Одним из самых значимых достижений СССР (сопоставимого с освоением Космоса) и стратегического предвидения великого государственника И.В. Сталина стало создание Северного морского пути при СНК СССР и героическое освоение Арктики на протяжении всего существования СССР. Достаточно только взглянуть на карту промышленного освоения Севера СССР.
На совещании по развитию закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и арктических городов 20 июля 2023 года в Мурманске Президент заявил:
Цитата"Арктическая зона важна, и много раз говорили об этом применительно к различным ситуациям, важна для страны стратегически. Здесь и вопросы оборонного характера, и ресурсной базы... Не буду вдаваться в детали, но здесь, на этих направлениях, у нас много интересов в сфере обороны и безопасности... "
Трудовой подвиг Советского народа, мужество и героизм полярных исследователей, достижения советских кораблестроителей и твердая воля руководства Партии и Правительства СССР позволили создать эту уникальную транспортную артерию, к которой сегодня проявляют повышенный интерес многие государства мира.
ЦитатаСегодня исполняется 91 год с даты создания Главного управления Северного морского пути при СНК СССР.
91 год назад постановлением СНК СССР № 1873 от 17 декабря 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути, задача которого определялась так: «...проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
До 1932 г. в СССР шла ожесточённая дискуссия между сторонниками строительства «Великого Северного пути», под которым подразумевалась железнодорожная трансполярная магистраль (этот проект продвигали известный художник А.А. Борисов и юрист В.М. Воблый), и сторонниками развития морского сообщения в Арктике (сотрудники Всесоюзного Арктического института, О.Ю. Шмидт). В 1932 г. после успешного прохождения в одну навигацию по акватории СМП ледокольного парохода «А. Сибиряков» руководство страны приняло решение в пользу развития морского пути.
К 1964 году на базе четырёх отраслевых управлений – Главной морской инспекции, Аварийно-спасательной службы, отдела морских ледовых операций Главсевморпути и отдела электронавигационных приборов – было организовано Главное управление мореплавания, которое продолжало руководить проводкой судов по Северному морскому пути. В ноябре 1970 г. была учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР, которая стала преемницей ГУСМП.
Сегодня Главное управление Северного морского пути существует в системе Госкорпорации «Росатом» с августа 2022 года.
@sibirskiyokean