Обсуждение космических программ
8,911,586 40,183
 

  osankin ( Слушатель )
16 ноя 2023 08:51:31

Первый полёт "Энергия-Буран": триумф советской науки и техники

новая дискуссия Статья  41

Первый полёт "Энергия-Буран": триумф советской науки и техники

15 ноября 1988 года состоялся первый орбитальный полёт многоразовой космической системы “Энергия-Буран”, ставшей выдающимся достижением советской науки и техники и катализатором бурного развития технологий на стыке авиационной и ракетно-космической индустрии. Эффект, произведённый безукоризненной автоматической посадкой “Бурана”, был ошеломляющим: далеко не всегда столь сложные космические проекты увенчивались успехом с первой попытки. Однако тот первый полёт так и остался единственным – судьба сверхдорогостоящих космических систем зависит не только от развития технологий, но и от экономического и политического контекста. Авиасалон МАКС стал витриной наработок, созданных в рамках проекта “Энергия-Буран”, и участвует в сохранении исторического наследия, оставленного разработчиками уникальной многоразовой космической системы.

Противостояние в годы холодной войны распространилось и на космическое пространство: в 1972 году США объявили о начале масштабной национальной программы Space Shuttle, которую в СССР расценили как угрозу, поскольку мощность и размеры “шаттла” позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки. Постановление Правительства СССР о создании собственной многоразовой космической системы вышло в феврале 1976 года. Система предназначалась для противодействия расширению использования космического пространства в военных целях, решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки, проведения исследований и экспериментов в области создания космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах, а также для выведения на орбиты и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Многоразовая космическая система должна была обеспечивать выведение на орбиту высотой 200 км полезных грузов массой до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов массой до 20 тонн. Получившая впоследствии название “Энергия-Буран”, эта система не имела аналогов по сложности и стала одной из важнейших вех в истории отечественной космонавтики.
В работе над проектом участвовало почти 100 министерств и ведомств, многоотраслевая кооперация насчитывала более 1200 предприятий и научных центров страны. Головным предприятием, ответственным за создание планера орбитального корабля и координацию всей кооперации в авиационной промышленности, стало специально созданное НПО “Молния” во главе с Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским. Предшественником “Бурана” стала авиационно-космическая система “Спираль”, разработанная в ОКБ Микояна в 1960-1969 годах под руководством Г. Лозино-Лозинского, и состоявшая из воздушно-орбитального самолёта, который выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью – на орбиту.
За 12 лет в рамках программы “Энергия-Буран” были созданы самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171; первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 с тягой более 100 тс; сверхтяжёлая ракета-носитель 11К25 “Энергия”; многоразовый воздушно-космический самолёт (ВКС) “Буран” и система его автоматической посадки; технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем на космодром, включающая постройку уникального транспортного самолёта ВМ-Т “Атлант” и самого крупного на тот момент самолёта Ан-225 “Мрия”. Были созданы тысячи новых материалов, технологий и производственных процессов, проведены десятки тысяч испытаний узлов, агрегатов и опытных изделий.
“Буран” представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, по конструкции и характеристикам превосходящий все ранее созданные в нашей стране космические корабли. Он был выполнен по самолётной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке располагалась кабина для экипажа из 2-4 человек и шести пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования – свыше 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомплексированных в более чем 50 бортовых систем и объединённых в единый управляющий комплекс. В средней части корабля располагался грузовой отсек размером 4,7 х 18,55 м с открывающимися створками, в котором располагались манипуляторы для погрузки / разгрузки. Снаружи корпус “Бурана” был покрыт специальным теплозащитным покрытием. Стартовая масса корабля составляла более 100 тонн, из которых 14 тонн – топливо. Объединённая двигательная установка “Бурана” включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления.
Исторический полёт состоялся 15 ноября 1988 года. Несмотря на шквалистый ветер и плохую видимость, старт ракеты и вывод корабля на расчётную орбиту 250 км прошли в штатном режиме. Дважды облетев вокруг Земли, “Буран” приступил к снижению на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. На высоте 100 км связь с ним прервалась: из-за сильного нагрева атмосферы корабль был окружён экранирующей плазмой. 20 минут напряжённого ожидания – и “Буран” вновь вышел на связь, появившись на высоте 50 км. Дальше – гашение скорости и посадка, заставившая всех изрядно поволноваться. Вместо того, чтобы развернуться на полосу, корабль неожиданно сделал разворот на 90 градусов и ушёл в сторону. Причиной смены курса стала автоматика, которая среагировала на информацию о сильном ветре, поступившую на бортовой компьютер с наземных станций, и оперативно поменяла траекторию на более безопасную. Эффект от безукоризненной автоматической посадки был невероятным! Это была настоящая победа Г. Лозино-Лозинского и его соратников. Участники программы находились в ожидании следующего, уже пилотируемого полёта, однако – увы! – ему не суждено было сбыться. Несмотря на выдающийся результат, из-за проблем с финансированием и в угоду политической конъюнктуре в 1990 году работы по программе “Энергия-Буран” были приостановлены, а в 1993 году принято решение о закрытии проекта.
После закрытия программы “Энергия-Буран” на НПО “Молния” начались работы над её логическим продолжением – многоразовой авиационно-космической системой (МАКС), отличающейся мобильностью и низкой стоимостью выведения полезных грузов на орбиту. Небольшой крылатый корабль должен был запускаться с “самолёта-космодрома” Ан-225 “Мрия”, после чего с помощью собственных двигателей выходить на орбиту, совершать манёвры и самостоятельно возвращаться на Землю. В 1997 году проект МАКС выставляется на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском, по праву претендуя на развитие тематики многоразовых космических систем в новой России. К этому времени посетители авиасалона уже были знакомы с отдельными компонентами грандиозного советского космического проекта “Энергия-Буран”. Супертяжеловес Ан-225 “Мрия” завораживал посетителей первого МАКС-1993, впоследствии он же запомнился зрителям лётной программы МАКС-2001 и вновь демонстрировался на юбилейном МАКС-2011. На МАКС-1999 был выставлен образец “Бурана” ОК-ГЛИ для тестирования в атмосфере. В 2011 году на салоне выставлялся третий лётный экземпляр “Бурана” под названием “Байкал”, который должен был стать первым пилотируемым аппаратом по программе “Энергия-Буран”. Уникальный транспортный ВМ-Т “Атлант”, выполнивший основные полёты по доставке элементов системы “Энергия-Буран” на космодром “Байконур”, неоднократно демонстрировался в исторической экспозиции МАКС.
  • +0.05 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!