15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно вышел первый русский пароход «Елизавета».15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно вышел первый русский пароход «Елизавета». Корабль был построен на одном из крупнейших предприятий России – металлургическом заводе Берда в Санкт-Петербурге. Эта дата считается началом отечественного судостроения в России. Она знаменательна и для истории мирового мореплавания.
Первый пароход Роберта Фултона, построенный в 1807 году в США, совершал свои рейсы по реке Гудзон. Сомнения в перспективности использования пароходов для морского плавания ограничивали их применение речными маршрутами. Первым пароходом, вышедшим в регулярное морское плавание, стал российский пароход «Елизавета». Случилось это за четыре месяца до морского путешествия парохода «Элиза», который 17 марта 1816 года вышел из английского порта Ньюхейвена и на следующий день пришвартовался в Гавре, на французском берегу Ла-Манша.
К 1820 году в России были готовы к спуску уже 15 пароходов, в 1835 году, к 20-летию первого рейса, – 52 парохода. Но наибольшего развития строительство пароходов в России достигло после Крымской войны 1853–1956 годов, когда стало ясно, что эра парусного флота закончилась.
Елизавета Безымянная...в Государственном историческом архиве Санкт-Петребурга сохранился подлинный экземпляр российской "Привилегии" (патента) на паровое судно, выданной Берду в 1817 году. К ней прилагаются чертежи этого судна, не имеющие почти ничего общего с примитивной посудиной, нарисованной в книге Белавенца. Согласно чертежу, первый российский пароход выглядел так:
Его приводила в движение одноцилиндровая паровая машина Уатта мощностью 4,5 л.с. с вертикальным цилиндром и нижним расположением балансиров, которая вращала через валы и шестеренчатые передачи два деревянных гребных колеса. На полном ходу и на спокойной воде пароход развивал скорость 8,5 верст в час. Интересно, что железная дымовая труба высотой 7,5 м одновременно являлась мачтой, на которой можно было поднять парус.
Благодаря Берду Россия стала третьей страной в мире после США и Великобритании, которая обзавелась паровым судном и начала развитие парового флота. В этом отношении она опередила все государства континентальной Европы. К сожалению, дальнейшая судьба первого парохода Берда неизвестна, но уже к 1820 году он построил и ввел в эксплуатацию на Неве еще несколько паровых судов.
Еще одно художественное изображение первого русского парохода (либо - одного из первых) и портрет его автора.