1928 - 1936: Ярославский край
в годы первых пятилеток
1 фото
СМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ1 фото
Переход к политике индустриализации в крае
Восстановление народного хозяйства страны после окончания гражданской войны, завершившееся примерно к концу 1926 г., позволило начать переоборудование и расширение производства на некоторых ярославских предприятиях. В течение 1926—1928 гг.
Ярославский автозавод, например, довел производство грузовых автомашин до 120 штук в год. Рыбинский завод «Металлист» освоил производство современного спичечного оборудования, что позволило отказаться от ввоза такой техники из-за границы. На Константиновском нефтеперерабатывающем заводе удалось наладить производство солидола для тракторной и автомобильной промышленности.
Но все эти успехи имели скорее местное, чем общегосударственное значение. По-настоящему Ярославль начал превращаться в крупнейший центр промышленности только в годы первых пятилеток. Первый пятилетний план, разработанный в конце 20-х гг., исходил из того, что темпы роста производства в стране должны быть значительно выше, чем в ведущих капиталистических странах. За пять лет (1928—1933 гг.) страна должна была превратиться из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Для этого необходимо было построить в кратчайшие сроки множество новых современных предприятий.
В Ярославле, к примеру, должен был появиться крупнейший в Европе
резиноасбестовый комбинат,
завод синтетического каучука (СК-1), сажевый завод и другие. В Рыбинске — завод полиграфических машин и завод дорожных машин, а в Ростове — консервный завод в поселке Поречье. Все эти предприятия вошли в число 518 наиболее важных, ударных объектов пятилетки. Это означало, что они находятся под особым контролем правительства. Их в первую очередь финансировали, снабжали строительными материалами и рабочей силой. На этих объектах лучше было продовольственное снабжение.
Это время совпало с переходом к новому административному делению страны. Вместо губерний, уездов и волостей были созданы области, округа и районы. На территории прежней Ярославской губернии появилось два округа — Ярославский (10 районов) и Рыбинский (8 районов), вошедшие в 1929 году в состав Ивановской промышленной области (ИПО). Низшей административно-территориальной единицей стали сельские советы. Пятилетние планы Ярославского и Рыбинского округов были составной частью пятилетнего плана ИПО и отражали специфику и основные направления ее развития.
Строительство резиноасбестового комбината и завода СК-1
Самым крупным объектом пятилетки должен был стать
резиноасбестовый комбинат в Ярославле. После пуска на проектную мощность он должен был перерабатывать 75% общесоюзного или 20% мирового производства каучука. Комбинат должен был состоять из нескольких заводов, связанных друг с другом единым технологическим процессом: это механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный заводы и кордная фабрика. Самым важным в этой цепочке был шинный завод, который должен был производить автопокрышки практически для всей автомобильной и тракторной промышленности страны.
Комбинат начали строить в 1929 г. на берегу Волги рядом с Полушкиной рощей. На строительство были мобилизованы тысячи ярославских и костромских крестьян, а также выходцы из губерний Среднего Поволжья. В разгар строительства здесь было занято более 20 тысяч человек. Трудности были весьма характерными для всех строек первой пятилетки: бараки, недостаток продовольствия, слабая техническая оснащенность стройки. Достаточно сказать, что на объектах комбината использовалось всего семь автомашин. Лопата и тачка оставались главными орудиями труда.
Правда, при создании комбината в значительных масштабах использовался опыт зарубежных стран. Группа ярославских инженеров побывала в США, где ознакомилась с работой подобных предприятий. Некоторые американские фирмы поставили в Ярославль техническую документацию. На строительстве, а затем и в процессе производства автопокрышек была занята группа американских инженеров и техников.
Всего этого было недостаточно. И уже в ходе строительства на различных курсах без отрыва от производства было подготовлено свыше пяти тысяч квалифицированных рабочих. Более 800 рабочих и техников для комбината направили в Ярославль из других городов страны.
7 ноября 1932 г. Ярославский резиноасбестовый комбинат, который возглавил бывший начальник строительства Д. Л. Михайлов, изготовил первую автопокрышку. Это событие стало историческим не только для Ярославля, но и для всей советской промышленности.
Еще одним крупным объектом пятилетки в Ярославле стал
завод СК-1. Синтетический каучук должен был заменить натуральный каучук, который за большие деньги закупали за границей. Синтетический каучук должен был служить основным сырьем для производства автопокрышек, поэтому завод СК-1 строили в непосредственной близости от резиноасбестового комбината.
Всесоюзный конкурс на разработку методов получения синтетического каучука был объявлен еще в 1926 г. Победителем конкурса стал ленинградский профессор С.В. Лебедев, который предложил изготавливать каучук из пищевого спирта, получаемого, в свою очередь, из картофеля. Ярославская губерния традиционно являлась крупнейшим в стране производителем картофеля. Из этого картофеля на Ярославском спиртоводочном заводе получали спирт. Так выстраивалась технологическая цепочка, и создавались необходимые условия для строительства завода СК-1 именно в Ярославле.
Завод СК-1 начали строить летом 1931 г., а готовую продукцию он должен был дать уже в 1932 г., то есть к пуску резиноасбестового комбината. Завод нужно было построить, таким образом, в рекордно короткие сроки. И это удалось сделать.
Уже 7 июля 1932 г. в Ярославле был получен первый в мире (!) искусственный каучук, и на торжественном собрании в театре имени Ф. Г. Волкова профессор С.В. Лебедев взволнованно благодарил ярославских специалистов, без преувеличения совершивших революцию в мировой технологии.
Одновременно с сооружением промышленных гигантов в годы пятилетки происходила коренная реконструкция старых предприятий. С 1929 г. началась реконструкция
Ярославского автозавода. Появились новые цехи. В пять раз выросла численность работающих. Завод начал выпускать новые модификации грузовых автомобилей — «Я-4», «ЯЧ5» и другие. А в 1931 г. коллектив завода выпустил опытный образец 12-тонного грузовика, который вместе с другими образцами советской техники участвовал в праздновании годовщины Октябрьской революции в Москве на Красной площади.
На Рыбинском заводе «Металлист» с 1931 г. был налажен выпуск отечественных полиграфических машин «Пионер» производительностью до 18 тысяч экземпляров газет в час.
Бывший завод «Трансстрой» в Рыбинске после серьезной реконструкции перешел на выпуск дорожной техники — моторных катков.
Промышленность в годы второй пятилетки
В годы второй пятилетки промышленность Ярославского и Рыбинского округов должна была развиваться в том направлении, которое было определено еще в начале индустриализации. На первом месте по-прежнему должны были находиться такие отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическая промышленность. На территории края не планировалось строить новые гиганты индустрии. Речь шла прежде всего об увеличении производства на уже действующих предприятиях, которые за счет технического перевооружения и за счет ввода новых мощностей должны были выйти на проектную мощность.
На Ярославском резиноасбестовом комбинате продолжалось капитальное строительство, строились новые цехи. Это позволило увеличить производство автопокрышек в 1935 г. почти в 40 раз по сравнению с 1933 г. Ярославские покрышки очень успешно прошли испытания во время знаменитого автопробега Москва—Каракумы—Москва и подтвердили высокое качество ярославской марки.
На Ярославском заводе СК-1 после долгих и подчас мучительных поисков удалось найти оптимальный вариант технологического процесса получения промышленного каучука. Производство каучука возросло за один только год в четыре раза. Снизилась себестоимость продукции. Завод стал давать миллионные прибыли.
Ярославский автомобильный завод в 1935 г. докладывал правительству о выпуске 10-тысячного грузового автомобиля. Коллектив завода первым в Советском Союзе освоил производство большегрузных автомобилей-самосвалов, что имело важное значение для гигантских строек пятилетки.
В Рыбинске наиболее крупным предприятием постепенно становился
машиностроительный завод по производству авиационных моторов (бывший завод «Русский Рено»). В середине 30-х гг. на заводе началась разработка нового поколения двигателя, который вскоре был пущен в серийное производство. Подобными достижениями могли похвастаться и многие другие промышленные предприятия региона.
Пуск крупных предприятий первой пятилетки вновь обострил проблему энергоснабжения в крае. Мощностей Ляпинской электростанции уже не хватало для ярославской промышленности. Да и в целом в стране ощущался сильный дефицит электроэнергии.
Уже в начале 30-х гг. ученые начали разрабатывать проект «Большой Волги», который предусматривал строительство целого ряда электростанций на Волге.
В марте 1932 г. правительство РСФСР приняло постановление «О строительстве электростанций на Волге», в котором наряду со многими электростанциями в других регионах предполагалось строительство станции и в пределах Ярославского округа. Для этого в Ярославль были перебазированы мощности Днепростроя, на базе которого возникла строительная организация Средневолгострой.
Поначалу строительство гидроэлектростанции было запланировано вблизи Ярославля в районе Верхнего острова и села Воздвиженское.
В 1932 г. был проведен призыв молодежи на стройку, и начались строительные работы. Но вскоре группа молодых инженеров института «Гидростройпроект» предложила альтернативный и, как они считали, более экономичный вариант строительства электростанции в районе Рыбинска.
Этот вариант предполагал создание крупного водохранилища в Молого-Шекснинской низменности. Это водохранилище подняло бы уровень воды в Волге, обеспечило надежное судоходство. Кроме того, мощность Рыбинской ГЭС была бы больше, чем Ярославской.
Правительство СССР назначило экспертизу проекта. После ее проведения было принято решение: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить, гидроузел перенести в район Рыбинска, разместив его раздельно на реке Волге в районе села Переборы и на реке Шексне, «выведя город Рыбинск из зоны затопления и не препятствуя его будущему развитию». Этим решением Правительства Рыбинск был спасен, но Молога была обречена на затопление.
Постановлением правительства СССР от 14 сентября 1935 г. «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска» наряду с Рыбинской ГЭС мощностью 330 тысяч киловатт должна была строиться и Угличская ГЭС мощностью 110 тысяч киловатт. Суммарная мощность этих станций — 440 тысяч киловатт — существенно превышала предполагаемую мощность Ярославской ГЭС — 300 тысяч киловатт.
Для того чтобы построенные под Ярославлем строительные объекты не пропали даром, на их основе был возведен опытный завод резиноасбестового комбината «
Резинотехника».
А в районе Рыбинска развернулась грандиозная стройка. У села Переборы строили мощную плотину и шлюзы, а в нескольких километрах от них на реке Шексне возводилась сама Рыбинская ГЭС. Сейчас хорошо известно, что так называемый Волгострой, организация, которая осуществляла это строительство, являлась составной частью печально знаменитого ГУЛАГа, Главного управления лагерями в системе НКВД. А это означало, что на строительстве было занято большое количество заключенных, которые были сконцентрированы в Волголare.
Волголаг, управление которого располагалось в селе Переборы, был создан в декабре 1935 г. Численность заключенных в лагере составляла тогда около 19 тысяч человек, но с ростом объемов строительства увеличивалась и численность заключенных. Например, в 1937 г. в лагере находилось 35 тысяч человек, а максимальное число заключенных было в лагере к началу войны — 85 тысяч человек. Вопреки расхожему мнению, две трети заключенных Волголага представляли собой обычный уголовный элемент, и только 15—20% заключенных в разные годы были осуждены по печально знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса, то есть являлись «политическими». Для них заключение в лагере, несомненно, являлось огромной личной трагедией.
Переселение Мологи
Трагедией стало это строительство для тысяч мологжан, которые вынуждены были покинуть родные места, попадавшие под затопление. Жителям Мологского района было объявлено о предстоявшем переселении осенью 1936 г. Причем местные власти поставили условие: к концу года переселить около 60% жителей города Мологи и вывезти их дома. За два месяца, оставшиеся до замерзания рек Волги и Мологи, это было совершенно нереально, но власти настаивали на своем. Жители, как могли, протестовали. Архивы сохранили для нас доводы мологжан, не желавших безрассудно выполнять такие приказы. «Поздно дома сейчас перевозить,— говорил в Мологском совете один из жителей города. — Если мы дома сейчас и сплавим и на новом месте поставим, жить в них все равно нельзя будет — сырые они будут стоять до лета. Мы же люди, не собаки!»
Но власти упорно стояли на своем. «Закончить переселение Мологи к 1 ноября 1936 г.» — таким было окончательное решение вопроса. Однако выполнить это решение все-таки не удалось. Переселение жителей Мологского района фактически растянулось почти на четыре года. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Рыбинска в поселке Слип, который тогда называли Новой Мологой, но это название не прижилось. Часть оказалась в соседних районах и городах, в Ярославле, Москве, Ленинграде и других местах, где до сих пор существуют объединения бывших жителей Мологского края под названием «Землячества мологжан».
Формирование энергетического потенциала области
....
....
окончание по выше приведённой ссылке.