osankin ( Слушатель ) | |
27 окт 2023 09:40:38 |
ЦитатаМОСКВА, 27 окт - РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин заявил, что его удивили зарплаты специалистов в космической отрасли, власти займутся вопросом их повышения.
«"Да, (можете рассчитывать на изменения - ред.)… (Сейчас оплата вашего труда - ред.) в районе среднего, а должна быть чуть выше, согласен. Мы обязательно об этом подумаем. Я, честно говоря, даже не ожидал, когда смотрел материал к сегодняшнему совещанию. Даже немножко был удивлен… Упустили, согласен", - сказал Путин на встречи с молодыми учеными и специалистами космической отрасли, отвечая на вопрос, могут ли они рассчитывать на кардинальные изменения в части оплаты труда.
Он добавил, что такие вопросы не решаются "в один щелчок", но точно нужно над этим думать и двигаться вперед.
Льготы для специалистов
Глава государства также пообещал подумать над организацией системы льгот при оформлении ипотеки специалистами в космической отрасли. Он назвал этот момент одним из ключевых в удержании в отрасли молодых специалистов.
"У нас большой набор льготирования по ипотеке, сотрудники космической отрасли не попадают ни в одну из них. И это при том, что зарплата, скажем, достаточно скромная. Так мы здесь не удержим кадры. Я прошу правительство подготовить дополнительные меры на этот счет", - добавил Путин.
Привлечение иностранцев
Президент также призвал привлекать к работе в российской космической отрасли талантливых иностранных специалистов.
По его словам, это может способствовать развитию отношений с другими странами в космической сфере. "Более того, поскольку их прислали из других стран, можно подумать, как нам выстраивать отношения в этой сфере с нашими партнерами, чтобы они навсегда не теряли этих людей", - добавил Путин.
Развитие ЗАТО
Кроме того, Путин пообещал, что закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), где работают специалисты ракетно-космической отрасли, получат инфраструктурное развитие.
Он сообщил, что обратился к "Газпрому" и "Сибуру", которые занимаются развитием социальной инфраструктуры вблизи космодром Восточный, заняться решением этого вопроса вместе с администрацией ЗАТО Циолковский, градообразующим объектом которого является космодром.
"Чтобы людям, которые живут и там, и там была возможность пользоваться единой системой социально значимых и нужных людям, особенно молодым людям, объектов. Обязательно будем это делать, 100%. Хотелось, чтобы это было побыстрее", - заключил глава государства.
ЦитатаОб отряде, которого не было
...
- Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок?
- Покажу вам сборник. Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших. Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии.
- Это и есть сошедшие?
- Как правило - да. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью. Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере... Везде! Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний.
...
О потерянном здоровье
- Хотя бы материальные поощрения были? Не знаю - квартиры, машины...
- О чем вы! О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей. Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят. Это так, к слову...
ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Тот же Сергей Иванович Нефедов, Женя Кирюшин. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты. Поэтому и звания Героев России получили. Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека. Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью. Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим.
- А неофициально?
- Мы же с вами все знаем и понимаем, зачем зря воздух сотрясать?
Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах.
- Но здоровье-то оставили?
- Да. Было. Видели книжку о нашем отряде. Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет.
Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов. Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения. Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где?" В ответ слышу: "Нет его больше, ушел". А было Коле пятьдесят семь...
- Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС официально признаны, получают льготы, прибавку к пенсии. А вы что же? Не возьму никак в толк.
- В советское время все засекретили, а потом о нас попросту забыли.
- Но четвероногим космонавтам Лайке, Белке и Стрелке несколько лет назад памятники открыли. Вспомнили, значит...
- Вот ребятам и обидно. Каждый раз шутят: "А мы что, хуже собак?"
Давно говорим, что необходимо увековечить память об испытателях, но дальше слов дело пока не идет. Надо пробивать все, а у нас, сказать по совести, нет ни сил, ни административного ресурса. Хотя, казалось бы, глупо доказывать нужность подобного шага. На чем еще воспитывать патриотов, если не на рассказах о славном прошлом?
Мы обратились в "Роскосмос", и ответственный товарищ оттуда написал, что до 2030 года вопрос решат. Да нас к тому времени уже никого не останется, помрем!
Очень многие ушли, так и не получив ничего. Из первого отряда испытателей осталось трое. Тех, кто начинал в пятидесятые годы. Три человека! А официального статуса по-прежнему нет. Проблема государственная, касается не только нашей команды, но и испытателей ИМБП, ЦПК имени Гагарина и ряда других. Там люди тоже занимаются выживаемостью, но не имеют ни звания, ни признания. Старики не могут добиться нормального медицинского обеспечения. Они идут наравне со всеми, в поликлиниках сидят в общих очередях, хотя у них-то проблемы специфические. Вот четверо наших ветеранов жалуются на постоянное головокружение. Видимо, сосудистые проблемы как следствие перенесенных нагрузок. Им бы специальное обследование и наблюдение организовать, прикомандировать к правильной медицине. Мы написали в 9-й лечебно-диагностический центр министерства обороны, который занимается такими проблемами, а нам ответили, что могут взять только офицеров. Но деды ведь не виноваты, что их записывали механиками, правда?
...
Нам бы статус испытателей узаконить. В свое время выходили на Совет Федерации. Там сказали: молодцы, герои, патриоты и... дали почетные грамоты. На стенку можно повесить, будут красиво смотреться. Но в больницу или аптеку с этим не пойдешь.
spr ( Слушатель ) | |
27 окт 2023 11:13:21 |
Цитата: osankin от 27.10.2023 09:40:38