Довольно-таки познавательно, особенно в части упоминавшихся уже обещаний "догнать и перегнать" :
Военно-техническое сотрудничество Запада и КНР в области боевой авиацииВ конце 1970-х китайская авиационная отрасль находилась в глубоком застое, и в первую очередь это относилось к боевым самолетам. Основу истребительной авиации ВВС НОАК составляли истребители J-5, J-6 и J-7 - китайские копии МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21Ф-13. Доводка китайского сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика J-8, первые модификации которого во многом повторяли линию развития Су-9 и Су-11, шла очень тяжело.
До прекращения военно-технического сотрудничества с СССР китайские специалисты в основном занимались адаптацией советской авиатехники к местным условиям, внося в конструкцию самолетов мелкие изменения, приспосабливая их к производственным возможностям китайских предприятий и местным условиям эксплуатации. Обострение китайско-советских отношений привело к фактической остановке развития боевой авиации в Китае. Отсутствие в КНР развитой научно-конструкторской базы и собственных наработок не позволило самостоятельно создавать боевые самолеты передового мирового уровня.
После установления дипломатических отношений с США и сближения Вашингтона и Пекина на почве антисоветизма Китай получил доступ ко многим авиационным изделиям оборонного назначения, имевшихся в странах западной ориентации. Речь шла как о приобретении отдельных узлов: авионики, радиолокаторов, авиационных двигателей и вооружения, так и о покупке полноценных летных образцов, пакета технической документации. В ряде случаев западные разработчики и производители авиационной техники участвовали в модернизации китайских боевых самолетов, а китайские специалисты стажировались на Западе. Также была произведена масштабная закупка станочного оборудования и линий по производству электронных компонентов.
В итоге все это позволило подготовить почву к качественному рывку, поднявшему ВВС НОАК на новый уровень развития.
Закупки авиатехники советского производства в ЕгиптеДо середины 1970-х Египет являлся одним из крупнейших получателей современного советского оружия. В 1978 году президент Египта Анвар Садат заявил о прекращении оборонного сотрудничества с СССР и переходе на вооружение западных стандартов. После заключения мирного соглашения с Израилем и установления партнерских отношений с США американские, а затем и китайские эксперты получили возможность досконально ознакомиться с истребителями советского производства.
В 1960 году Китай получил от СССР пакет документации на истребитель МиГ-21Ф-13, а также несколько готовых самолетов и сборочных комплектов. В ВВС НОАК этот самолет получил обозначение J-7. Однако из-за начавшейся в КНР "Культурной революции" серийное производство J-7 было остановлено, и довести до ума китаизированный МиГ-21 удалось только к началу 1980-х.
Дальнейшее совершенствование J-7 в КНР во многом было связано с откровенным воровством советских истребителей МиГ-21, поставляемых в ДРВ через китайскую территорию. Кроме того, как пишут в западных источниках, несколько МиГ-21МФ Китай купил у Египта. После знакомства с новыми модификациями МиГ-21 китайцы скопировали авиационную пушку ГШ-23, ТРДФ Р-13-300 и БРЛС "Сапфир-21".
Истребитель J-7C, появившийся в 1984 году имел радиолокационный прицел, новый более мощный двигатель и был вооружен 23-мм пушкой и четырьмя ракетами с тепловой головкой самонаведения РL-2 (копия советской К-13) или улучшенными РL-5. На истребителе J-7D, выпуск которого был налажен в 1988 году, установили БРЛС JL-7A с дальностью обнаружения бомбардировщика Ту-16 около 30 км. Производство J-7D продолжалось до 1996 года.
Китайских конструкторов, которые безуспешно пытались самостоятельно создать истребитель нового поколения, гораздо больше, чем МиГ-21МФ, интересовали имевшиеся в Египте фронтовые перехватчики МиГ-23МС и истребители-бомбардировщики МиГ-23БН.
Долгое время все, что касается нахождения в Китае "МиГов" с изменяемой стреловидностью крыла, было скрыто завесой секретности. Только относительно недавно были опубликованы фотографии, на которых запечатлена эта техника. На имеющемся снимке, кроме МиГ-23МС, можно видеть и американский истребитель F-5А, переданный Вьетнамом, еще до того как отношения этой страны с Китаем испортились.
В настоящее время известно, что Египет в конце 1970-х передал КНР по два самолета МиГ-23МС, МиГ-23БН и МиГ-23УБ. В связи с тем, что в 1970-е годы концепция боевого самолета с изменяемой стреловидностью крыла была весьма популярна, в Китае решили разработать по этой схеме ударную машину. Особый интерес также представляло БРЭО, двигатель и вооружение МиГ-23. После знакомства с конструкцией и облета "двадцать третьих" было решено создать китайский истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Q-6, оснастив его копией двигателя Р-29-300, лазерным дальномером-целеуказателем, системой огибания рельефа местности и современным навигационным оборудованием.
Командование ВВС НОАК надеялось, что использование знакомых и понятных китайским специалистам советских технических решений позволит создать новый истребитель-бомбардировщик в сравнительно короткий промежуток времени и с умеренными затратами. Однако китайские конструкторы при имеющихся в их распоряжении технологиях не смогли обеспечить необходимую прочность крыла и приемлемую надежность механизма поворота. Также провалилась попытка нелицензионного копирования советского турбореактивного двигателя Р-29-300 и прицельно-навигационных авиационных систем.
Западное бортовое радиоэлектронное оборудование на самолетах ВВС НОАКВ 1980-е годы основные усилия были сконцентрированы на совершенствовании истребителя J-7. Хотя в США и СССР к тому моменту появились истребители 4-го поколения, в ВВС НОАК ничего лучше собственных версий МиГ-21 не имелось.
На истребителе J-7E, совершившем первый полет в 1987 году, использовалось БРЭО британской разработки, израильская система управления огнем и ракеты PL-8, скопированные с УР Python 3.
В 2001 году на испытания вышла последняя и самая совершенная модификация в семействе китайских "двадцать первых" - истребитель J-7G с бортовым радаром KLJ-6E китайского производства (лицензионная копия итальянской РЛС Pointer-2500) с дальностью обнаружения воздушных целей на фоне земли до 55 км.
В кабине истребителя J-7G установлен ИЛС Type 956, на который выводится полетная и прицельная информация, а в распоряжении пилота имеется нашлемный прицел-целеуказатель. Официальное принятие J-7G на вооружение состоялось в 2004 году, и истребители модификаций J-7E/G в ВВС НОАК эксплуатируются до сих пор.
В 1970-е годы в КНР не имелось истребителей и фронтовых бомбардировщиков, оснащенных мощными помехозащищенными бортовыми радиолокаторами, способными обнаружить воздушную цель за пределами прямой видимости, что в свою очередь сильно ограничивало возможности истребителей-перехватчиков и ударных самолетов в темное время суток и при отсутствии наведения с земли.
В связи с этим перед рядом китайских НИИ была поставлена задача копирования обзорно-прицельной станции AN/APQ-113, снятой со сбитого во Вьетнаме американского истребителя-бомбардировщика F-111A, и многофункционального радара AN/APQ-120, который устанавливался на истребители F-4D/E/F/G Phantom II.
Китайские специалисты сумели собрать работающий образец БРЛС AN/APQ-120 из блоков, демонтированных с нескольких самолетов, упавших в джунглях Юго-Восточной Азии, но самостоятельно воспроизвести американскую станцию, в которой использовалась полупроводниковая элементная база, им оказалось не по силам.
В середине 1980-х, воспользовавшись своим статусом главного борца с "советским гегемонизмом" на Дальнем Востоке, Китаю удалось получить доступ к документации и легально приобретенным образцам БРЛС AN/APQ-120, которая к тому моменту в США считалась во многом устаревшей. На основе этого американского радара, производимого в США с середины 1960-х, в Китае создали БРЛС Type 232H. Согласно сведениям, опубликованным в свободном доступе, эта станция, устанавливаемая на первые версии истребителя-бомбардировщика JH-7, способна обнаружить МиГ-21 на дальности до 75 км, а крупная надводная цель обнаруживается на дистанции до 160 км.
Хотя JH-7 обозначается как Jianjiji-Hongzhaji - истребитель-бомбардировщик, этот самолет фактически является фронтовым бомбардировщиком и в первую очередь создавался для замены устаревшего бомбардировщика Н-5 (китайская версия Ил-28). Первые серийные самолеты JH-7 были выпущены в 1994 году. Модернизированный вариант, получившей обновленное БРЭО и вооружение, впервые поднявшийся в воздух в 1998 году, стал называться JH-7A.
В 1985 году началось серийное строительство перехватчика J-8II . Но в связи с тем, что китайская промышленность не могла оснастить J-8II современным БРЭО и вооружением, руководство КНР пошло на нестандартный шаг. В рамках китайско-американского сотрудничества в 1986 году был заключен контракт стоимостью более $500 млн, на модернизацию в США китайских перехватчиков J-8II.
Подробности секретной программы, известной как Peace Pearl, до сих пор не разглашаются. Но в ряде источников говорится о том, что на китайские истребители-перехватчики должны были быть установлены американские БРЛС AN/APG-66 (V), шины обмена данными 1553B стандарта MIL-STD, процессоры управления огнем, многофункциональные дисплеи, индикатор на лобовом стекле, современное навигационное и связное оборудование, катапультное кресло от компании Martin-Baker.
В начале 1989 года два специально подготовленных на авиазаводе в Шеньяне истребителя J-8II были доставлены в Центр летных испытаний ВВС США - на авиабазу "Эдвардс". По западным данным, в КНР успели подготовить для установки американского БРЭО 24 перехватчика. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь американцы свернули военно-техническое сотрудничество с КНР, и дальнейшее совершенствование J-8II пришлось вести собственными силами.
Впрочем, китайские специалисты успели подглядеть у американцев немало полезного. После разрыва контракта с США на перехватчике, известном как J-8II Batch 02 (J-8IIB), появилась усовершенствованная БРЛС SL-8А с дальностью обнаружения 70 км, многофункциональные дисплеи и современная на тот момент навигационная аппаратура. Но до варианта, который должен был быть получен в рамках программы Peace Pearl, этот перехватчик недотягивал. Весьма скромными были возможности системы управления огнем, а основным оружием по-прежнему оставались ракеты ближнего боя. Тем не менее данный вариант был запущен в серийное производство.
После модернизации, установки аппаратуры дозаправки в воздухе и ракет средней дальности PL-11 (копия итальянской Aspide Mk. 1) самолет получил обозначение J-8IID (J-8D). Стандартное вооружение перехватчика составляло две УР средней дальности PL-11 с полуактивным радиолокационным наведением и две УР ближнего боя PL-8 (копия израильской Python-3).
Радары западного образца также получили китайские патрульно-противолодочные самолеты и ДРЛО. В начале 1980-х в КНР была отправлена партия американских радиолокаторов AN/APS-504, которые были впоследствии использованы для установки на самолеты Y-8 (китайская копия Ан-12). РЛС освещения надводной обстановки AN/APS-504, сканирующая пространство в нижней полусфере, способна обнаруживать крупные надводные цели на дальности до 370 км.
Использование патрульных самолетов Y-8Х, оснащенных РЛС AN/APS-504, началось в 1986 году. Помимо радиолокатора, на борту Y-8Х имелись станции радиотехнической разведки и РЭБ, фотокамеры, инфракрасные датчики, магнитомер, приемник сигналов гидроакустических буев, усовершенствованные средства связи западного производства и навигационная система Omega. Задняя рампа наглухо зашита, а внутренне пространство поделили на несколько отсеков для операторов и электронного оборудования.
По западным данным, всего было построено четыре самолета Y-8Х. Модернизированные Y-8Х до сих пор регулярно совершают дальние разведывательные полеты в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, вдоль побережья Южной Кореи и Японии.
В августе 1996 года в обход веденных против КНР санкций британская фирма Racal Electronics поставила 8 авиационных РЛС Skymaster, общей стоимостью $66 млн. При высоте полета 7 000 метров с помощью РЛС Skymaster можно контролировать морскую акваторию в радиусе 250 км. На дальности 80-90 км радар способен обнаруживать перископы подводных лодок. Маловысотные воздушные цели с ЭПР 5 м² обнаруживаются на дальности 110 км. Радиолокатор может одновременно наблюдать 100 воздушных целей и 32 надводных.
Для установки радиолокаторов британского производства было выделено восемь военно-транспортных самолетов Y-8. Переделанные самолеты с характерной "бородой" радиолокатора получили обозначение Y-8J. По официальной китайской версии, эти машины предназначались для борьбы с контрабандистами и для "исследования Мирового океана".
Помимо радиолокатора, аэрофотокамер, дополнительных узлов подвески бомб и буев, самолеты получили топливные баки большей емкости, что увеличило длительность патрулирования до 11 часов при скорости 470 км/ч. В состав бортового оборудования вошли станции радиотехнической разведки и новые средства связи. После модернизации самолеты получили темную шаровую окраску. Зарубежные эксперты считают, что пусть и с некоторыми ограничениями Y-8J стали первыми китайскими самолетами ДРЛО, способными руководить действиями боевой авиации.
https://aviationunion.ru/media/news/25503/