Обсуждение космических программ
9,123,685 41,137
 

  osankin ( Слушатель )
01 дек 2023 13:21:34

Двигатель сверхтяжелой ракеты SLS успешно прошел третий этап испытаний

новая дискуссия Новость  638

Двигатель сверхтяжелой ракеты SLS успешно прошел третий этап испытаний

NASA успешно провело третий этап огневых испытаний двигателя RS-25 для первой ступени ракеты-носителя Space Launch System (SLS). Силовой агрегат хорошо показал себя при работе на запредельных показателях — двигатель отработал 650 секунд на 113% номинальной тяги. Специалистам предстоит провести еще девять испытаний перед производством обновленного комплекта двигателей, которые будут использоваться для полетов на Луну и за ее пределы.
29 ноября NASA провело третье огневое испытание двигателя RS-25. Всего запланировано 12 прожигов, которые призваны продемонстрировать ключевые возможности обновленного комплекта двигателей для ракеты-носителя SLS, предназначенной для пилотируемых полетов на Луну и за ее пределы, начиная с экспедиции Artemis V, запланированной на 2028 год. 
Специалисты следили за работой двигателя в течение почти 11-минутного (650 секунд) прожига на испытательном стенде в космическом центре NASA имени Джона Стенниса в штате Миссисипи. Это хороший показатель, если учитывать, что во время реального пуска ракеты SLS двигатели первой ступени должны отработать 500 секунд.
Во время испытаний RS-25 также протестировали с параметрами, которые превосходят предельно допустимые. Это необходимо, чтобы посмотреть, как устройство поведет себя, если подобная нештатная ситуация случится во время полета. Двигатель во время 650-секундного теста развивал 113% номинальной тяги (при штатной работе SLS необходимо форсирование на 111% номинала). Серия испытаний продолжится в течение 2024 года. 
RS-25 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком кислороде и жидком водороде. Аналогичные двигатели использовались для космического корабля NASA Space Shuttle, начиная с его первого полета в 1981 году и до окончания эксплуатации в 2011 году. Четыре RS-25 должны будут обеспечивать работу первой ступени ракеты-носителя SLS во время лунных программ NASA Artemis. Впервые двигатели, ранее стоявшие на шаттлах, использовались 16 ноября 2022 года, когда ракета-носитель SLS отправила к Луне космический корабль Orion в рамках миссии Artemis I.
Четыре двигателя RS-25 во время полета SLS будут запускаться одновременно, создавая суммарную тягу более 700 тонн при старте и около 900 тонн при наборе высоты. NASA и Aerojet Rocketdyne модифицировали шестнадцать оставшихся двигателей системы Space Shuttle, каждый из которых был проверен на пригодность к экспедициям Artemis с I по IV. Ведущие подрядчики двигателей для ракеты SLS — компании Aerojet Rocketdyne и L3Harris Technologies — внедряют в производство новых RS-25 перспективные технологии и процессы, такие как 3D-печать, в производство новых двигателей RS-25, отмечают в NASA.
Американская лунная программа Artemis предполагает восстановление присутствия человека на Луне впервые после миссии «Аполлон-17» в 1972 году. В ходе ее третьего этапа — Artemis III, старт которого намечен на 2025 год, — планируется высадка астронавтов на поверхность естественного спутника Земли. А во время запланированной на конец 2024 года миссии Artemis II, которая станет первым пилотируемым полетом космического корабля Orion, планируется только облет Луны.
На сегодняшний день SLS — это единственная ракета-носитель, способная отправить космический корабль Orion, астронавтов и припасы к Луне за один полет. Это самая грузоподъемная из эксплуатируемых в настоящее время ракет-носителей. В базовой версии она способна выводить 95 тонн груза на низкую околоземную орбиту, но в будущем ее грузоподъемность планируется увеличить до 130 тонн.
  • -0.03 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  DMAN ( Слушатель )
01 дек 2023 14:11:18

Когда то ЖРД RS-25, он же SSME Space Shuttle Main Engine — главный двигатель космического челнока,
был многоразовым, и мог дросселироваться  в диапазоне от 67% до 109% проектной тяги. Ракета SLS
одноразовая и RS-25 летит в один конец, требования по многоразовой надежности сняты, потому
безболезненно добавили еще увеличение тяги дополнительно на 4%. Причем надо понимать, что
три четверти стартовой тяги дают твердотопливные ускорители и только одну четверть стартовой тяги
ракеты SLS дают четыре водородных ЖРД. Потому SLS и полетела с первого раза, что у нее баки
жидких КРТ имеют некое разумное ограничение по объему. Потому и безумные поделки Маска
взрываются, что охулиарды литров жидкостей при малейших маневрах начинают плескаться и крушить
все вокруг гидравлическими ударами. Ну дак кто на что учился.
  • +0.11 / 8
  • АУ
 
 
  aspb ( Слушатель )
01 дек 2023 15:27:11
Сухой остаток :
Цитатаиспытания для сертификации новых производственных процессов производства двигателей RS-25 ... Aerojet Rocketdyne, компания L3Harris Technologies и ведущий подрядчик двигателей для ракеты SLS, внедряет новые технологии производства, такие как 3D-печать...

Модернизированный RS-25 ( планируется использовать, начиная с Artemis 5) за счет применения 3D-печати имеет меньше фланцевых соединений, поэтому заметно легче и дешевле старого. 
Кроме того на нём стоит совершенно новый блок управления.
  • +0.08 / 5
  • АУ