Сражение кадрами. Образы полководцев в сталинском киноКинематографические эксперименты 1920-х при Сталине были запрещены — кино по большей части служило пропагандистским целям. И хотя цензуре подвергались все жанры, биографические и исторические фильмы давали режиссерам чуть большую свободу самовыражения. Кинокритик Андрей Волков продолжает рассказывать о фильмах советской поры, которые представляют интерес и для сегодняшнего зрителя. В сегодняшней статье речь пойдет о киноэпопеях «Суворов» (1940) и «Кутузов» (1943), главные герои которых, хоть и подчиняются требованиям агитпропа военной эпохи, обладают живыми и яркими чертами характера.
раницы «сталинского кинематографа» сложно прочертить однозначно — это зависит от того, в какой именно год Сталин стал единоличным правителем СССР, заслонив своей фигурой коммунистическую партию. Однако можно утверждать, что после Первого съезда советских писателей, который проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года, в советском искусстве утвердился единственно возможный художественный метод — социалистический реализм. Он был предложен в 1932 году на страницах «Литературной газеты» главным редактором «Известий» И.М. Гронским и одобрен Сталиным на встрече с членами РАПП.
Литература, по мысли вождя народов, должна не развиваться сама по себе, но подчиняться единой цели — созданию социализма в отдельно взятой стране. Кино это касалось в большей степени, поскольку кинематограф всегда считался массовым искусством. Знаменитая фраза Ленина о том, что кино — важнейшее из искусств, быстро превратилась в слоган и украсила собой учреждения культуры. Сталин понимал, какие пропагандистские возможности открывает кинематограф. Довольно быстро монтажные эксперименты кинематографа 1920-х были свернуты, прекращены всякие споры между режиссерами о том, как правильно снимать кино. Практически все теоретики 1920-х в последующее десятилетие трудились на ниве традиционного социалистического кино. Сверхзадачу этих фильмов определял не столько режиссер, сколько партийное руководство. Ослушавшимся партию грозил минимум запрет на профессию, а максимум — черная пасть ГУЛАГа.
В 1930–1940-е не было фильмов, полностью свободных от социалистической пропаганды. Разве что некоторые жанры, в которых режиссер имел хотя бы крошечные островки свободы и мог временами выходить из образа придворного хроникера.
В первую очередь это были биографические и исторические фильмы, которые активно снимали многие деятели советского кино, не желавшие прославлять «мудрую» политику Сталина в картинах о современности.В этой статье мы рассмотрим два советских фильма, посвященных выдающимся военачальникам — «Суворов» (1940) и «Кутузов» (1943). Обе ленты поставлены режиссерами, имевшими авангардный бэкграунд. В первой половине 1940-х они уже не могли творить в своем индивидуальном стиле, неизбежно подчиняясь указаниям чиновников. Оба фильма, созданные для духоподъемных целей, отличаются яркими характерами главных героев. Только в исторических лентах режиссеры, прикрываясь верностью исторической правде, могли преодолеть советскую цензуру. Неудивительно, что из всей массы советских фильмов 1930–1940-х в первую очередь пережили свое время исторические и биографические картины, которые с удовольствием смотрят зрители и сейчас.
...