Обсуждение космических программ
8,933,147 40,341
 

  caSmith ( Слушатель )
17 фев 2024 07:37:04

Японцы успешно запустили новый тяжёлый носитель

новая дискуссия Новость  901

Япония успешно запустила новую ракету-носитель H3
ЦитатаЯпонское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) осуществило успешный тестовый пуск ракеты-носителя тяжелого класса H3. Первое испытание, которое прошло в марте 2023 года, завершилось неудачей.
Развернуть на весь экран




Фото: Reuters

Ракета была запущена с космодрома Танэгасима в префектуре Кагосима в 0:22 по токийскому времени (03:22 по московскому), передает Reuters сообщение JAXA. Двигатель работал исправно. Ракета выведет на орбиту два спутника.
H3 — основная ракета-носитель Японии для вывода на орбиту полезной нагрузки. Заменила ракету H2A. Может выводить полезную нагрузку массой более четырех тонн на солнечно-синхронную орбиту и около восьми тонн на геопереходную орбиту. Разработана JAXA и Mitsubishi Heavy Industries.
  • +0.12 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  User78 ( Слушатель )
18 фев 2024 04:10:02

Серия H3 заменит как средние ракеты H-IIA 202 (4 тонны на ГПО), так и тяжелые H-IIA 204 и H-IIB (6-8 тонн на ГПО), то есть всё семейство H-II. Последний запуск H-II намечен на этот год.

По выделенному не совсем корректно написано. 4 тонны на ССО и около 8 тонн (7,9 т) на ГПО сможет выводить самая тяжелая в линейке H3, с 4-мя твердотопливными бустерами (будет обозначаться H3-24S/L). А вчера запустили средний вариант H3-22S -  с 2-мя основными двигателям и 2-мя твердотопливными бустерами. Тяжёлый вариант H3-24 ещё не летал и неизвестно когда полетит.

Масса ракеты, т:
H-IIA 202 (с 2-мя бустерами) - 285
H-IIA 204 (с 4-мя бустерами) - 443
H-IIB (с 4-мя бустерами)  - 531
H3-24S/L (с 4-мя бустерами) - 574

Масса полезной нагрузки на ГПО, т:
H-IIA 202 (с 2-мя бустерами) - 4,1
H-IIA 204 (с 4-мя бустерами) - 6,0
H-IIB (с 4-мя бустерами)  - 8,0
H3-24S/L (с 4-мя бустерами)  - 7,9   меньше чем у H-IIB
 
https://spaceflight1…2/HIIB.pdf
https://spacelaunchn…ehicle/77/
https://en.wikipedia.org/wiki/H3_(rocket)
...

Интересно, что на 10% более тяжелая ракета H3-24 с 4-мя бустерами может вывести меньшую полезную нагрузку, чем выводил H-IIB с 4-мя бустерами. Непонимающий

Возможно, объяснение кроется в тяге двигателей и бустеров.  У предыдущей H-IIB тяга двигателя - 1098 кН, тяга бустера - 2305 кН. 2 двигателя и 4 бустера дают суммарную тягу 11416 кН.
А у новой H3 тяга двигателя 1471 кН, тяга бустера - 2158 кН. Суммарная тяга - 11574 кН.

То есть из-за более слабых бустеров тяга H3 примерно такая же как у H-IIB, но масса ракеты вырастет, поэтому слегка снизится полезная нагрузка на ГПО. Такой вот откат в характеристиках японской тяжелой ракеты произошёл. Незнающий И ещё не факт, что H3 будет такой же надёжной как H-IIB.
_______________________________

Характеристик запущенной вчера H3-22S с 2-мя бустерами я не нашёл, везде пишут только про самый тяжелый вариант в линейке (который полетит нескоро). 

Если смотреть по аналогии с семейством H-IIA 204/ H-IIA 202, то двухбустерная версия H3-22 должна выводить в 1,5 раза меньше полезной нагрузки на ГПО по сравнению с планирующейся четырехбустерной H3-24. Значит выведет не 7,9 т как четырехбустерная, а где-то 5,2 тонн на ГПО.  
Опять же, это меньше, чем выводила проверенная рабочая лошадка H-IIA 204. Незнающий
А общая масса H3-22 может быть 370-380 тонн.

Зачем японцам понадобилась такая замена шила на мыло - не очень понятно. В рекламных буклетиках пишут, что дескать H3 будет чуть дешевле, но я лично сомневаюсь.
...

P.S. Есть у японцев еще и легкая ракетка "Epsilon", массой 95 тонн и с полезной нагрузкой на низкую орбиту 1,2-1,5 т, на ССО - 450-590 кг.  С 2013-го года было 6 запусков, из которых один (пока последний, в 2022) закончился неудачно. 

Количество космических запусков Японии:
2017 - 7 (1 неудачно)
2018 - 6
2019 - 2
2020 - 4
2021 - 3
2022 - 1 (1 неудачно)
2023 - 2 (1 неудачно)
2024 - 1
  • +0.15 / 13
  • АУ
 
 
  caSmith ( Слушатель )
18 фев 2024 07:35:17

Японская "Ангара-1,3,5"?
  • -0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
18 фев 2024 10:07:57

Н3 начали разрабатывать в 2013 году.
Самураи реализовали популярную домасковскую концепцию ракеты - на водороде и твердотопливных ускорителях.
Движок первой ступени на водороде LE-9 первый в своем роде - водородный с детандерным циклом на 120 тонн тяги. Его предшественник LE-5B имеет всего 13 тонн тяги. Это серьезный технический успех.
Новый твердотопливный ускоритель SRB-3 в отличие от предшественников изготовлен по собственной технологии Японии.
Итого - у японцев теперь есть собственная ракета, способная вытащить тонн так 15 на орбиту.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
18 фев 2024 10:50:05

До 15-ти. Конструктор модульный, знай ускорители добавляй/убавляй. По концепции как и Ангара наша, которая с 92-го началась. Правда, универсальность слегка у Ангары подсократили за ненадобностью.
  • -0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  User78 ( Слушатель )
18 фев 2024 11:52:22

У них всё это уже было. Ракеты H-IIA и H-IIB, водородные двигатели, твердотопливные ускорители. Проверенная многими запусками ракета. От неё зачем-то отказываются.


Так у них уже есть ракета, способная выводить 19 тонн - H-IIB. Но от нее решили отказаться. 

Новый тяж H3-24S (который еще не летал) будет слабее чем H-IIB по массе выводимой нагрузки. Вопрос - зачем менять шило на мыло с ухудшением характеристик? Непонимающий
_______________________________________________


И эта концепция у них уже была реализована. См выше - H-IIA 202 с 2-мя бустерами и H-IIA 204 с 4-мя бустерами.   У H3 вроде как планируют еще элемент гибкости добавить - 2 или 3 основных двигателя, но как по мне, основными ракетами будут именно H3-22 (два двигателя и два бустера) и H3-24 (два двигателя четыре бустера), а всё остальное непонятно кому нужная экзотика. Особенно при наличии собственной легкой ракеты Epsilon (т.е. становится не нужен вариант без бустеров).


До Ангары у нас не было модульных ракет, не было тяжелого носителя не на гептиле (сверхтяж Энергия не в счёт), не было не конверсионной ракеты легкого класса не на гептиле. Тяжелая Ангара ещё и по массе выводимой нагрузки лучше чем гептильный Протон, лёгкая Ангара по массе выводимой нагрузки лучше чем гептильный конверсионный Рокот.  Поэтому разработка семейства Ангары вполне логично.

А у японцев уже были очень неплохие серийно выпускавшиеся ракеты семейств H-IIA и H-IIB. Однако они от них зачем-то полностью отказываются уже в этом году. Причем новая японская тяжелая ракета по характеристикам получилась хуже чем старая. НепонимающийНезнающий
  • +0.07 / 10
  • АУ