• У нас была одна из самых передовых систем образования в мире. И, конечно, оно было бесплатным. Согласно Конституции, у нас было не только
право на работу и бесплатное медицинское обслуживание, но и право на образование и бесплатное школьное обучение. Каждый ребёнок должен проучиться в школе не менее 10 лет. Я принадлежу к поколению "детей Гусака"
1 и пишу только о том, что пережил сам.
• Детские сады, школы, гимназии, лицеи или вузы. Все они были бесплатными, и уход за детьми не был незначительным. Средние профессиональные (политехнические) учёбные заведения с практикой, которые так важны, а сейчас нет подготовленных людей в таких областях, потому что ремесло не атрактивное. О полезных обедах или молочных перекусах (которые были частью начальной школы), действительно полезных и без химии, мне даже писать не нужно. Мы все это знаем.
• Когда мы в детстве ходили в школу, нам давали
учебники, тетради, инструменты, ручки, карандаши бесплатно. Сейчас? Родителям нужно покупать своим детям не только все эти вещи, о которых я упоминал, но и туалетную бумагу, мыло, в дополнение ко всем другим вещам, которые нужны ребенку.
* Чему учили в Чехословакии в старших классах гимназии, тому на "Западе" и в США учили в университетах.
Внимание уделялось воспитанию людей. Система в равной степени уделяла внимание не только образованию, но и професси.
•
В каждой школе был детский врач. Независимо от того, если в городе или в деревне. 2 раза в год, будучи учениками начальной школы, мы проходили осмотр у стоматолога. Конечно, всё бесплатно.
•
Чтение было обязательным, и, будучи учениками, мы вели дневники чтения.
Воспитанию и образованию детей уделялось внимание.• Я помню, как учителя
учили нас не только учёбной программе, но и тому, как обращаться к женщинам, пожилым людям, всегда здороваться, спрашивать, благодарить. Если мы видим пожилого человека, мы должны помочь ему с покупкой.
Они научили нас уважению и смирению. Они дали нам то, на что мы действительно можем опираться. И эта основа - человечность.Они научили нас важности семьи. Нас учили, что семья - это отец, мать и ребенок. Они научили нас
уважать пожилых людей. Прислушиваться к их мудрости, которую они приобрели в течение жизни.
Они научили нас ценить труд других людей. Они научили нас единству.* Мы ходили в картофельные бригады, на лыжные тренировки, в школы на свежем воздухе, на тренировки по плаванию, на военные курсы. После школы много интересного. Летом удивительные пионерские лагеря. И давайте не будем забывать о всемирно известной Спартакиаде.
•
Они научили нас патриотизму, гордиться нашей родной землей, гордиться нашими предками. Они научили нас важности традиций.Учитель как-то сказал нам, что в Соединенных Штатах и на Западе люди должны платить за образование.
В то время я не понимал почему. Если это бесплатно, почему у них там этого нет? Теперь, став взрослым, я вижу это в реальном свете.
К сожалению, то же самое происходит и с нами. Чем меньше у человека образования, тем меньше у него вопросов и тем быстрее он адаптируется...
• Если кто-то хотел поступить в вуз при социализме, каждый должен был сначала сдать экзамены. Теперь всё, что вам нужно сделать, это заплатить и поступить в вуз. Теперь говорят, что образование должно быть платным, и сколько раз в сегодняшней системе управления государством приходится брать кредит, чтобы суметь оплатить его.
• Сколько случаев в наши дни, когда иногда вам просто нужно заплатить, и у вас есть "диплом" или "учёная степень".
В то время учитель был буквально "Богом". Сейчас?
Дети в школе в любое время ругают учителя, сколько раз они бывают вульгарными и агрессивными, детям не хватает смирения. И сколько раз случается так, что родитель приходит "понукать" учителя. Дети командуют учителями, переходят на ты.
Домашние задания по словацкому языку и математике отменены, дети проявляют еще большую доброжелательность.
Родители высокомерны. Что ж, жаль слов.* Детям нужна безопасность, поддержка, образование, гавань, и это должны давать им в основном родители. Школа - это не для того, чтобы заставить детей что-то делать, это для того, чтобы получить образование. Это будет их основой в жизни, которая будет сопровождать их повсюду.
•
Не было ни тоталитаризма, ни диктатуры, а была монократическая политическая система с контролируемой плановой экономикой. При тоталитаризме у людей нет качественной еды, качественного и бесплатного образования, бесплатное обязательное образование закреплено в Конституции. И я говорю, одно из лучших в мире.
(источник - социальные сети)
---
1 Дети Гусака социогический термин для сильной генерации 1970-80 гг. с высокой рождаемостью и позитивным популяционным трэндом - после помощи братских армий против переворота в 1968 г. была построена ветка газопровода из Австрии через ЧССР в Германию (чего заметил В. В. Путин при посешении Вены в мае 2018 на 50 лет от оркытя узла Швехат в Австрии), пришли времена стабилизации и хорошей жизни, но. Запад в 1977 г. основал новую интригу - коррумпировал сотни людей, чтобы ходили в Праге на провокации организации Харта77, основанной руками Сороса в Швеции. Заметно, что точно такую схему смены властей пыталась ЦРУ применить против Белоруссии основанием организации Харта97 в Варшаве.