Исходя из данных Банка России, на начало 2024 года денежная масса (агрегат M2) в стране достигла 98,5 трлн рублей. За год прирост составил 19,5%, причём из него непосредственно увеличение денежной массы было равным 11,3%, а остальное пришлось, главным образом, на прирост банковских депозитов. Данные регулятора комментирует Telegram-канал «Чёрный лебедь».Напомним, что Россию долго убеждали, в том числе и МВФ, что не нужно ни в коем случае увеличивать денежную массу, что надо брать как можно больше долларовых кредитов «на развитие» и поддержку рубля. Правда, в 1998 году вся эта механика пошла прахом, и доллар США взлетел за две недели в четыре раза.
Что же мы видим сейчас? Исходя из популярной как раз в МВФ концепции совершенного рынка, такое увеличение денежной массы привело бы к тому, что доллар и евро продолжили расти, но, как мы видим, российский рубль в первые дни января начинает отыгрывать просадку в 2023 году.
И только валютными интервенциями ЦБ РФ такое нельзя объяснить: дело в том, что продолжает снижаться потребность в валютах недружественных стран, в том числе при оплате импортных товаров, которые Россия всё больше покупает за рубли, юани и дирхамы ОАЭ.
Также сильно не меняется доходность долгосрочных ОФЗ: какого-то сильного перетока средств инвесторов — юридических лиц на банковские депозиты нет, а основное увеличение вкладов идёт со стороны физических лиц.
При этом нельзя не заметить тревожный момент: за июнь-декабрь темп роста непосредственно денежной массы в России замедлился почти в два раза, с 22% до 11,3%. Здесь видны последствия ограничительной политики ЦБ РФ, которая идёт вразрез со стратегией правительства.
Напомним, что агентство S&P Global осенью сообщало о рекордном росте новых заказов в российской промышленности. Но больше заказов требуют больше средств для расширения производства, а никак не сокращения денежной массы. Если соотнести темп роста денежной массы с уровнем экономической активности, то по итогу 2023 года ВВП России может показать рост не менее чем на 4% и достигнет почти 160 трлн рублей, а значит стратегия правительства России по развитию экономики — правильная.
Но при этом получается, что соотношение M2 к ВВП России составляет лишь 61,6%. Этот показатель называют коэффициентом монетизации экономики. А если за вычетом инфляции, то соотношение ещё меньше. Для примера, в КНР М2 в 2,73 раза превышает размер фактического объема экономики страны по итогу 2023 года. Очевидно, что в России M2 нужно ещё больше увеличивать.
Принятая масштабная программа промышленного производства в России требует увеличения банковского кредитования по низким ставкам, и главным тормозом в её реализации становится политика ЦБ РФ по завышенной ключевой ставке.
Кроме того, России нужны не только более низкие процентные ставки для развития промышленности, а, прямо скажем, льготные и ниже темпа инфляции, которая составила в 2023 году 7,42%. Дотации на такие кредиты должны поступать не только из бюджета, но и сами банки должны потратить часть своих огромных чистых прибылей, которые они заработали в прошлом году.
Наконец, России нужно продолжение увеличения реальной денежной массы, учитывая в том числе растущее использование рублей в международной торговле.