105 лет назад создан ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского1 декабря 2023 - 105 лет назад создан ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского
105 лет назад создан Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красного Знамени Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского Министерства авиационной промышленности СССР, г. Жуковский Московской обл.
Подробнее с документами, изданиями, обзорами, перечнями и каталогами, а также с базами данных, материалами конференций и выставок можно ознакомиться в читальном зале архива по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д. 58.
https://t.me/uac_ru/1844105 лет исполняется сегодня ЦАГИ!
История Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Николая Егоровича Жуковского – это неотъемлемая часть истории развития всей нашей отечественной авиации.
С самого начала своего существования ЦАГИ стал центром притяжения для лучших специалистов страны в передовых областях инженерных наук – механики, аэро- и гидродинамики, прочности. Благодаря трудам этих ученых были заложены основы отечественного, а во многом и мирового самолетостроения. Не удивительно, что именно в стенах ЦАГИ стало работать первое авиационное конструкторское бюро страны, возглавляемое Андреем Николаевичем Туполевым, создавшее первые массовые отечественные самолеты. Институт был прародителем известных сегодня организаций, занимающихся созданием летательных аппаратов и авиационных двигателей, разрабатывающих новые материалы, занимающихся испытаниями самолетов и вертолетов.
Институт был и остается важным звеном в подтверждении летной годности разрабатываемых новых авиационных проектов. Без аэродинамических труб и испытательных стендов ЦАГИ не смог бы подняться в воздух ни один отечественный летательный аппарат.
Во все годы своего существования ЦАГИ обеспечивал мощную научную поддержку авиастроения, определяя на годы вперед перспективы развития всей отрасли, предлагая новые концепции летательных аппаратов. Именно благодаря ученым института были решены казалось бы непреодолимые проблемы, встававшие в разные годы перед авиастроителями. И сегодня высококвалифицированный труд, труд ученых и инженеров ЦАГИ позволяет создавать новые виды авиационной техники.
Нам 105 лет!1 декабря 1918 года было подписано постановление Научно-Технического отдела ВСНХ об учреждении Центрального Аэро-Гидродинамического института по руководством Николая Егоровича Жуковского.
Как говорилось в докладе о результатах первых трех месяцев работы, «институт имеет своей задачей способствовать развитию аэро- и гидродинамики в целях научного и, главным образом, практического использования в различных отраслях техники.
Для практического выполнения задач в Институте намечено устройство 7-ми отделов:
1 — общетеоретического;
2 — авиационного с отделением винто-моторных групп;
3 — ветряных двигателей;
4 — средств сообщения;
5 — приложения аэро- и гидродинамики к сооружениям;
6 — отдела изучения и разработки конструкций;
7 — отдела научно-технической специализации по аэро- и гидродинамике».
Созданию ЦАГИ предшествовали десятилетия научной и практической деятельности как самого Жуковского, так и его ближайших учеников.
Уже в 80-е годы XIX века Николай Егорович Жуковский — признанный авторитет в области механики и гидродинамики. В 1890 году он делает попытку разработать теоретические основы определения подъёмной силы винта или крыла — выходит работа «К теории летания».
Через год, 3 ноября 1891 года Жуковский читает доклад «О парении птиц». Именно там прозвучали известные слова — «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума!». В этом докладе Жуковский сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю».
А потом были годы исследований и экспериментов, постройка первых аэродинамических труб в Инженерно-техническом училище, сотрудничество с Рябушинским.
После смерти Жуковского в 1921 году ЦАГИ возглавил его соратник — Сергей Алексеевич Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
Свою работу ЦАГИ начал на улице Вознесенской (сейчас — Радио) в Москве.
31 декабря 1925 года вступила в строй первая аэродинамическая труба Т-1-2, выполненная из дерева без единого гвоздя. Она работает до сих пор!
Через два года начались испытания в гидроканале ЦАГИ.
В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период 1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Площадку для строительства нового комплекса экспериментальных установок выбрали в поймеМосквы-реки неподалеку от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т-104. Совершенно новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать большие околозвуковые скорости.
Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. В 1947 году, в честь 100-летия со дня рождения Н.Е. Жуковского поселок стал городом центрального административного подчинения, который получил новое имя — Жуковский, в честь основателя ЦАГИ. В 30–40-е гг. от ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.
...