новосибирской области это образовательный центр "Горностай" и лицей N 130. Но что делать с теми, кто не справился с заданиями даже на базовом уровне?

- Решение проблемы дефицита педагогических кадров, на мой взгляд, пока не привело к тому результату, который мы ожидали. Нужны курсы повышения квалификации учителей. Нестандартность должна заключаться в самих подходах. Необходимы другие, альтернативные способы преподавания этого предмета, - предлагает министр обрразования Новосибирской области Сергей Федорчук.

Но нестандартных подходов на уроках математики и сегодня много - игровые формы, интерактивные... да какие угодно. Светлана Власова отмечает, что современная школьная программа построена так, чтобы развивать в большей степени творческое мышление. От детей больше не требуют знать что-либо назубок. И к седьмому классу даже таблицу умножения многие знают плохо. Да и дефицит кадров все еще не преодолен. Многие не задерживаются в школах из-за небольших зарплат и высокой нагрузки. Те, кто остаются, работают на полторы-две ставки, из-за чего страдает качество образования.

Кроме этого, детей от учебы отвлекают гаджеты. В лицее N 130 специально ограничивают работу мобильной сети в здании школы, чтобы дети не могли заходить в интернет. За пределами школьных стен увлечение видеоиграми и соцсетями должны контролировать родители, но делают это далеко не все.
Возможно, помогут изменения в правила проведения ОГЭ? Так, в 2024 году девятиклассникам разрешат пользоваться на экзамене калькулятором. Смысл нововведения в том, чтобы школьник не тратил время на деление и умножение в столбик и быстрее переходил к решению следующей задачи. Важное условие: калькулятор не должен иметь функции программирования, иначе сообразительные дети превратят его в шпаргалку. Насколько успешным будет эксперимент, узнаем в следующем году.
Между тем

В интернете среди пользователей, окончивших школу десять-двадцать лет назад, распространены шутки в стиле: "А я все жду, когда в жизни пригодятся синусы и косинусы, тангенсы и котангенсы". Тригонометрию начинают изучать как раз в девятом классе. А шутка связана с печально устойчивым убеждением, что детям в школе забивали голову ненужными знаниями. На это отвечает доктор физико-математических наук, академик РАН, главный научный сотрудник Института математики имени Соболева СО РАН Искандер Тайманов:
- Знание геометрии, в том числе тригонометрии, необходимо во многих сферах жизни - в архитектуре, строительстве, статистике и многих других. Тригонометрические функции применяются при визуализации данных, создании навигационных приборов, которыми мы пользуемся практически каждый день, высокотехнологической медицинской техники и так далее. Потребность в специалистах, понимающих геометрию, будет актуальной всегда. Нужно лишь правильно ориентировать то или другое поколение школьников, преподнося им материал, и мотивировать к изучению математики в целом.

У нас в конце сентября было районное совещание, там там сперва сказали об общем падении качества знаний у учеников в стране в целом и республике в частности, затем с гордостью сказали что мы падаем медленнее большинства, и наконец у собравшихся учителей предметников, а нас было не одна сотня, министерские спросили " а почему в последние годы идёт падение?" Ответы были понятные, пандемия, дистант, связанное с ним общее падение дисциплины у учащихся, перегруженность учителей, и т.д. и т.п.... Но министерских такой ответ не устроил, они вспомнили предыдущие совещание в другом районе, где один, ещё раз один человек по их мнению ответил правильно, дескать "министерские стали больше требовать"...   как будто живем в разных реалиях почти параллельных вселенных...
  • +0.02 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
20 окт 2023 22:57:17
Я только одного не могу понять.
Директора школ на 99.99% - бывшие учителя.
Министры образования и региональные и федеральные - бывшие учителя.
Работники ОНО - больше чем на половину бывшие учителя, за исключением совсем уж клерков.
Что с ними со всеми происходит, когда они становятся руководителями? Им память стирают или что? 
Или просто неумение работать, остается с ними на протяжении всей карьеры? 
И кстати - что вы докопались до министра? Он даже директора школы уволить не может. Так как учредитель школы - город.
И деньги в школе распределяет директор, а не город и или министерство.
Почему все претензии к министру - если в первую очередь проблемы школы на 98-99% связаны исключительно с директором и его способностью (точнее неспособностью) организовать работу вверенного ему предприятия.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
21 окт 2023 00:00:49

Вот только министерство может поставить вопрос об соответствии... загнать школу в ШНОРы... и т.д. и т.п.
Ну и далее...
Вот к примеру, недели три назад из министерства на основании письма "свыше" прислали обязательный опрос, почти всех учащихся уровня ООО, и... И этот опрос содержит более 190 вопросов... Ну и... Вот "херим" уроки информатики и сажаем семиклассников за ПК, благо у нас они есть и за несколько проходов, в течении полутора недель прогнали всех  кого требовалось... Но блин, у меня вопрос, этот опрос придумали дебилы? идиоты? или негодяи?
Такое количество вопросов, да ещё непрерывно, это же за урок не ответить, и за два, и главное дети устают и лепят всякую чушь... и к чертям собачьим все санпины..., а главное вопрос не анонимный и возможны последствия.
(да кстати все разрешения получили и законы соблюли)
Но это не все, позавчера пришёл ещё один опрос на 78 вопросов, правда анонимный, но от школ требуется количество... и это опять бред..
Конечно директора могут возникнуть, и сразу получат финансовый ответку. (расшифровывать не стану).
Далее в больших, да и средних школах, а тем более двух/трёх сменных, расписание обычно появляется к середине сентября, на это есть как объективные, так и субъективные причины, которые признает даже Мурзаев (глава Рособрнадзора), он это сказал на установочном вебинаре посвященному текущему аккредитационному мониторингу. Вот только это нарушение в любом случае, и один из крючков на директора... И заполнять электронный журнал надо с 1-го сентября.
И т.д., и т.п....
Но в одном Вы правы, внутришкольная дисциплина, отношение внутри коллектива, это во многом зависит от директора и завуча, и тут опытные директора, особенно из учителей могут дать фору всяческим не понимающим школьную специфику, сужу не только по своей школе, но и соседям, часть из которых Вы как то называли. 
Что я вижу, так то, в сильных и хороших школах, сильные директора, и в основном из учителей, а у нас в регионе исключительно из учителей.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  Pnb ( Слушатель )
21 окт 2023 13:52:23

Почему нельзя было на дом им задать этот опрос?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
21 окт 2023 14:53:33

Это вопрос на верх верха, но ответ ждать не стоит....
Но сам по себе такой огромный опрос в цифровой форме, для школьников, это нонсенс, и придумывают его дб(с).
Однако кроме таких опросов начинается прочая дрянь на ПК, к примеру начинается тестирование функциональной грамотности по направлениям, есть конечно надежда что сделают возможность проходить его не в школе, а не как в прошлом году в классах, да под видеонаблюдением, и это опять за счёт информатики...
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
23 окт 2023 00:13:22

Потому что компьютеры дома есть не у всех.
Потому что нужен хотя бы частичный объективный контроль что бы они не гуглили на телефоне/компьютере.
Потому что если задать такой опрос на дом и не иметь действенный рычагов воздействия сравнимых с вызовом родителей на партком - то его никто не будет проходить.
И это не считая чисто технический деталей с регистрацией, ссылками, логинами, анкетами и паролями
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
  Pnb ( Слушатель )
21 окт 2023 14:36:41
Кроме как вредительством это назвать трудно. Какая нахрен "следующая" задача может быть, если он делить и умножать не умеет?


Вообще математика объективно нужна тем, кто будет создавать что-то новое, чего раньше не было. Чтобы рассчитать результаты своих будущих действий. А также как язык тем кто будет читать техническую литературу. Если же идти по колее и делать все "как дедушка делал", никакая математика не нужна. Если вы, допустим, начнете строить что-то самостоятельно без помощи "дедушки", хотя бы сарай или сортир, вам очень быстро понадобится геометрия. Не говоря про что-то более сложное, типа крыши со слуховыми окнами.

Теперь, откуда идут такие шутки. В математике учат считать, представлять и рассуждать. Соответственно, в математике есть три части: алгебра, геометрия и логика. В школе по традиции считать учат на уроках алгебры, а представлять и рассуждать - на уроках геометрии. Если вся геометрия идет без доказательства, то рассуждать вы не учите. Без геометрии алгебра превращается во многом в схоластику, счет без понимания, что именно вы считаете. То же самое относится и к математике в целом, если параллельно не изучать физику. Математика без физики тоже во многом схоластика. Например, "кинематика - это четырехмерная геометрия" (ц).
Если вуз требует ЕГЭ по математике, но не требует физику, то это значит, что математика используется просто как рогатка при поступлении. Чтобы отсечь дураков и лентяев. С использованием математики в качестве барьера, это сделать легче всего. В результате, действительно, мозги у школьников оказываются забиты кучей бесполезных схоластических приемов решения стандартных задач.

Я лично когда готовился в 70-х годах, весь 10-й класс решал по 200 вступительных задач в неделю. Послу того как поступил, получив две пятерки, у меня было острое сожаление: сколько же я знаю теперь всякой херни, которая никогда больше не понадобится. Тогда был у меня короткий период, когда я бы с удовольствием занялся репетиторством. Но не было клиентуры.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  LightElf ( Слушатель )
21 окт 2023 17:41:48

 Поголовное изучение математики важно не столько знаниями синусов, сколько побочным эффектом формирования нейронных связей в юном неокрепшем мозгу. Примерно как с физкультурой. Умение бегать или  поднимать штангу нафиг никому не нужно, а вот побочный эффект на организм - вполне себе ценен.
  • +0.09 / 6
  • АУ