Машиностроение - новости, обсуждение
142,093 216
 

  osankin ( Слушатель )
18 ноя 2023 20:57:02

Малый бизнес спасает крупные заводы от китайской экспансии

новая дискуссия Новость  1.219

Малый бизнес спасает крупные заводы от китайской экспансии

Российские промышленные гиганты, из-за санкций лишившиеся зарубежных поставщиков, вынуждены привлекать отечественный малый и средний бизнес. Кооперация пока идет медленно: крупные компании задерживают платежи, плохо информируют о закупках. В результате есть риск китайского захвата рынка.

Санкционный разворот

До введения антироссийских санкций большинство крупных производств в РФ были завязаны на зарубежное партнерство, констатировали участники открывшегося 15 ноября в Уфе Российского промышленного форума. Предприятия закупали иностранное оборудование, технологии, поэтому техподдержку и сервисное обслуживание также обеспечивали зарубежные фирмы или их российские «дочки» и представительства.
«Для российских компаний были фактически закрыты целые отрасли: это автомобилестроение, тяжелое машиностроение, оборонно-промышленный комплекс был лишь частично доступным», — перечисляет Марат Закиров, директор ООО «Индукционные машины» (специализируется на индукционном оборудовании и станках).
Например, один из крупнейших мировых производителей металлообрабатывающих станков, японская Toyoda, обеспечивала оборудованием и сервисом российский автозавод Toyota. Лицензиаром технологии для установки замедленного коксования на Омском НПЗ компании «Газпром нефть» (проект завершен в 2021 году, инвестиции около 60 млрд рублей) была американская Foster Wheeler. Это во многом определило выбор оборудования и комплектующих для проекта.
После введения санкций одни партнеры ушли из России, разорвав контракты с местными предприятиями, в других случаях их работа резко осложнилась. Так, производитель литейных печей ООО «Тахтех-Рус» продолжает сотрудничать с чешским соучредителем Таснтесн s.r.o., но «втихаря», признавался нынешней весной директор ООО «Тахтех-Рус» Вячеслав Коробейников.
В прошлом году, сразу после введения санкций, большинство российских предприятий оказались в растерянности, не все смогли быстро найти замену ушедшим иностранным партнерам. Теперь многие считают случившееся благом, особенно это касается малых и средних предприятий (МСП), услуги которых внезапно оказались востребованными.
«Хорошо, что пришли санкции. Раньше, когда мы стучались в двери наших крупняков, то нам говорили, что у них есть западные технологии и продукция. Теперь все повернулось: крупный бизнес приходит к «малышам» и говорит: сделайте нам то, чего мы не можем купить», — рассказывает Александр Шельдяев, заместитель премьер-министра Башкортостана — министр промышленности, энергетики и инноваций.
Малый бизнес более мобилен, чем крупные компании, он оперативнее реагирует на меняющиеся условия, поэтому во многих случаях с ним предпочтительнее работать, согласен Сергей Гурин, председатель правления — гендиректор АО «Башкирская электросетевая компания».
«У крупного бизнеса мы постоянно сталкиваемся со срывами работ. В том числе и потому, что он очень неповоротливый», — добавляет он.
По его мнению, сейчас большие заводы обрастают малыми предприятиями, которые готовы быстро наладить производство и поставки нужных комплектующих и материалов.

Остановленная линия - жуткое зрелище

Для многих отечественных гигантов машиностроения привлечение МСП в буквальном смысле означает спасение, уверены эксперты. Например, такая ситуация сложилась в автопроме. Иностранные компании, которые обслуживали производственные линии, ушли, и работа автозаводов оказалась под угрозой.
«Я был недавно на «АвтоВАзе», честно скажу: жуткое зрелище — видеть эти остановленные производственные линии. Это, конечно, страшно. Ушел Renault (до мая 2022 года французский концерн Renault владел 67,61% «АвтоВАЗа», этот пакет он за 1 рубль передал государственному НАМИ. — прим. ред.), остановил производственные линии, поддержки нет», — описывает проблему Марат Закиров.
Кроме того, «АвтоВАЗу» приходится менять конструкцию изделий, значит, нужно модернизировать производственные линии. Раньше планировалось, что это сделают европейские партнеры, теперь приходится рассчитывать на себя, а «компетенций, которые для этого нужны, в России просто нет», говорит Закиров. Его предприятие уже начало работу над проектом модернизации линии закалки обода маховика для «АвтоВАЗа».
Крупные заказчики с недоверием относятся к МСП, признает Марат Закиров. Например, концерн «УралАЗ», где «идет глобальная замена станочного парка», предварительно провел аудит исполнителя «со всех сторон», потому что «они к себе никого не пускают». В результате было принято положительное решение, и «Индукционные машины» разработали для концерна комплекс оборудования для закалки и отпуска деталей коробки передач автомобилей «Урал». Установка этого оборудования позволит уменьшить долю ручного труда на этой операции и повысить стабильность качества закалки, рассказал Закиров.
Заводы теперь охотнее налаживают контакты и с отечественными производителями средств для сервиса станков и оборудования, отмечает Михаил Хромых, директор ГК «Глобал индастри». Эта компания начинала как дистрибутор смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) Kluthe, BASF и других зарубежных фирм. В 2022 году она запустила собственное производство СОЖ и предлагает промышленникам комплексный сервис оборудования.
«После февраля 2022 года к нам пришли сотрудники из BASF и Kluthe, принеся опыт и знания, полученные в этих крупных компаниях», — говорит Михаил Хромых.

Нужно опередить Китай

Многолетняя закрытость промышленных гигантов и ориентированность их на узкий круг поставщиков породили множество проблем, которые сейчас мешают наладить кооперацию. Например, с закупками. Раньше у заказчиков не было необходимости широко оповещать об этом рынок, и у них нет опыта эффективной организации закупок.
«Мы искренне считаем, что мы разместили объявление о закупке, а на самом деле о ней никто не знает», — констатирует Сергей Гурин.
Взаимоотношения с крупными партнерами сложны для малых предприятий: им не хватает оборотных средств для выполнения заказов, часто нет квалифицированных юристов, помогающих добиваться оплаты по контрактам («крупный бизнес старается не платить», это его особенность, признает Гурин). Выход — в создании кластеров.
Сейчас в России действует 53 промышленных кластера, в состав которых входит более 650 предприятий, подсчитали в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России. Кластеризация помогает наладить связи между заказчиками и исполнителями, для участников действуют различные меры господдержки. Это повышает эффективность кооперации. По данным ассоциации, на каждый бюджетный рубль в кластерах приходится 6 рублей внебюджетных инвестиций.
Темпы вовлечения малого и среднего бизнеса в кооперацию с крупными предприятиями пока недостаточны, считают участники рынка. Государству и промышленным гигантам нужно больше внимания обращать на МСП.
«Если мы сейчас не заберем наш рынок, то это сделает Китай», — резюмирует Марат Закиров.
Отредактировано: osankin - 18 ноя 2023 20:57:24
  • -0.02 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Hayama007 ( Слушатель )
18 ноя 2023 21:20:02

Малый бизнес спасает крупный и борется за рынок с Китаем, а крупный предпочитает им за это не платить. И ждет Китай. 
Это как бы резюмирует давнишний спор. Будем ли мы создавать свой тех кластер или просто СОЗНАТЕЛЬНО станем сырьевым придатком Китая. 
Придаток так придаток. И вступаясь за малый бизнес. Нет не надо их винить, они не борются с Китаем, просто хотят кушать. И пытаются урвать крошки со стола больших дядей. Как только Китай дозреет до того что бы забрать наш бесхозный рынок их сразу сметут со стола, им надо успеть что то заработать. 
Пока кстати Китай, на примере "Москвича" не готов к внешней экспансии самостоятельно. Не способен обеспечить сервис, запчасти. Потому что эту часть за Китай всегда на себя брали европейцы. Но Китай научится и наш крупный монополист наконец получит обновление парка и запуск производственных линий с достойным сервисом! 
А нам как патриотам пора как то информационно заряжать новый паттерн: "быть сырьевым придатком Китая - это здорово!"
  • -0.08 / 13
  • АУ