В московском метро пассажиров перевозят не только современные составы, но и необычные поезда, отражающие разные вехи истории метрополитена.
Например,
ретропоезд "Сокольники", который будто прибыл прямиком из 30-х годов: стилизованная под вагоны типа "А" лобовая часть головных вагонов с хромированными фарами, а внутри - пружинные диваны и уютные светильники-бра.
На самом деле состав построили в 2010 году к 75-летию московского метро. Курсирует он по старейшей Сокольнической линии.
А вот
поезд "Акварель" на Арбатско-Покровской линии относится к типу вагонов "Русич".
Главная особенность - отсутствие окон и сидений с одной из сторон вагонов. На их месте - картины. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму - уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола, стен и сидений в вагоне. За время работы состава в нем сменилось более 10 экспозиций.
Поезда
81-760А "Ока" за свою необычную расцветку получили прозвище
"Баклажан". На Солнцевской линии эксплуатируются три таких состава.
Изготовленные в 2014-2016 годах, эти поезда впервые в истории московского метро были оборудованы сквозным проходом. Еще одним нововведением стали немоторные вагоны. Теперь эта технология применяется в составах типа "Москва" и "Москва-2020".
Необычным цветом вагоны обязаны Бакинскому метрополитену - именно для него изначально были предназначены эти поезда, однако впоследствии их выкупило московское метро, а в Баку поставили другие.
"Точка шесть" - народное название поездов
81-717.6, которые можно встретить на Люблинско-Дмитровской линии метро. Это переходная модель между поездами типа "Ока" и "Номерной", конструктивно являющаяся модификацией последнего.
Внешне их отличает новая маска кабины и другое расположение фар. Они стали комфортнее для машинистов - более просторная кабина с удобным пультом управления и кондиционером.
Вместо табличек с названием конечной станции в этих составах появились электронные маршрутоуказатели, а над дверьми появилась световая сигнализация об их закрытии. Салон оснастили принудительной вентиляцией, а между сиденьями разместили дополнительные вертикальные поручни. Впервые двери начали оснащать электрическим приводом, что позже было применено в составах "Москва" и "Москва-2020".
"Красная стрела" ходит не только между двумя столицами, но и также по Сокольнической линии.
Это старейший из действующих именных поездов Московского метрополитена. Состав запущен в 2006 году в честь 75-й годовщины знаменитого первого фирменного поезда "Красная стрела" сообщением Москва - Ленинград.
Внешний вид разработан специальным конструкторским бюро "Метровагонмаш". Внутри - желтые поручни, красные сиденья, а на стенах размещены материалы об истории поезда.
"Синергия-1" и
"Синергия-2" - два состава с таким названием часто можно встретить на разных линиях метро, но проехаться в них не получится. Это специальные диагностические составы, которые три раза в месяц проверяют все линии.
Поезд-лаборатория "Синергия-2" - самый современный в московском метрополитене. Все неисправности и отклонения, которые он замечает, здесь же обрабатывают в онлайн-режиме и передают в службы метро для незамедлительного решения проблемы.
У поезда - новейшее оборудование и целый офис для обработки и передачи данных. Он проводит диагностику путей и рельсов, габаритов и облицовки тоннелей, и даже нагрева электрооборудования.
Подвижной состав в Москве активно обновляется с 2010 года. За это время метрополитен получил более четырех тысяч новых вагонов, и сегодня в его парке современные поезда составляют 73% от общего числа. А в 2024-2025 годах
закупят еще более 500 вагонов.