Конструктор реактивного двигателя и адской машины170 лет назад родился Николай Кибальчич. Он был талантливым изобретателем. Именно Кибальчич разработал первый российский реактивный двигатель и воздухоплавательную машину. В Москве улица, названная в честь Кибальчича, соседствует с улицей человека, открывшего космическую эру - Сергея Королева.
Но Кибальчич известен и как революционер-народоволец. Именно он сконструировал метательный снаряд, который был начинен "гремучим студнем". Этим снарядом весной 1881 года был смертельно ранен император Александр II.
Прославленный в боях генерал Эдуард Тотлебен предложил лишить конструктора свободы, но дать ему возможность продолжить свои разработки в мирных целях. Но эта идея не получила одобрения властей. Через месяц после теракта пятерых народовольцев, в числе которых был Кибальчич, публично повесили.
Кибальчич Николай ИвановичКИБАЛЬЧИЧ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1853-1881) — изобретатель, автор первого русского проекта реактивного двигателя и летательного аппарата для полетов людей, социалист-революционер, народоволец.
Родился 19 октября 1853 в г. Короп Черниговской губ. в семье священника, в 1864 поступил в Новгород-Северскую гимназию, но (по настоянию отца) был отправлен в духовное училище, затем в Черниговскую духовную семинарию, откуда в 1869 вновь вернулся в гимназию и окончил ее с серебряной медалью. Уже тогда отличался выдающимися способностями к математике и языкам и в то же время бунтарским характером; в 16 лет категорически порвал отношения с отцом, участвовал в создании тайной библиотеки запрещенных книг при гимназии.
...
С 1879 Кибальчич — член исполкома "Народной воли". Руководил подпольной типографией, занимался публицистикой (псевдонимы: Самойлов, Дорошенко), став автором одной из программных статей народовольчества "Политическая революция и экономический вопрос" ("Народное дело". 5 февраля 1881). Полагая террор лучшим средством борьбы за свои идеалы, весной 1879 вместе с товарищами готовил взрыв царского поезда в Одессе (изобретал запалы, нитроглицериновый "гремучий студень", доставлял взрывчатку в Одессу, рассчитывал последствия взрыва). После неудачи с покушением на царский поезд готовил динамит для взрыва в Зимнем дворце, который передавал А.А.Квятковскому и А.А.Желябову, а они, в свою очередь, строившемуся паркетчиком во дворец С.Н.Халтурину. Весной 1881 на пустыре за Невой, напротив Смольного института в Петербурге, обучал бомбистов обращению с разработанным им снарядом для нового покушения на Александра II. По его расчетам, взрыв, намеченный на 1 марта 1881, должен был уничтожить "все живое в радиусе 15-18 саженей".
Спустя 17 дней после цареубийства, 17 марта 1881, был арестован как соучастник.
На допросах он вел себя мужественно, стремясь превратить их в трибуну для прокламации народовольческих идей. Утверждал, что "террористическая деятельность — не только средство для наказания начальствующих лиц за их преследования социалистов, но и орудие борьбы для достижения политического и экономического освобождения народа". Заявлял: "даю слово, что все мое время, все мои силы я употреблю на служение революции посредством террора!". На вопрос о семейном положении ответил: "Женщины любят, чтобы за ними ухаживали, а я этого не умею, да и некогда мне".
Председатель суда Э.Я.Фукс записал о нем: "Кибальчич — замечательный ум, необыкновенная выдержка, адская энергия и поразительное спокойствие". Находясь в тюрьме, революционер до последней минуты оставался ученым, продолжая работу над проектом создания реактивного ракетного двигателя ("проект воздухоплавательного прибора") с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. Он также продолжал создавать описание устройства порохового двигателя, рассчитывал габариты пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он размышлял над проблемами управления полетом летательного аппарата и обеспечения его устойчивости с помощью крыльев-стабилизаторов, анализировал способы торможения аппарата в атмосфере при спуске.
Однако министр внутренних дел отказался отправить его научные расчеты и записи "рассмотрение ученых, поскольку это могло бы вызвать неуместные толки". Тем не менее, слухи об изобретателе достигли части русского генералитета, и военные (в частности, ген. Э.И.Тотлебен) предложили "засадить" конструктора "крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставить ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями". Это предложение не нашло понимания у властей, намеревавшихся казнить ученого. Накануне казни Кибальчич обратился с письмом к новому императору Александру III, пытаясь убедить его в необходимости изменения политической системы. Письмо до адресата не дошло. Перед самой казнью Кибальчич отказался от исповеди и причастия, вступил в диспут со священником, обосновывая атеистические взгляды.
"Цареубийца" был повешен вместе с другими "первомартовцами" спустя месяц после теракта, 3 апреля 1881 в Петербурге.
...
Материалы по разработке проекта его ракетного двигателя были опубликованы в 1918 ("Былое". 1918. № 4-5). Тогда же стало ясно, насколько близки были его идеи взглядам К.Э.Циолковского. Задолго до Циолковского Кибальчич обосновал выбор рабочего тела и источника энергии космического летательного аппарата, высказал идею о возможности применения бронированных порохов для реактивного двигателя. Он также рассчитал способы обеспечения программированного режима горения пороха, разработал методы сжигания, топливоподающее и регулирующие устройства. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагал осуществлять с помощью автоматических часов.
Яркая судьба Кибальчича, романтизация террористов-народольцев как героев борьбы за народное счастье, необычная фамилия натолкнули А.П.Гайдара на создание образа Мальчиша-Кибальчиша. Спустя 15 лет после Великой Отечественной войны в доме, где родился Кибальчич, был открыт его мемориальный музей. В 1966 один из кратеров на обратной стороне Луны был назван его именем, поскольку в области космонавтики идеи Н.И.Кибальчича на много десятилетий опередили свое время.