В военной истории есть техника, ставшая символом своего времени и воплощением успехов на поле боя. Именно так можно охарактеризовать танк Т-34-85, поступивший на вооружение Красной армии 80 лет назад, 23 января 1944 года. Бронированный гигант был разработан инженерами Уральского танкового завода №183 (сегодня – Уралвагонзавод в составе Ростеха) под руководством главного конструктора Александра Морозова. Т-34-85 заслуженно считается одним из наиболее успешных и передовых танков своего времени.
Уже в ходе Курской битвы 1943 года советский средний танк Т-34, оснащенный 76-мм пушкой, столкнулся с проблемами в противостоянии усиленным «Тиграм» и «Пантерам» вермахта. Боевой мощи и защиты «тридцатьчетверки» уже не хватало, требовался новый танк. Однако ввиду отсутствия времени и ресурсов на новую разработку было принято решение модернизировать базовый Т-34.За дело взялось Конструкторское бюро Уральского танкового завода №183. Специалисты КБ установили на Т-34-85 более мощную 85-мм пушку, начав с орудия Д-5Т и затем перейдя к модели С-53. Таким образом, советские танки получили орудия, сопоставимые по мощности с немецкими 88-мм пушками.Установка более мощной пушки потребовала создания новой башни, приспособленной к новому орудию. Обновленная башня Т-34-85 стала более просторной, в ней было достаточно места для командира, наводчика и заряжающего. Механик-водитель и радист размещались в корпусе машины.Бронирование башни также усилилось: лобовая, боковая и задняя броня имели толщину 90, 75 и 52 мм соответственно, что увеличило массу танка на 2 тонны. И все же Т-34-85 сохранил преимущества базовой машины в проходимости, маневренности и подвижности, что вместе с простотой производства и возможностью быстрого ремонта определило будущий успех танка.С момента своего появления Т-34-85 активно участвовал в крупнейших битвах Великой Отечественной войны. Танк воевал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, принимал участие в форсировании Днепра, Висло-Одерской и Берлинской операциях.
Т-34-85 производились не только на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле, но также на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и на заводе №174 в Омске. Всего до конца войны было выпущено около 16 тыс. машин. После войны массовое производство Т-34-85 прекратилось, однако в 1950-е годы танк выпускался по лицензии в Польше и Чехословакии.Танк Т-34-85 – настоящий свидетель и герой истории. Он принимал участие во многих вооруженных конфликтах второй половины XX века, и даже в начале 2000-х годов стоял на вооружении некоторых стран. Сегодня танк можно увидеть в музеях по всему миру и в качестве памятника в парках и на улицах городов. Т-34-85 много раз становился героем кино. И, конечно, «тридцатьчетверка» занимает почетное место в парадах Победы, обычно открывая шествие тяжелой техники.
https://rostec.ru/news/80-let-…lu-pobedy/