Многие советские писатели могли бы позавидовать судьбе Василия Янчевецкого: тайн и испытаний, выпавших на его век, хватало.
Василий Ян: детство
Жизненный путь Василия Григорьевича Янчевецкого (Яна) начался 23 декабря 1874 года (4 января 1875) в Киеве. Будущий писатель был вторым ребёнком в семье преподавателя классической филологии 1-ой Киевской Гимназии Григория Андреевича Янчевецкого и дворянки Варвары Помпеевны Магеровской, занимавшейся журналистикой. Их брак вызывал справедливые нарекания со стороны семьи Магеровских: девушка из знатного рода пошла под венец с разночинцем учителем. Мать Варвары Помпеевны прокляла молодых, но позднее, осознав безвыходность ситуации, простила их и подарила дома на Крещатике.
В 1876 году Янчевецкие переехали на побережье Балтийского моря и обосновались в Риге, где Григорий Андреевич получил место преподавателя греческого в Александровской гимназии. Мать, Варвара Помпеевна, хорошо знала украинский фольклор и первой познакомила будущего писателя со сказочным миром. Отец читал Василию и его старшему брату Дмитрию «Одиссею» в собственном переводе. Увлечённые мальчики вырезали из бумаги корабли и моряков: их интерпретация древнегреческого эпоса привлекала внимание гостей. Особой популярностью пользовались сюжеты, в которых Одиссей сталкивался со Сциллой и Харибдой: их роли играли две домашние кошки, которые бросались на кораблики из-под дивана. Григорий Андреевич также знакомил сыновей с творчеством Ганса Христиана Андерсена.
Василий, Дмитрий и София с родителями. Источник: litres.ru
Отец будущего писателя-историка в 1881 году был командирован на полгода в Грецию: семью он отправил на время жить в Петербург у своего друга литератора Петра Полевого. В северной столице юный Василий Ян ходил в городскую читальню с братом за новыми поступлениями: там они познакомились с «Дон-Кихотом», «Сказками братьев Гримм» и «Робинзоном Круз». Тяга к приключениям у будущего писателя была с детства.
В гимназии Василий учился прилежно и обязан был держать марку: всё-таки отец исполнял обязанности директора. Но, вдохновившись «Островом Сокровищ», гимназист с товарищами сбежали из дома и спрятались на шхуне отца своего одноклассника, которая выходила в открытое море. Плаванью не суждено было случиться: помешал шторм. «Мореплавателей» быстро вычислили: юному Василию пришлось дать обещание родителям больше не сбегать.
Василий Янчевецкий. Источник: soyuz.ru
Но странствия семьи Янчевецких на этом не закончились: в 1886 году Григорий Андреевич был приглашён на должность директора гимназии в Ревеле. Отца очень ценили местные власти — губернатор Эстляндии князь Шаховской доверил Янчевецкому-старшему провести реформу гимназий в губернии. Он также помог Вере Помпеевне с организацией редакции новой газеты «Ревельские известия».
Увлечение братьев литературой и французской борьбой родители поощряли. Позднее Дмитрий поступил на факультет восточных языков, а Василий — на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Даже в общежитии братья не расставались — они проживали в одной комнате.
Советник по особым поручениям и редактор
Окончив в сентябре 1898 года университет, Василий Янчевецкий намеревался исполнить свою давнюю мечту — отправиться в пешее странствие. Он отправил письмо редактору «Санкт-Петербургских ведомостей» с предложением писать репортажи во время путешествий. Для родителей Василия такая перспектива кочевой жизни сына вызывала серьёзные опасения. За полгода хождений по России его заметки стали популярны среди читателей газеты и по возвращении в столицу Василий получил предложение от издания «Новое время» отправиться в Великобританию. Янчевецкий побывал в Лондоне, Ньюкасле, Портсмунде, Ливерпуле и Шеффилде: английская жизнь оставила о себе приятное впечатление. Василия Григорьевича очень расстраивал тот факт, что «английский нищий» был «обеспеченнее рядового русского мужика».
В начале XX века будущий писатель посетил и Вологодчину: дома ему совершенно не сиделось. Старший брат также после окончания университета отправился подальше от отчего дома и alma mater: профессиональная деятельность привела Дмитрия Янчевецкого на Дальний Восток, в Порт-Артур. Личные связи брата помогли Василию Григорьевичу попасть в администрацию Закаспийской области Туркестанского края к генералу-лейтенанту Суботичу. Новый хозяин среднеазиатской провинции искал энергичных сотрудников в штат. Янчевецкого всегда привлекал Восток. «Меня манили бирюзовые дали, таинственные персидские горы, мечты о скитаниях по Азии. Семья, дети — все это еще придет…» — вспоминал позднее писатель.
По поручению нового руководителя, Василий Янчевецкий обязан был освоить местные языки, познакомиться с традициями жителей Средней Азии, а также сопровождать начальство в деловых поездках. Позднее появились поручения и особого рода: сбор информации о контрабанде из Персии и встречи с ханом Хивы.
Василий Янчевецкий в Средней Азии, 1902 год. Источник: nieberega.ru
К сожалению, из-за смены руководства в Туркестанском крае, ряд спецзаданий чиновника находились под вопросом. Но и новое начальство Янчевецкого было не против его экспедиций и поездок на север области. Впечатления, полученные от этих среднеазиатских командировок, стали основой для его литературного творчества. Именно здесь следует искать корни романов «Огни на курганах» и «Чингисхан», а также его увлекательных рассказов «Голубых далей Азии».
Но печальное известие прервало его азиатские приключения. 31 марта 1903 году сердце Григория Андреевича Янчевецкого остановилось. Сын вернулся в Петербург, где отец находился под присмотром врачей.
Скифская симфония. Рисунок Василия Яна. Источник: litres.ru
Несмотря на горе, Василий быстро оправился и подал рапорт начальству о двух командировках — в Персию и в Афганистан. Василий Григорьевич общался с иностранными исследователями и искателями приключений. Здесь он и повстречал следы будущих героев своих романов: Александра Македонского и Чингисхана. В Средней Азии Янчевецкий нашёл свою первую любовь — Марию Бурмантову, служащую канцелярии областной администрации. В мае 1904 года новоиспечённая супруга отправилась за своим мужем на Дальний Восток — сначала в Хабаровск, позднее — в Харбин. Свою дальневосточную командировку Янчевецкий красочно не описывал.
Первая русская революция встретила Василия Григорьевича в Самаре. Именно там он стал редактором нового печатного органа «Голос Самары», который был создан по инициативе «Союза 17 октября». Но уже в 1906 году Янчевецкий вновь оказался в Средней Азии. Он по-прежнему странствовал: до 1917 года Василий побывал в Константинополе, Каире, Бейруте, а также сумел походить по водам Ледовитого океана. Он продолжал свою редакторскую деятельность в издании «Россия» и даже выпустил в 1908 году сборник рассказов с подчёркнуто нравственным характером «Воспитание сверхчеловека».
Василий и Ольга Янчевецкие с детьми в Бухаресте, 1916 год. Источник: litres.ru
По возвращению в Петербург Янчевецкий стал преподавать латинский язык в Первой Санкт-Петербургской гимназии, совмещая работу редактором. К сожалению, эпидемия холеры унесла жизнь его супруги Марии. Василий стал вдовцом и взял на себя воспитание дочери. Работая над педагогическим изданием «Ученик» и оставаясь редактором газеты «Россия», Янчевецкий не собирался сдаваться: он встретил свою вторую супругу Ольгу Виноградову и продолжал свои деловые поездки, но на сей раз в Белград, Вену и Константинополь.
Первая Мировая война не стала препятствием для плодотворной деятельности Василия Григорьевича. Он продолжал писать и ездить в командировки: поездки в Бухарест, Вену, Софию и Берлин были связаны с его деятельностью как агента. Новая семья Янчевецкого оставалась в Петербурге, а он продолжал отлучаться по поручениям правительства. Но события февраля 1917 года изменят привычную жизнь будущего писателя Василия Яна.
Полковник Белой армии, журналист
На события февраля 1917 года Василий Григорьевич (
ранняя часть его биографии) смотрел с надеждой. Как казалось писателю, у народов России появился шанс зажить по-новому. Но разложение армии, изменение общественного климата, надвигающиеся кризисы и жестокая борьба за власть между партиями и Временным правительством подорвали веру представителей интеллигенции в благотворное влияние перемен. Приход к власти большевиков вовсе разочаровал Янчевецкого и его окружение.
Ещё будучи в Румынии, в ноябре 1917 года офицеры и переводчики создали антибольшевистскую тайную организацию, в которой работал будущий писатель. В декабре того же года Василий Янчевецкий выпустил дебютный номер газеты «Республиканец». Издание обличало советскую власть и её внешнеполитический курс: Брестсткий мир, заключённый большевиками с Германией и её союзниками 3 марта 1918 года, сравнивали не иначе как с дешёвой сделкой. Газета издавалась в Румынии, но её корреспонденты работали в крупных городах России. В издании также публиковались агитационные материалы и объявления о формировании белогвардейских подразделений: от эсеровских отрядов на защиту Учредительного собрания до Добровольческой армии Юга России. Сторонники генерала Дроздовского, в число которых входил Василий Янчевецкий, приняли решение покинуть Румынию и уйти на Дон. Писатель покинул Яссы, напоследок сказав близким: «В час испытаний каждый русский должен быть со своим народом». Весной 1918 года они отправились на Родину.
Газета «Республиканец». Источник: litres.ru
Ян ехал с сыном Михаилом, приёмной дочкой Евгенией и со своими помощниками Марией Масловой и Николаем Можаровским. В конце мая они оказались в Самаре, где обосновался Чехословацкий корпус. «Республиканец» издавался уже в Челябинске и освещал происходящие в белом лагере события: учреждение Комуча и образование в Омске Директории. «Всякий только по своему рецепту хочет спасти отечество. А оно — гибнет и гибнет…» — именно так реагировал на происходящее со страниц своего издания Янчевецкий. Редакция кочевала по Сибири и в какой-то момент осталась в новом центре российского государства. В январе 1919 года в Омске газета была переименована в «Родину», редакция по-прежнему находилась в пассажирских вагонах поезда. Фактически Янчевецкий стал начальником Осведомительного отделения канцелярии Верховного главнокомандующего. Ранг у Янчевецкого был немалый: он имел оклад, как у командира полка, занимался всей печатью фронта, издавал газету «Вперёд» и в его подчинении находились 3 обер-офицера.
Когда у Василия Григорьевича ночью находилось свободное время — он рисовал. Именно в типографском поезде появились его первые акварели.
В пору активных боевых действий, редакция «Вперёд» находилась на передовой: летом 1919 года Янчевецкий с коллегами курсировал между Екатеринбургом и Пермью. Белое наступление провалилось и пришлось возвращаться в Омск. Василий Григорьевич симпатизировал Колчаку, но чувствовал, что с текущим положением дел на фронте он откровенно не справляется. Огромные надежды возлагались на Добровольческую армию Деникина, которая шла на большевиков с Дона. Пропагандистские заявления газеты «Вперёд» в тот момент не имели никакого воздействия. Катастрофа на фронтах заставила Янчевецкого заняться эвакуацией своего органа печати. После нескольких неудачных инцидентов, которые подвергли опасности семью Янчевецкого, белый офицер-пропагандист решил закончить свою деятельность и разорвал связь со штабом Колчака. Их пути разошлись в Ачинске....
Источники
И. Просветов. 10 жизней Василия Яна. Белогвардеец, которого наградил Сталин. 2016. ISBN 9785448353949.
Л. Э. Разгон В. Ян: критико-биографический очерк. — М., 1969.
Ян В. Г. Голубые дали Азии: путевые заметки // Огни на курганах: Повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1985. — С. 597—677.
Янчевецкий М. В. В. Ян и Средняя Азия // В. Ян. Огни на курганах: Повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1985. — С. 677—702.
Полная статья по ссылкам
Василий Ян: писатель и тайный агентВасилий Ян: белогвардеец и лауреат Сталинской премии