АВИАЦИЯ и иные...
13,444,048 34,154
 

  GeorgV ( Слушатель )
29 янв 2024 02:04:56

"Рассказы (верто)летчика"

новая дискуссия Новость  1.777

Конец 80-х, идет вывод войск из Афгана. На один из южных военных аэродромов для дозаправки садится эскадрилья Ми-8. Экипажи "матерые", "стрелянные", а "вертушки" - все в пробоинах и заплатах. Дозаправились. Запускаются и выруливают по очереди на старт. Первым - взлетает комэска. Взлетает "по-самолетному", но с разгоном только на передней стойке. Лопасти - сантиметров пятнадцать до бетона.
РП решил отреагировать в соответствии с должностными обязанностями и "отпороть" лихача:
- 305-й - это, что за взлёт такой?!!
В эфире :
  - Попугая своего, учи летать... Веселый
  • +0.66 / 32
  • АУ
ОТВЕТЫ (33)
 
 
  Aliot ( Слушатель )
29 янв 2024 08:06:34

1980-е, срочную служил в ГСВГ. На на аэродроме, на юге ГДР.
Зима бесснежная , но ближе к февралю иногда наваливало по пояс...
Иду со стоянки по рулежке. Сзади рулит Миг-23 на взлет. В кабине -
нештатный красный огонек. Замкомполка по летной подготовке 
курит беломор. Привычка у  него такая. И не свернуть- кругом валы 
снега. Обогнал , начал сворачивать на взлетку... Газанул слегка...
И тут я полетел. Недалеко правда, метра четыре. Головой в сугроб😀
  • +0.74 / 20
  • АУ
 
  fortran_123 ( Слушатель )
29 янв 2024 10:04:54
Смеркалось.
В задней кабине Ту-16МР стрелок прикемарил и не заметил как отстегнулось СПУ. От резкого маневра просыпается, запрос по внутренней связи – тишина, жмет ларингофоны, а в ответ только -  болтанка, пикирование, мрак. Все это за доли секунды. Решил, что все уже попрыгали, а он проспал. Короче отстрелился пацан с перепугу.
Его эсминец наш подобрал, а борт сразу на капиталку пошел.
184 ТБАП, Прилуки.
  • +0.24 / 11
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 10:54:16

Чисто из занудства. На Ту-16 всех модификаций отстреливаться не возможно.
Нет катапультных кресел. Прыгнуть можно в нижние люки, через которые
экипаж и попадает в самолет. На фото таких люков четыре. Ту-16РМ,
разведчик морской. Один люк в носу, один люк в бомбоотсеке, там есть
специальная кабина для оператора и два в хвосте для КОУ и стрелка.
Вот наверно из последнего люка он сиганул вниз.
  • +0.18 / 8
  • АУ
 
 
 
  bag81 ( Слушатель )
29 янв 2024 11:42:47

Думается Вы спутали с Ту-95-там точно нет и выход через люки, а на Ту-16 установлены катапультные кресла КТ-1.
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 12:01:46

Нет не спутал. На Ту-16 и Ту-95 катапультных кресел нет.
Катапультные кресла КТ-1 и КТ-1М, это Ту-22М2 и Ту-22М3 и Ту-22МР.
Вот тот люк стрелка на Ту-16, куда вниз он мог сигануть. Где тут
катапультироваться? Прямо в киль?
PS. Я ошибся. Стрелок катапультируется вниз.
  • +0.31 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
29 янв 2024 12:15:45

       На Ту-22 (без буквы "М") катапультировались вниз. Так и тут могло быть. Но не настаиваю, бо не в курсе.
  • +0.40 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
29 янв 2024 12:36:13

       Вот тут пишут, что таки катапультировались из Ту-16.
ЦитатаДа нормально покидал , у всех стояли катапультные кресла, вот только командир и правак катапультировались вверх, а все остальные вниз.
  • +0.25 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 13:07:58

Да согласен, набрехал. Извиняюсь.
Смутило то, что на Ту-16 установлены катапультные сиденья, Термин "катапультное кресло"
появился позднее. Летчики по схеме катапультируются вверх, остальные члены экипажа
вниз.


  • +0.12 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Специалист )
29 янв 2024 12:44:37
Сообщение удалено
Слесарь Полесов
29 янв 2024 16:50:29
Отредактировано: Слесарь Полесов - 29 янв 2024 16:50:29

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 13:20:12

С Ту-22 тут все ясно и очевидно. У каждого из трех членов экипажа есть свои
индивидуальный люк снизу фюзеляжа. Куда и выезжает вниз катапультное кресло.
Летчик, штурман и оператор садятся в катапультное кресло им помогают пристегнутся
и кресло уезжает вверх.
  • +0.27 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  А75 ( Слушатель )
29 янв 2024 13:54:58

Не вдаваясь в аспекты выбора такой схемы катапультирования, нельзя не отметить тот факт, что при катапультировании вниз человеческий организм испытывает не положительную, а отрицательную перегрузку, предел которой и для тренированных людей существенно ниже чем положительной. Помимо того, что содержимое желудка стремится выйти наружу, так еще и кровь в голову приливает... Приплюсуем сюда психологические ощущения от того, что тобой "стреляют в землю" и мы получим букет незабываемых впечатлений. Какой там нафиг аттракцион 5D, только реал лайф, только хардкор!
  • +0.21 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 14:03:54

Пиндосы на ХF-104 Starfighter тоже вначале катапультировались вниз.
Потом передумали и на F-104 Starfighter стали катапультироваться вверх.
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  А75 ( Слушатель )
29 янв 2024 14:33:40

Строго говоря, направление "вниз" для истребителя, в контексте катапультирования, это далеко не всегда вниз, ибо никто не может предположить заранее в каком положении придется покидать машину. Так что тут может и чуточку "вбок"Улыбающийся а если сильно повезет, то и вверх ногами.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 14:43:47

На режимах взлета и посадки, это точно всегда вниз, а Земля очень рядом.
Просто для катапультирования вниз нужно приложить в разы меньше усилий
и создать значительно меньшую перегрузку чем при катапультировании вверх
с учетом необходимости перебросить кресло с летчиком над хвостовым оперением.
Все остальные аспекты катапультирования вниз отрицательные.
  • +0.27 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
29 янв 2024 14:53:13

Современное кресло позволяет с "нуля" высоты. И практически с любого положения ЛА. При этом учитываются все параметры и положение ЛА. Т.е. "верх тормашками" - выброс пилота, увод в сторону, нужная ориентация и только потом срабатывание ПД на набор высоты, если на малой высоте...
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  А75 ( Слушатель )
29 янв 2024 15:01:42

Да, поэтому от столь экзотических схем и отказались, но путь к совершенству занял пару десятилетий упорного труда и не всегда за деньги, иногда ижизнью платить приходилось.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 15:07:05

С нуля, это когда катапультируемся вверх без снижения. Если есть скорость снижения,
например 20м/с, то безопасная высота катапультирования равна 20х4 = 80 метров.
Если катапультируемся вниз головой то тоже нужна высота что бы вывернуть
кресло с летчиком вверх. Кстати напомню, что при первом катапультировании испытателя
на кресле К-36 испытатель погиб. Разные бывают обстоятельства. Катапультное кресло
значительно повышает шансы на выживание и благополучный исход, но 100% не
достижимы. Оба летчика на Як-130 в Барановичах в 2021 году при катапультировании
на сверх малой высоте погибли.
  • +0.21 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
29 янв 2024 15:13:25

Ясен пень. 
0Н-0V - катапультирование со стоянки...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 15:19:20

Из РЛЭ на МиГ-29 9-12 с креслом К-36ДМ, как бы 0-0 не всегда просматривается -
ЦитатаПокидание самолета обеспечивается:
а) На разбеге и пробеге при скорости не менее 75 км/ч.

б) В горизонтальном полете:

-при скорости не более 950 км/ч без ограничения по высоте;

-при скорости от 950 км/ч до скорости 1200 км/ч на высотах не менее 40 м над рельефом местности;

-при скорости от 1200 км/ч до 1300 км/ч на высотах не  менее 80 м над рельефом местности.

в) В горизонтальном полете и наборе высоты: при крене 90° на высотах не менее 100 м, а в перевернутом полете - на высотах не менее 200 м.

г) На снижении: на высоте, равной вертикальной скорости, умноженной  на  4  (без учета времени на принятие решения и подготовку к катапультированию).
  • +0.26 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
29 янв 2024 15:30:31

тем не менее, практические случаи бывали. Однажды взрыв-пожар. Да и несанкционированные случаи.
Потом, это же не для РЛЭ, а ЧП.

тем не менее, по ТЗ на разработку, именно ОН-ОV
  • +0.04 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 15:34:28

Бывали, даже прям на авиасалоне. Действительно взрывной волной от падения самолета
наполнило купол парашюта буквально перед самой землей.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 15:39:39

РЛЭ МиГ-29 мы уже читали, теперь читаем ограничения из РЛЭ на Су-27С.
Чудес там тоже нет.

  • +0.15 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
29 янв 2024 15:53:53

А у "Звезды" - естьУлыбающийся
http://www.zvezda-npp.ru/ru/node/118
И самое интересное, нам про этот режим давали на переподготовке в далеком 1983-85гг.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 16:00:40

Катапультное кресло К-36 НПО Звезда является самым лучшим и самым выдающимся
катапультным креслом в мире, без всякого преувеличения. Оно спасло много кому
и жизнь и здоровье, особенно в современных условиях СВО. Но то о чем мы говорим,
это взгляд на одно и тоже изделие как со стороны Производителя, так и со стороны
Потребителя. Понятно, что Потребитель всегда настроен более требовательно и
скептически.
  • +0.24 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
29 янв 2024 16:06:03

...ну и дабы чего не допустить Веселый
Но не думаю, что это не документированная опция. В доках ИАС этот режим должен быть дан.
Нам же давали.
Правда без записи, только на слух...
  • +0.04 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
29 янв 2024 16:19:31

Кстати ЕМНИП первое реальное катапультирование кресла К-36 в строевой эксплуатации
прошло действительно в режиме 0-0 на Су-24 со стоянки. Катапультирование было
не преднамеренным, но штурман отделался легким испугом. Летное начальство его как то
наказало, а Гай Ильич Северин подарил личный ЗШ.
  • +0.17 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
29 янв 2024 19:58:38

Слышал байку, что восстановление этого самолета оплатило (вместо виновника) КБ Северина. И в связи с погашением ущерба штурман отделался умеренными неприятностями.
  • +0.26 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
30 янв 2024 08:13:55

Катапультное кресло и скафандр для Бурана.
  • +0.21 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ol17 ( Слушатель )
30 янв 2024 12:59:32

28 мая 1986 на аэродроме Ахтубинск летчик-испытатель Цой Олег Григорьевич случайно катапультировался из Су-27УБ на земле. При этом он успел оттолкнуть техника самолета, который склонился в это время над ним, тем самым спас его. Упоминание об том нашел только на testpilot.ru
  • +0.29 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
30 янв 2024 13:13:51

11 ноября 1975 года состоялось неожиданное первое испытание системы катапультирования на скорости 0 и высоте 0.

Произошло следующее: экипаж Су-24 находился в кабине самолета и готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме самолета стало увеличиваться, и ручки управления самолётом, находившиеся до этого на заднем упоре, пошли вперед в нейтральное положение. При этом правая РУС зацепила держки системы катапультирования и выдернула чеку, что привело к срабатыванию стреляющего механизма правого кресла. Ничего не подозревавший штурман В.М.Османов оказался в воздухе. По штатной программе раскрылся парашют, и Османов благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала на нулевой скорости и высоте (режим "0 - 0"), чего еще не случалось в практике отечественной авиации.

Причиной происшедшего инцидента был ряд особенностей конструкции системы управления самолета Су-24. Ввиду того, что центр тяжести горизонтального оперения находится впереди оси вращения, при отсутствии давления в гидросистеме консоли стабилизатора под собственным весом отклоняются вниз (на кабрирование), что приводит к перемещению ручек управления самолетом назад, как говорят летчики, "на себя". Для повышения боевой живучести управление на Су-24 дублировано. Это позволяет штурману в случае потери летчиком работоспособности (например, при ранении) производить ограниченное маневрирование самолета. А так как ручка управления у штурмана короче, чем у пилота (ручка обычной длины устанавливалась только при снятом тубусе индикатора радиолокатора "Орион" и ЭОВ "Чайка" для учебно-тренировочных полетов), стало возможным ее зацепление за держки катапультного кресла, что и произошло в описанном выше случае.

После непреднамеренного катапультирования Османова рекомендовано было на стоянке применять специальный фиксатор (капроновый фал с двумя пенопластовыми цилиндрами красного цвета на концах), удерживающий горизонтальное оперение в нейтральном положении при сбросе давления в гидросистеме. За такое своеобразное испытание самолета экипаж был награжден Генеральным конструктором П.О.Сухим золотыми именными часами, а главным конструктором катапультного кресла Г.И.Севериным - именными защитными шлемами ЗШ-5.
  • +0.57 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Edvid ( Слушатель )
31 янв 2024 02:20:57

//////////////////////////////
В 1970г.  у нас на заводе, прямо в цехе катапультировался на пилотском кресле техник из кабины ТУ-16.  По какой-то  причине ЛИС  не сняла пиропатроны катапульт и самолёт с ними завели в цех. Техник радиосредств, усевшись на пилотское кресло нарушил главный пункт ТБ-  не трогать ручки и тумблеры окрашенные в красный цвет... Кресло  бронеспинкой пробило крышу цеха, потеряв при этом часть высоты, поэтому парашют не раскрылся полностью и техник с креслом упал на бетонку снаружи. В итоге, он скончался в больнице.
  • -0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
31 янв 2024 08:41:24

Без относительно того, что на Ту-16 катапультируемые сиденья (креслами их тогда еще не называли)
не обеспечивали спасения в режиме 0-0, есть еще замечания. Для благополучного катапультирования
на технике должна быть надета подвесная система (примерно такая как на фото) которая
присоединяется к парашюту и он должен еще надеть ремни его фиксации на сиденье. Всего этого конечно
не было. Итог увы но гарантированно будет трагичен.
  • +0.26 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
31 янв 2024 20:35:57

Ты хотя бы почитал "мурзилки", чтобы узнать, как экипаж Ту-16 катапультируется:

ЦитатаКатапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх, причём перед катапультированием кресла лётчиков по рельсам откатывались назад, для предотвращения травмирования о штурвальную колонку.

https://igor113.livejournal.co…a288050241
  • +0.15 / 4
  • АУ