Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,109,651 7,862
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
17 фев 2024 13:23:54

О том, о чем периодически возникают дискуссии когда ждём в штабе ГИА... о критериях...

новая дискуссия Дискуссия  135

На канале "За возрождение образования" появилась статья о том, 
о чем периодически возникают дискуссии когда ждём в штабе ГИА... 
о критериях оценивания
https://t.me/zvobrazovanie/1110
ЦитатаНа днях ФИПИ направил в регионы ежегодные «методические рекомендации» по проверке заданий с развёрнутым ответом на ОГЭ по математике. Документ оказался необычным, и сейчас его активно обсуждают учителя и репетиторы. Многие говорят о либерализации критериев, которая должна «поднять результаты». Но в тексте от Ященко и Ко затронуты вопросы более глубокие.

Цитируем рекомендации:

«Эксперт оценивает только математическую грамотность и полноту данного решения. Он не оценивает оформление задания – расположение текста и выкладок, наличие или отсутствие тех или иных элементов записи и т.п.

Если участник экзамена не допустил ошибок и изложил корректное решение, пусть и отличающееся от того, которое приводилось на уроке или в учебнике, то это решение должно быть оценено в полное число баллов. Таким образом, при проверке эксперт не должен, опираясь на свой методический опыт, требовать наличия конкретных, привычных ему, подходов к оформлению решения.

Следует оценивать грамотность и истинность утверждений и формулировок, данных в решении. Не следует оценивать их соответствие формулировкам определенного учебника».

Любой математик, далёкий от школы, удивится банальности перечисленных требований (ведь в математике не должно быть иначе) и самому факту постановки этого вопроса применительно к государственной итоговой аттестации.

Однако речь идёт о массовом явлении, которое охватило большинство регионов. В доказательство в «рекомендациях» приведены многочисленные примеры нулевых оценок за правильные решения, которые не были исправлены и после апелляции (см. сканы ниже).
И сделан правильный вывод (цитата, сохранена авторская пунктуация):

«Избыточные требования при проверке приводят к получению нулевых баллов, как и участниками экзамена, вообще не приступившими к выполнению задания, так и участниками, которые математически верно его выполнили, но изложили в форме, отличной от ожидаемой конкретным экспертом. Это приводит к демотивации как школьников, так и учителей, к снижению количества участников экзамена приступивших к выполнению заданий второй части экзамена и, в целом, количества школьников, выбирающих профильный уровень изучения математики».

Таким образом, обозначена весомая проблема.
Заметим, что возникла она не сегодня, о чём авторам обсуждаемого текста было хорошо известно по роду их деятельности.
Причина этой проблемы в самой системе ОГЭ-ЕГЭ. Претензия на «объективность» при проверке заданий с развёрнутым ответом ведёт к неизбежным следствиям.

Одно из них — драконовский надзор за «честностью» проверяющих (сродни тому, что испытывают на себе участники ЕГЭ). В результате настоящие профессионалы покинули экспертный корпус (а учительский профессионализм неотделим от высокого чувства собственного достоинства). Остались те, которые «готовы терпеть».

Далее, «объективность» требует одинаковых оценок за одинаковые решения (которые должны выставить разные эксперты). В гуманитарных дисциплинах эта задача в принципе не имеет решения. В математике, казалось бы, проще: если всё верно — ставим полный балл. И остаётся только договориться, насколько снижать за ошибки.

Но так в теории, а на практике многие нынешние «эксперты» временами затрудняются отличить верное решение от неверного, и им нужны конкретные указания, шаблоны, алгоритмы проверки. Проверяющих ЕГЭ натаскивают централизованно: они ежегодно «проходят обучение» и «сдают зачёт». А подготовку экспертов ОГЭ спустили в регионы местным методистам. В прежние времена методистами были лучшие учителя. А теперь (по большей части) — контингент, взор которого при взгляде наверх наполнен подобострастием, а если вниз — то «я сказал(а), и делайте».

И вот эти «специалисты» взялись за создание шаблонов по оформлению решений на ОГЭ и продавливание их в школы. Чего там только не было.
И запрет на буквы ОДЗ (область допустимых значений), и нельзя было рисовать стрелочку вместо слова «следовательно» в доказательствах. В задаче на движение в таблице — обязательно! — должны быть указаны единицы измерения. Если что-то из «обязательного» не выполнено — автоматическое снижение балла.

https://t.me/zvobrazovanie/1111
ЦитатаУчителя, знающие об этих правилах, третировали детей строгим соблюдением шаблона. (И не зря. Все, кто игнорировал, страдали на ОГЭ.) Из-за этого происходило отторжение математики даже у способных учеников, которым претило зазубривание бессмысленных «правил оформления».
Возникали конфликты учителей с детьми, ибо многие занимались с репетиторами, где процент понимающих математику существенно выше. Всё это «опускало» школу в глазах активных родителей. И не только школу, но и власть, поскольку ту же линию они видели и на государственном ОГЭ. Попытки добиться правды на апелляции ни к чему не приводили. Ответом было:
«Нарушены правила оформления решения. Оценка правильная. Точка.»

Подчеркнём ещё раз, что всё сказанное является прямым следствием системы ОГЭ-ЕГЭ, которую авторы цитированных выше правильных слов (Ященко и Ко) лелеяли и пестовали в течение многих лет.
Обратите внимание: проблема обозначена, но на причины нет и намёка. Определены только «виновники». Это учителя на местах, как обычно.
И констатация проблемы (сама по себе) никак не приближает её решение, ибо низкий уровень «экспертов» от этого не повысится.

Но, может быть, всё-таки порадуемся, что сам Ященко сказал о сложившейся системе проверки ОГЭ:
«это приводит к демотивации как школьников, так и учителей»?

Напомним, что Музаев в связи с «разрешением и запретом» калькулятора на математическом ОГЭ перевёл ответственность за это безобразие на «лучших экспертов страны», а конкретно — как раз на Ященко. И тут просматривается ответный ход — «позитивная инициатива» с аналогичным переводом стрелок — на учителей, которые как бы во всём виноваты.
Поэтому поводов для ликования нет.

Цитата

Отредактировано: AndreyK-AV - 17 фев 2024 13:26:20
  • +0.09 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
17 фев 2024 14:28:21

Зашибись! По этим критериям я бы ЕГЭ не сдал, что толку что я умею решать задачи - не оформляешь так как нужно оченивающему эксперту - в гуманитарии!
Объективность, твою мать. Все на равных правах, но некоторые равнее.
Некоторых в престижных местах учат офорлять правильно, под тех кто принимает. (Вот она престижность в чем заключается - в правильном оформлении!).
Остальные идите нахрен.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
  Pnb ( Слушатель )
17 фев 2024 15:56:42


Тупость проверяющих уже сильно превосходит тупость учеников.

Что такое "самые крупные члены уравнения"? Кто знает, поднимите руку.

Запрет на буквы ОДЗ? Это подкоп под репетиторов, не иначе. Которые учились по старой программе, где были такие буквы.

При желании придраться можно и к 1-му и ко 2-му примеру. Во 2-м он написал х больше 0, а надо бы х больше 5. Но не на 0 баллов, и даже 1 балл снимать это слишком. Я когда-то был в апелляционной комиссии, еще когда были вступительные экзамены в вузы. Там у председателя подход такой: по возможности никакие апелляции не удовлетворять. А то это им понравится, и все попрут косяками на апелляции. Здесь видимо так же.
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
17 фев 2024 17:05:31

Это не тупость, это продвижение своих через формальщину.
Саботаж, вредительство и мафиозность в одном флаконе.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
17 фев 2024 23:09:28

Да нууу... Мне кажется, Вы перебарщиваете. Непонимающий
Тут, скорее всего, просто лень и слабый уровень таких экспертов (не всех, конечно). По шаблону проверять всяко легче и быстрее, вчитываться-вдумываться не надо. 
Ну и ещё такой варант. В начальной школе оформлению придаётся довольно большое значение. И там это имеет смысл. Вот может и тянется оттуда этот формализм. Делать только так, как надо. Тем более в школе кто большей частью работает? Бывшие девочки-отличницы. Старательные, правильные, исполнительные, прилежные. Пионер Их самих так учили. Вот и не могут выйти за рамки. Могли бы, наверное занимались бы наукой или творчеством.
(Ещё раз подчёркиваю, что я не обо всех, а о тенденциях.)
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
18 фев 2024 10:23:44

У меня просто нет розовых очков.
Эти люди вредят детям и знают это.
  • +0.00 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
18 фев 2024 16:59:59

Скорее всего не знают.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
18 фев 2024 18:42:01

Ну с этим сложно не согласиться. Незнающий
Вот только, боюсь, они ещё и не все это понимают. И как по мне, так это ещё хуже.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
18 фев 2024 17:25:13

Я сдавал ЕГЭ по физике. Просто хотел увидеть апелляцию изнутри, поэтому сознательно допускал "огрехи".
Затратил на физику 95 минут из 235. Трудностей не испытывал. Решил всё. 
По итогу выяснилось, что 26 номер сделал неправильно. Очень жаль, что никогда не узнаю какую ошибку сделал: тексты не публикуются и строго засекречены. Запомнить же 32 задачи, решённые за 95 минут невероятно трудно. 

тт Апелляция. С улыбкой, мне было сообщено, что задачи решены верно и не содержат физических ошибок. Мне напомнили, что:
1. Апелляция может быть отклонена. (Около 85%)

2. Результат может остаться прежним; (Около 3%)

3. Балл может быть повышен; (До 10% обычно на 1-2 балла)

4. (С особым ударением) Балл может быть понижен; (Около 4%)

Я выразил недоумение по поводу выставления 1 балла (из трёх (28 и 30)) за правильно решённые задачи. Со мной согласились, что это нонсенс, но есть КРИТЕРИИ выставления баллов. Критерии были извлечены и предъявлены. (Примерные критерии)

Никаких ошибок в решениях они не нашли, указали чего там не хватает.

В 28 задаче критерии требуют обязательного упоминания, что ток идёт от плюса к минусу.

В 29 задаче, по мнению комиссии, обязательно надо приводить формулы не просто в каноническом виде, а в виде, который указан в кодификаторе.

Решение 30 задачи очень похвалили. Сказали, что на любой олимпиаде такое решение получило бы высокую оценку, но, опять же, критерии...

Когда мне, почти, удалось убедить оппонентов, что первая задача (28), по тем самым критериям, скорее заслуживает 2 балла, а не 1, то мне ОТКРЫТЫМ текстом было сказано, что за этим последует снижение балла или баллов за 29 задачу. Это было сказано безапелляционно.

В моих планах не было доводить ситуацию до "белого каления", но я понял, что стремление сохранить статус кво -- жесткая установка. После чего я не удивился, что историки успели отправить восвояси троих выпускников, пока физики пытались избавиться от меня одного.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
  Lilit ( Слушатель )
17 фев 2024 17:50:36

Так причина происходящего - вся система ОГЭ-ЕГЭ или всё-таки низкий уровень экспертов? А что, если будут сдавать обычный экзамен, уровень экспертов резко повысится?
В остальном - всё верно. Мы хотим растить творцов, учёных и на взлёте режем крылья как раз тем, кто способен к такой деятельности.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
17 фев 2024 21:54:24

ПМСМ именно система, которая заставляет не учить по предмету, а готовить к сдаче ГИА, при этом каждый год ожидая - а какие ещё изменения на экзаменах будут?!
Ведь в программе нет "фантазий Ященко".
А насчёт экспертов, я участвовал в разговорах во время ожидания в ППЭ, с экспертами по математике и информатике, включая "главного по инфо-тарелочкам", там все вменяемо и на берегу договариваются о том, как не упустить ни одного решившего, не одного бала из-за волнения, или особенностей как учителей, так и репетиторов. Ну это я про наш регион, как у других, не знаю.
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
17 фев 2024 22:57:04

Но какое отнрошение это имеет к тому, что эксперты не засчитывают правильное решение, которое оформленно не по ИХ шаблону? Где-то в КИМах есть требование именно к такому шаблону? Или это всё-таки самодеятельность экспертов?

Ну, во-первых, да, это только ваш регион. Во-вторых, говорить можно что угодно, делают ли так? 
Ну и, в-третьих (а точнее во-первых), ваш первый пост как раз о том, что это эксперты таким образом оценивают работы. По собственной инициативе.

И снова вопрос, что даёт возможность считать, что, если будет обычный по форме экзамен, проверять будут иначе?
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
17 фев 2024 23:36:26

Эксперты люди, притом подневольные - "нужны добровольцы эксперты, будешь экспертом ты, ты, и ты...".
Если это не команда, а с миру по нитке, то все зависит от самодурстваумений старшего, и опять же при спорных случаях два мнения весят выше чем три, да ещё должны коррелироваться с методичкой. И не забудьте, что все это под камерами в закрытом помещении, только в туалет и тут же перекусить.
Короче нет команды, нет вменяемой экспертизы. Нет нормальной методики проверки, нет вменяемой экспертизы. Есть хаос в заданиях КИМов, нет вменяемой экспертизы. А откуда порядок в кимах появится, когда они рождаются "сном разума Ященко" и порой в далёкой от школьного образования вселенной, т.е. на тех заданиях которые по школьной не обязательны, и разовые эксперты могут их не знать.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
  psv ( Слушатель )
18 фев 2024 11:23:05

Решит полностью проблему только когда решение будут оценивать "два и более эксперта в обстановке исключающей общение между ними". 
"Кто угодно" организует "что угодно", главный критерий – не дай только делать это специалисту по этому "что угодно".
  • +0.01 / 1
  • АУ