Применим ли «корейский сценарий» для урегулирования современных конфликтов? Стало известно, что США и Израиль на закрытых консультациях обсуждают сценарии будущего сектора Газа после ликвидации ХАМАС. Выделены несколько основных вариантов.
Первый предусматривает введение временного управления (вплоть до создания временного правительства) под эгидой ООН. Израиль считает его малопродуктивным, так как от этой организации «мало проку».
Второй строится на том, что в секторе будут задействованы миротворческие силы по образцу тех, что обеспечивают на Синайском полуострове выполнение условий мирного договора между Египтом и Израилем от 1979 года (Кэмп-Дэвидские соглашения). Тель-Авив полагает, что эта идея «заслуживает рассмотрения».
Третий подразумевает предоставление временного контроля над эксклавом странам ближневосточного региона. При этом в секторе Газа будут размещены войска США, Великобритании, Франции и Германии. Желательно также присутствие сил Саудовской Аравии и ОАЭ.
Госсекретарь США Энтони Блинкен полагает, что для Вашингтона выгоднее всего было бы доверить управление Газой «обновленной национальной администрации» палестинского лидера Махмуда Аббаса, который контролирует Западный берег реки Иордан. Перед президентскими выборами Джо Байден не хотел бы подвергать опасности даже небольшой контингент войск США.
Израиль же, похоже, вынашивает другой (коварный) план: создать на территории северной части Газы буферную, демилитаризованную зону (ДМЗ) — полностью очистить ее от населения, все до основания разрушить.
Напомню, что с общепринятой точки зрения ДМЗ — это территория, где военные объекты ликвидированы, а размещение вооруженных сил запрещено.
Последний международный пример — создание в 1974 году «зеленой линии» на Кипре, которая разделяет турецкую и греческую части острова. Контроль осуществляет контингент Вооруженных сил ООН по поддержанию мира. Но самый наглядный — ДМЗ между КНДР и Южной Кореей.
Тема возможного урегулирования по «корейскому сценарию» возникает все чаще. В том числе — и в отношении украинского кризиса. Причем деятели Киева почему-то утверждают, что эту идею продвигает Москва.
«Следует установить демилитаризованную зону под контролем международных сил в приграничных российских регионах на расстоянии 100-120 км после завершения конфликта. Это необходимая мера для предотвращения повторения агрессии и обеспечения реальной безопасности жителей украинских регионов», — полагает советник главы офиса президента Михаил Подоляк.
«Вопрос окончания войны — это создание ДМЗ шириной в 100 км. Это наша цель. Это зона, с которой невозможно поражение обычными средствами. Как по мне, это абсолютно правильная дистанция», — вторит ему начальник Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов. Заметим, что они видят ДМЗ в границах Украины 1991 года.
Не очень сложно вычислить, кто продвигает вариант такого развития. Заморозка конфликта для Вашингтона гораздо выгоднее, чем, предположим, прием Украины в НАТО. Ведь если мирные переговоры все же состоятся, то обязательным требованием со стороны Москвы будет внеблоковый статус Киева.
Давайте вспомним, что произошло на Корейском полуострове. После освобождения в 1945 году от японской оккупации Корею, согласно договоренностям СССР и США, разделили на северную и южную. Кстати, «географический» распил по 38-й параллели придумали два американских полковника. Они не нашли ни горную гряду, ни реку, которые пересекали бы полуостров с запада на восток.
25 июня 1950 года началась война между Севером и Югом, которая длилась более трех лет и привела к огромным общим потерям — 5,5 млн человек.
На заключительной стадии северян поддерживали силы армии Китая («китайские добровольцы») и авиация СССР. На стороне южан действовали подразделения коалиции под флагом ООН (США, Великобритания, Франция, Греция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Турция, Филиппины, Таиланд, Эфиопия, Колумбия). Ее можно назвать по-другому — группировкой «НАТО+», так как большая часть участвующих в ней стран в 1949 году присоединилась к альянсу.
Соглашение о прекращении огня было подписано 27 июля 1953. Со стороны Севера это сделали три человека — глава делегации КНДР, командующий китайскими добровольцами и маршал Ким Ир Сен. От сил ООН — два американских генерала. Представитель Республики Корея, генерал Чхве Док Син, свою подпись ставить отказался. Сеул считал, что войну надо продолжать. Одним из главных в Соглашении стал пункт «об определении демаркационной линии и создании двухкилометровой демилитаризованной зоны».
ДМЗ — уникальное военно-инженерное сооружение, аналога которому пока нет в мире. Общая длина — 250 км, ширина — 4 км, тянется вдоль всей границы, проходит в 62 км от Сеула и в 215 км от Пхеньяна. Северная пограничная линия (NLL) в Желтом море является спорной, не согласованной в рамках перемирия.
Всего в районе ДМЗ было дислоцировано около одного миллиона военнослужащих обеих сторон. В январе 1958 года США разместили на Юге ядерные боеприпасы, нарушив пункт Соглашения о запрете на поставку нового оружия. Оно было вывезено лишь в 1991 году.
Основной печальный результат противостояния — мир на Корейском полуострове так и не наступил. 13 декабря 1991 года при посредничестве ООН было подписано Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. Оно было разорвано в 2010 году после инцидента с южнокорейским корветом «Чхонан», в результате которого погибли 46 из 104 членов экипажа. 8 марта 2013 года КНДР аннулировала договор о ненападении.
К чему же привели заморозка конфликта и международная изоляция Пхеньяна? На повестке дня пока безуспешно стоит вопрос о денуклеаризации Корейского полуострова. Это процесс, в рамках которого КНДР в обмен на получение гарантий безопасности и экономических инвестиций может отказаться от своей ядерной программы. Пока у посредников и тех, кто вводит санкции, ничего не получается.
Выходит, что псевдомир по «корейскому сценарию» под диктовку США породил головную боль и смертельную угрозу всему региону. Так есть ли резон следовать этому примеру и в других частях света?