– Летом гостям второго форума «Россия-Африка» показывали различные решения по противодействию угрозам нацбезопасности. Получили ли эти контакты с африканскими странами продолжение?– Саммит «Россия-Африка» традиционно дает мощнейший стимул к сотрудничеству. С 2019 года, когда прошел первый подобный форум, «Рособоронэкспорт» подписал свыше 150 контрактов с африканскими партнерами. Портфель заказов пополнился на более чем 10 млрд долларов. К 2023 году наше присутствие расширилось еще на 5 государств континента, и сегодня из 54 стран Африки 43 имеют партнерские связи с «Рособоронэкспортом».
В ходе второго форума «Россия-Африка» в Санкт-Петербурге мы вновь провели очень плодотворную работу, нашли новые точки соприкосновения с африканскими партнерами и сейчас активно занимаемся воплощением достигнутых договоренностей в жизнь.
– В следующем году планируется наладить выпуск импортозамещенных SJ-100 и МС-21. Есть ли интерес к этим машинам у зарубежных клиентов или пока приоритет – это наполнение внутреннего рынка России?– Приоритетными сегодня, безусловно, являются поставки в интересах России – мы в первую очередь должны дать «крылья» собственной стране. Но в перспективе мы, разумеется, рассчитываем на интерес из-за рубежа и к SJ-100, и МС-21. Емкость отечественного рынка не безгранична, и это необходимо учитывать.
Если говорить о МС-21, то он изначально проектировался таким образом, чтобы составить конкуренцию мировым производителям в самом массовом сегменте – среднемагистральном.
В отличие от старых «боингов» семейства 737 или «эйрбасов» семейства 320, которые модернизируются на протяжении уже нескольких десятилетий, российский лайнер изначально создан с использованием самых современных подходов. Например, доля композитов в его конструкции – более 30%, что является рекордом среди «одноклассников».
Самолет получился красивый, экономичный и, что немаловажно – комфортный. У МС-21 самый широкий в классе салон, большие иллюминаторы, очень вместительные багажные полки.
Замечу, что очень интересен в экспортном плане и двигатель ПД-14. Этот мотор соответствует всем мировым требованиям к современным двигателям пятого поколения и находится в самой массовой нише.
– Были разговоры о возможности производства SJ-100 в Индии. Насколько это реально?– Индия является нашим давним партнером. У нас есть богатый опыт взаимодействия по проекту Су-30МКИ – под этот самолет в стране созданы производственные мощности и накоплены компетенции, которые могли бы стать основой для развития гражданского производства.
– Какая еще гражданская продукция из России пользуется спросом на международном рынке?– Традиционно высок интерес за рубежом к российской вертолетной технике. Наши винтокрылые машины эксплуатируются более чем в 100 странах мира. При этом «Вертолеты России» продолжают расширять географию присутствия.
Масштабная работа, в частности, ведется с Африкой. За последние полтора года страны этого континента проявили заинтересованность в поставке более 100 российских вертолетов. Значительная часть из них законтрактована, а 55 – уже переданы заказчикам.
Очень интересный и значимый проект мы реализовали с Республикой Зимбабве. Мы не просто заключили контракты на поставку «Ансатов» и Ми-17, а помогли создать в стране собственную службу санитарной авиации – первую на континенте.
Комплексный подход и всесторонняя поддержка заказчика стали важной особенностью проекта. Мы обучили технических специалистов и летный персонал. Опытом своей работы делились и представители Национальной службы санитарной авиации Ростеха – она обладает широчайшими компетенциями и опытом. Созданная в 2019 году, НССА уже спасла жизни 30 тысяч пациентов с различными травмами и заболеваниями.
Сегодня мы обеспечиваем поэтапную интеграцию санавиации в систему здравоохранения Зимбабве – от обучения медицинского персонала до внедрения протокола работы, регламентирующего поведение с момента поступления звонка в call-центр до доставки пациента в медицинский центр.
И этот опыт будет масштабирован. На Африканском континенте сегодня сохраняется высокая смертность, связанная с ограниченностью транспортной инфраструктуры и невозможностью оперативной эвакуации пациентов в медицинские учреждения, поэтому санавиация может стать здесь крайне полезной и важной.
Мы наблюдаем огромный интерес и к российским технологиям видеоаналитики, в том числе к системам распознавания лиц NtechLab. В 2021 году она признана самой точной в мире. В 2022 году компания реализовала проекты в 36 странах, в том числе в Катаре, где наше IT-решение использовали в ходе чемпионата мира по футболу. Сегодня этот показатель значительно выше – российские разработчики экспортируют технологию по меньшей мере в 50 государств.
В качестве примера могу привести Индию, которая планирует внедрять видеоаналитику в сферу образования. Система распознавания лиц будет использоваться для проверки посещаемости на экзаменах, а также исключит возможность сдачи тестов другим человеком и фальсификацию результатов на этапе проверки.
Это лишь малая часть примеров продукции, которая востребована за рубежом.
Еще раз подчеркну: Ростех, «Рособоронэкспорт» и другие компании и холдинги Госкорпорации по-прежнему привержены политике по выстраиванию партнерских отношений со всеми регионами без исключения. При условии, что эти отношения основаны на уважении – как к самим партнерам, так и к установленным правилам. Надежность всегда была отличительной чертой России, и это качество, уверен, останется неизменным.
https://rostec.ru/news/vladimi…oy-rossii/