Много интересного с бытовой точки зрения. Ручки замерзают, 1-2 кВт на разогрев салона в течение 10-20 минут... Я категорически против применения электромобилей вне суперурбанизированных районов урбанизированных регионов. Но надо соблюдать научно-практическую справедливость - аккумуляторы в мороз Кулоны заряда не теряют!!! Холодный аккумулятор просто не может их отдать, аккумулятор надо прогреть. Как это делалось в раньшие времена? Делалось так. Батальон связи. Машины на открытой стоянки. ВСЕ новые, пробег меньше 2000 км, все исправны. -40 на градуснике. Все машины оборудованы предпусковыми подогревателями, заправленными зимним дизельным топливом. Предпусковые подогреватели запитаны от стартерного аккумулятора автомобиля (Зил-131, Зил с Камазовским дизелем). Водители, водители-электормеханики прибывают первыми, запускают предпусковые подогреватели. Стартерный аккумулятор крутит моторчик, который гонит воздух в предпусковой подогреватель, в воздух распыляется дизельное топливо, которое горит факелом , который возгорается от калильной свечи (раскалённая спираль там, в подогревателе, и последовательно с ней индикаторный дублёр в кабине - если он раскалился, значит раскалилась свеча запуска подогревателя). 10 минут ждём. За это время блок двигателя потеплел. Аккумулятор прогрелся за счёт температуры под капотом и за счёт того, что он, аккумулятор "размялся". Двигатели заводились если не с полтычка, то чуть покрутить. Именно чуть. Через 20 минут все двигатели запущены. Ещё раз. На морозе аккумулятор НЕ РАЗРЯЖАЕТСЯ, даже наоборот. Холодный стартерный, или тяговый аккумулятор не потерял КУЛОНЫ. Холодный стартерный, или тяговый аккумулятор НЕЛЬЗЯ использовать по назначению, его сначала ТРЕБУЕТСЯ СОГРЕТЬ! . Теперь про массагабарит АКБ. Стартерный аккумулятор банального грузовика, 20-30 кг. Греть 10 минут с учётом дизельного предпускового обогревателя и самогрев нагрузкой моторчика предпускового подогревателя. Маленький секрет для обычных автолюбителей. Уносите аккумулятор домой, если не уносите, включите дальний свет фар на 10 минут, аккумулятор прогреется и отдаст свой заряд. Тяговый аккумулятор электрокара. Масса 200-500 кг. Чтобы его согреть для нормального использования получается требуется минут 100-150???!!! Вот и весь "градус до копейки". Ну и напомню, что АКБ электрокаров охлаждаются, они ещё и по жаре не шибко.
Цитата: ivan2 от 18.01.2024 14:04:11Много интересного с бытовой точки зрения. Ручки замерзают, 1-2 кВт на разогрев салона в течение 10-20 минут... Я категорически против применения электромобилей вне суперурбанизированных районов урбанизированных регионов. Но надо соблюдать научно-практическую справедливость - аккумуляторы в мороз Кулоны заряда не теряют!!! Холодный аккумулятор просто не может их отдать, аккумулятор надо прогреть. ...... Маленький секрет для обычных автолюбителей. Уносите аккумулятор домой, если не уносите, включите дальний свет фар на 10 минут, аккумулятор прогреется и отдаст свой заряд. Тяговый аккумулятор электрокара. Масса 200-500 кг. Чтобы его согреть для нормального использования получается требуется минут 100-150???!!! Вот и весь "градус до копейки".
Да, соглашусь с каждой Вашей строчкой, за исключением включите дальний свет фар на 10 минут, аккумулятор прогреется и отдаст свой заряд.
Давайте посмотрим на физику - средний 70 Ач аккум весит 18-20 кг свинца в серной кислоте + корпус из полипропилена и при -25С он уже электро-химически потерял 50-60% емкости, т.е. осталось 30-35 Ач (график Процент Емкости - Температура)
Две фары по 55 Вт=110Вт от 11В ослабленной батареи возьмут 10А тока и на внутр. сопротивлении аккума в 4-10 миллиОма (0,004-0,01) выделят всего то 1Вт х 10 минут= 0,166 Втч тепла, что "прогреет" аккум на десятые доли градуса, не сдвинув полную емкость вверх по графику выше даже на миллиметр. Одновременно мы потеряем больше Ач уже и так слабой батареи. А если ей уже 2-4 года и там уже не 70 Ач ?
Цитата: Feral ArtRaz от 18.01.2024 16:00:08Да, соглашусь с каждой Вашей строчкой, за исключением включите дальний свет фар на 10 минут, аккумулятор прогреется и отдаст свой заряд.
Давайте посмотрим на физику - средний 70 Ач аккум весит 18-20 кг свинца в азотной кислоте + корпус из полипропилена и при -25С он уже электро-химически потерял 50-60% емкости, т.е. осталось 30-35 Ач (график Процент Емкости - Температура)
Две фары по 55 Вт=110Вт от 11В ослабленной батареи возьмут 10А тока и на внутр. сопротивлении аккума в 4-10 миллиома (0,004-0,01) выделят пусть всего то 1Вт х 10 минут= 0,166 Втч тепла, что "прогреет" аккум на десятые доли градуса, не сдвинув полную емкость вверх по графику выше даже на миллиметр. Одновременно мы потеряем больше Ач уже и так слабой батареи. Нос прогревом Вы согласны?
Цитата: ivan2 от 18.01.2024 16:03:36Куда делись Кулоны "ослабленной" батареи? Нельзя так. Это неприлично. Но с прогревом за счёт предпускового подогревателя Вы согласны?
Кулоны никуда не делись. Они стали недоступны из-за большой вязкости электролита и, как следствие, малой скорости ионов. При нагреве акума они возвращаются.)
Цитата: Пенсионэр от 18.01.2024 16:18:16Кулоны никуда не делись. Они стали недоступны из-за большой вязкости электролита и, как следствие, малой скорости ионов. При нагреве акума они возвращаются.)
Джоули вогнаны в аккумулятор на этапе заряда. На этапе разряда аккумулятор говорит, "я холодный, пошёл нафиг, я в саморазрушение" Там же всё на взаимодействии масс с разным электрохимическим потенциалом. В простейшем случае старых стартерных аккумуляторов пласлины обсыпятся и возникнет "закоротка" одного, самого некачественного, элемента батареи ... Умножать Джоули на Вольт неправильно. Там не Вольты падают, а Амперы. Падают потому, что внутренние процессы внутри батарей.
Цитата: ivan2 от 18.01.2024 16:03:36Куда делись Кулоны "ослабленной" батареи? Нельзя так. Это неприлично. Но с прогревом за счёт предпускового подогревателя Вы согласны?
Да, бесспорно, Кулоны заряда АКБ = величина заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника при токе 1А за время 1сек, полученных при заряде 2PbSO4 + 2H2O → PbO2 + Pb + 2H2SO4 никуда не делись даже в полу-замерзшей АКБ. Всё, что я хотел сказать - "прогревом" АКБ дальним светом этот заряд реально и практически не воплотится в нужные 200-250А прокрутки стартёра, да ещё на загустевшем масле 5W-40 картера.
Я бы лучше применил зачистку всех клемм/ контактов от АКБ к стартёру (а это лишние сотни миллиОм в цепи 200А стартёра и падением напряжения ниже отсечки 9В компа двигателя) чем-то вроде (нужно иметь в каждом авто)
И да, согласен - прогрев от предпускача повышает Ач батареи (график) и позволяет нам завестись.
Цитата: boba от 18.01.2024 21:52:15вы так легко посчитали на сколько нагреется батарея от дальнего света. а можете посчитать на сколько она нагреется от подогревателя?
вопрос не в том, насколько подогреет предпусковой подогреватель, а в том, что включать фары для разгона батарейки бессмысленно ... и даже вредно ... лучше действительно забирать на ночь в теплое помещение ...
если батарея стоит рядом с двигателем, то некое количество тепла от подогрева (от примерно 1 кВтч за 10 минут) перепадет и ей ... а если в багажнике ... сами понимаете ...
тут выгода для запуска скорее в том, что подогревается блок и масло ... и мерзлого аккума хватает ... если он опять же не совсем дохлый старик ...
а если стоит электрический предпускач, то там есть система подзарядки аккума ... ништяки со всех сторон ... главное розетку на парковке найти ...
кстати, мой сын при морозе держит свою электричку на шнурке ... и ставит время зарядки на утренние часы ... перед выездом батарейка уже теплая ...
Цитата: Фёдор144 от 19.01.2024 18:19:37вопрос не в том, насколько подогреет предпусковой подогреватель, а в том, что включать фары для разгона батарейки бессмысленно ... и даже вредно ... лучше действительно забирать на ночь в теплое помещение ...
у меня вполне конкретный вопрос на конкретное утверждение. при чем тут фары?
Цитата: Фёдор144 от 19.01.2024 18:19:37если батарея стоит рядом с двигателем, то некое количество тепла от подогрева (от примерно 1 кВтч за 10 минут) перепадет и ей ... а если в багажнике ... сами понимаете ...
задайте граничные условия и я вам посчитаю на сколько подогреется батарейка ... да, предпускач в автомобиле - это не граничные условия ...
если расход предпускача составляет примерно пол литра дизеля в час, то при грамотной организации системы подогрева можно подогреть ... считаем ...
пол литра дизеля это 20+ Мдж ... удельная теплоемкость алюминия 0,9 кДж/кг*К ... подогреть на 30К ... примерно 750 кг ... за час ... за 10 минут получим 120+ кг ... теплоемкость свинца в 6 раз меньше ... стали-чугуна в 1,5 раза меньше ... теплоемкость серной кислоты вдвое выше алюминия ... link ...
т.е. при грамотной организации системы подогрева за 10 минут можно подогреть примерно 100-120 кг систем и агрегатов под капотом на 30К ...
Цитата: Фёдор144 от 20.01.2024 20:35:50если расход предпускача составляет примерно пол литра дизеля в час, то при грамотной организации системы подогрева можно подогреть ... считаем ...
пол литра дизеля это 20+ Мдж ... удельная теплоемкость алюминия 0,9 кДж/кг*К ... подогреть на 30К ... примерно 750 кг ... за час ... за 10 минут получим 120+ кг ... теплоемкость свинца в 6 раз меньше ... стали-чугуна в 1,5 раза меньше ... теплоемкость серной кислоты вдвое выше алюминия ... link ...
Рассказаны справочные значения, остальное критики не выдерживает, даже если убрать многозначительные троеточия. Не получится ни с поллитра солярки, за 10 минут ничего не прогреется, особенно серная кислота (правда, я не понял, откуда она взялась))). Не учтено тепловое сопротивление пластмассового корпуса батареи. Это тоже навскидку. Если подумать, можно провести аналогию с вебасто, но неполную.
Цитата: Пенсионэр от 21.01.2024 04:53:17Рассказаны справочные значения, остальное критики не выдерживает, даже если убрать многозначительные троеточия. Не получится ни с поллитра солярки, за 10 минут ничего не прогреется, особенно серная кислота (правда, я не понял, откуда она взялась))). Не учтено тепловое сопротивление пластмассового корпуса батареи. Это тоже навскидку. Если подумать, можно провести аналогию с вебасто, но неполную.
т.е. вы мне предлагаете здесь и сейчас ... на коленке ... проработать конструкцию системы, сделать моделирование потоков и полный тепловой рассчет при неопределенных граничных условиях? ... и с точностью до 5 знака после запятой? ... и пофигу, что целые отделы кб над этим работают? ... критиканство ... но мне пофигу ...
вопрос насчет кислоты не понял ... а что в обычном автомобильном аккумуляторе в качестве электролита залито?
Цитата: Фёдор144 от 21.01.2024 12:04:10т.е. вы мне предлагаете здесь и сейчас ... на коленке ... проработать конструкцию системы, сделать моделирование потоков и полный тепловой рассчет при неопределенных граничных условиях? ... и с точностью до 5 знака после запятой? ... и пофигу, что целые отделы кб над этим работают? ... критиканство ... но мне пофигу ...
вопрос насчет кислоты не понял ... а что в обычном автомобильном аккумуляторе в качестве электролита залито?
Цитата: Пенсионэр от 21.01.2024 12:31:35Да ничего я не предлагаю, вижу, что чужая работа легче своей - справочники в открытой доступности, а практики нет, иначе бы про 10 минут не писал.
Цитата: Фёдор144 от 20.01.2024 20:35:50т.е. при грамотной организации системы подогрева за 10 минут можно подогреть примерно 100-120 кг систем и агрегатов под капотом на 30К ...
осталось найти авто с весом подкапотным в 100 кг. ибо речь начиналась об авто за 800кг
Цитата: Фёдор144 от 21.01.2024 12:58:22ну тогда просветите boba (ему интересно) ... на сколько конкретно подогреется стартовый аккумулятор ... и за какое время ...
Цитата: boba от 21.01.2024 16:07:37осталось найти авто с весом подкапотным в 100 кг. ибо речь начиналась об авто за 800кг
Цитата: Фёдор144 от 21.01.2024 12:58:22ну тогда просветите boba (ему интересно) ... на сколько конкретно подогреется стартовый аккумулятор ... и за какое время ...
не верный тезис ... осталось огранизовать распределение теплового потока от подогревайки на агрегаты, реально требующие подогрева ... а таких найдется не так и много ... фактически нужно греть только масло и стартовую батарею ... это для запуска ... никаких 800 кг греть не требуется ... мы вроде про классику говорим ... или вы про электромобиль? ...
очень даже смогла ... при разумной организации системы подогрева можно за 10 минут нагреть 100 кг на 30К использовав примерно 100 грамм соляры ... и мне пофигу, что вам не нравятся эти цифры ...
если будет четкое задание ... с соответствующей оплатой ... можно легко все посчитать, сконструировать, испытать, модифицировать по результатам и пустить в серию ...
но по факту все это уже давно существует в серии ... миллионной ...
Товарищ упёрся доказать недоказуемое.) Щас позвонил приятелю, у него дизельный Рейндж ровер со штатной вебастой. Так вот, у него есть в т.ч. датчик на наружной пов-ти блока, при -20 на улице через полчаса работы вебасты он показывает 0 градусов. Видимо, Фёдору надо поучить тех инженеров, как надо работать и греть за 10 мин. аккумулятор под капотом.
Зачем? Просто производители электромобилей профукали один момент. Они предусмотрели подогрев/охлаждение батареи, но... только от самой батареи. Когда низкая температура, естественно, контролер зарядки "... становится в позу.." и не заряжает ее во избежании повреждения. Но.... Что мешает продумать системы, подогревать/охлаждать батарею от электричества самой зарядной станции? Этого нет. Потому все те тесли и стали. __ И именно по-этому и говорят, что электромобили не применимы во многих странах. Потому, что заряжаются долго, заряда мало и при определенных условиях, заряд тратится совсем не туда. А если еще ее и не использовать несколько дней... В общем, пока это дорогие игрушки. И еще долго будут ими. А то, что не игрушки, там другие ценники и подход. Включая инфраструктуру (я не про зарядные станции).
Цитата: small__virus от 25.01.2024 09:28:57Зачем? Просто производители электромобилей профукали один момент. Они предусмотрели подогрев/охлаждение батареи, но... только от самой батареи. Когда низкая температура, естественно, контролер зарядки "... становится в позу.." и не заряжает ее во избежании повреждения. Но.... Что мешает продумать системы, подогревать/охлаждать батарею от электричества самой зарядной станции? Этого нет. Потому все те тесли и стали.
1. Подогрев есть. Но на разогрев полтонны батареи нужен минимум 1 час работы 4-6 кВт ТЭНа. А потом уже зарядка самой батареи. Опять - упираемся во время - уже процесс зарядки увеличивается на время прогрева батареи. А у Теслы, вроде бы 900 Вт ТЭНы, а остальное ТН. Вот только он до -10 работает, если это так, то прогрев батареи превращается в часы, со всеми вытекающими последствиями... 2. Замерзли мозги на колонке - а это означает, что станция просто тупо не запускает процесс зарядки. Ведь это не клеммы на контакт кинуть, тут намного сложнее - протоколы, контроль, контроллеры - тот ещё геморрой в тёплое время года, а зимой ещё веселее - эмоции от зарядки электромобиля
Цитата: Feral ArtRaz от 18.01.2024 16:00:08Давайте посмотрим на физику - средний 70 Ач аккум весит 18-20 кг свинца в серной кислоте + корпус из полипропилена и при -25С он уже электро-химически потерял 50-60% емкости, т.е. осталось 30-35 Ач (график Процент Емкости - Температура)
Странный график, аккумулятор не потерял а не может отдать по причине увеличившегося внутреннего сопротивления. И прогрев его фарами - как раз это сопротивление резко снижает ценой 2-5% ёмкости. Другое дело завели, проехали 20 минут до работы/в булошную и снова мороз - просто не успевает заражаться до 100%.
Цитата: psv от 18.01.2024 23:19:33Короче – "астрологи предсказывают рост продаж вебасто")) Заодно все эти дурацкие "запреты на время работы во время стоянки" двигателя отпадают.
Угу. На самом деле Запорожец и есть. Только у Запорожца на месте водителя под ногами был лючёк. Можно было выехать на лёд, открыть лючёк, просверлить лунку и ловить рыбу. А в Тесле такое можно?