Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,587,027 42,358
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
11 мар 2024 18:49:10

Дзен Ростеха «Гном и Рон»: как появилось двигателестроение в России?

новая дискуссия Дискуссия  43

Дзен Ростеха 
«Гном и Рон»: как появилось двигателестроение в России?
ЦитатаСейчас Россия в пятерке лидеров по созданию и производству авиационных двигателей, большинство из которых сейчас выпускает ОДК. Еще в начале прошлого века двигателестроение только только зарождалось и появилось оно на ведущем предприятии корпорации – ПК «Салют».
Когда открылся первый в России завод и что он производил - в нашем материале.

Двигатель «Гном»

Несмотря на то, что Российская империя в начале ХХ века обладала самой большой по численности армией в мире и входила в число «великих держав», страна в технологическом отношении значительно отставала от передовых индустриальных гигантов – Германии, Франции, Великобритании, США.
За неимением собственных разработок и заводов правительство могло рассчитывать только на закупку иностранных моторов и на организацию сборочного производства в России.
Сначала российское правительство заинтересовались американскими технологиями братьев Райт – именно они запустили первый в мире самолет, сумевший оторваться от земли. Но из-за ненадежности их бипланов и двигателей, выбор в итоге был сделан в пользу французских двигателей компании «Гном-Рон».

Двигатель «Гном» мощностью 80 л.с. в экспозиции музея производственного комплекса «Салют» © Объединённая двигателестроительная корпорация

Компания занималась выпуском ротативных двигателей воздушного охлаждения. Звездообразные двигатели на тот момент являлись одними из самых мощных. В 1909 году самолет «Фарман III» с двигателем «Гном Омега» даже установил мировой рекорд беспересадочного перелета – тогда он составлял всего 180 км.
Все виды мотора «Гном» обозначались буквами греческого алфавита. Первой успешной конструкцией, которая выпускалась в больших количествах, стала семицилиндровая «Омега» мощностью 50 л.с. Потом появилась «Гамма» с заявленной мощностью 70 л.с., позже испытания в России показали, что больше 65 л.с. эти серийные моторы не дают.

Первый российский завод авиационных двигателей

В 1912 году французы открыли в Москве свой производственный филиал. Первый российский специализированный завод по выпуску авиационных двигателей находился за Семеновской заставой, на рабочей окраине Благуша, на Николаевской улице. Сейчас здесь находится один из цехов производственного комплекса «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации, где продолжают выпускать моторы для самолетов, а также производятся двигатели для вертолетов.
На участке земли, купленном у гражданина Дангауера возвели первые здания: заводоуправление, механическую мастерскую с токарным, слесарным и инструментальным цехами, литейный цех и испытательный стенд. По другим источникам завод разместился в уже существовавшем фабричном корпусе жестяночной фабрики Бонакера, которая специализировалась на изготовлении упаковки кондитерских изделий.

Московский завод по выпуску авиационных двигателей «Гном» © Объединённая двигателестроительная корпорация

В первые месяцы там работало всего 16 человек – 15 французских рабочих и один русский дворник. Для начала XX века завод был достаточно большим по площади и с внушительными производственными мощностями. Если же сравнивать с сегодняшним предприятием ПК «Салют» ОДК, то филиал «Гнома» больше напоминал сборочную мастерскую с подсобными помещениями.
В 1913 году на заводе начали выпуск серийных моторов модели «Лямбда», которая позже получила название «Гном-80». По тому времени мотор показывал выдающиеся показатели по легкости - при мощности 80 л.с. он весил 96 кг. И к тому же не перегревался и считался простым в конструкции. В Москве их собирали по семь-десять единиц в месяц.

«Гном» на крыле самолета

С 1912 года моторы «Гном» устанавливались на аэропланы «Ньюпор-IV», «Моран-Ж», «Фарман-IV» и «Фарман-VII», которые были на вооружении в России.
27 августа 1913 года поручик императорской армии Петр Нестеров на самолете «Ньюпор IV», оснащенным мотором «Гном Гамма», совершил «мертвую петлю», положив начало фигурам «высшего пилотажа». В память о летчике, выполнившем эту «фигуру», она была названа «петлей Нестерова».
С его именем связан величайший подвиг – первый в истории отечественной авиации таран. Нестеров колесами своего самолета «атаковал» австрийский аэроплан «Альбатрос». Мотор «Гном» разделил судьбу великого летчика, погибнув в бою. При ударе «Гном» отвалился и упал отдельно от самолета.

Производство двигателей растет

В связи с потребностями страны в двигателях и накаляющейся политической обстановкой на заводе повышали производственные мощности. К началу Первой Мировой войны на заводе «Гном» объем производства стал внушительным – до 30 штук в месяц. Увеличилось и количество работников. К этому времени уже работал 81 российский рабочий, к концу 1914 года их было более двухсот, еще через два года – уже 350.

Рабочие московского завода на фоне авиационного мотора «Гном», 1912 год © Объединённая двигателестроительная корпорация

В 1915 году французские заводы «Гном» и «Рон» слились в одно предприятие, поэтому московское предприятие стало называться Общество моторов «Гном и Рон» (сейчас ПК «Салют» ОДК). В декабре завод получил заказ на изготовление 100 двигателей «Рон-80» мощностью 80 л.с. По этой причине фирма свернула производство более старой модификации - «Лямбда».
Моторы «Рон-80» устанавливались на самолетах «Ньюпор» новых типов, разведчиках «Моран-Парасоль L» и «Лебедь X». Раньше двигатели ввозили из Франции, теперь их дополнили двигатели московской сборки. Первоначально производилась только сборка из импортных узлов, позже часть деталей стали делать на месте и наконец полностью перешли на изготовление всего двигателя в Москве. «Рон-80» стал одним из самых распространенных типов авиационных двигателей в России.

Двигатель «Рон» мощностью 120 л.с. в экспозиции музея производственного комплекса «Салют» ОДК © Объединённая двигателестроительная корпорация

В конце 1915 года здесь также освоили производство двигателя «Гном-Моносупап» мощностью 100 л. с. Затем перешли к производству мотора «Рон» мощностью 110 л. с. и с ресурсом 50 ч., который был совершеннее, экономичнее и надежнее «Гнома».
К концу 1916 г. удалось изготовить несколько десятков таких двигателей, а площадь и производственные мощности завода «Гном и Рон» увеличилась вдвое. Позже стали наращивать выпуск более мощного 9-цилиндрового мотора «Рон», ставшего в итоге основным двигателем отечественных истребителей.

Открытие новых заводов

В 1915 в Москве открылся филиал другой французской фирмы - «Сальмсон». Новый двигателестроительный завод располагался на современной территории производственного комплекса «Салют». Стиль и методы руководства были такими же как на «Гноме».
Первое время территория завода «Сальмсон» представляла собой большой кирпичный сарай и здание из шести комнат, где находились все основные заводские цеха. Позже заново выстроили механический корпус, слесарную мастерскую и испытательную станцию.
Здесь с 1915-1917 годы производили моторы водяного охлаждения «Сальмсон» мощностью 130-160 л.с. Эти двигатели автомобильного типа стали к тому времени одними из наиболее совершенных и мощных французских авиамоторов.
К началу 1917 г. на заводе работало около 300 рабочих, а месячная производительность достигала 50 моторов, в отдельные месяцы - до 100 единиц. Всего завод передал военному ведомству около 400 «Сальмсонов» причем качество российской сборки ничем не уступало французской.
В 1915 году из-за подхода немецких войск к Риге в Москву эвакуируют авиамоторный завод «Мотор». На этом заводе производили первый отечественный семицилиндровый авиадвигатель «Калеп» мощностью 80 л.с., а с 1917 года «Рон-110». Моторы устанавливались на самолеты «Ньюпор-Х» и «Ньюпор-ХV».

Авиационный завод «Мотор» в Риге © Объединённая двигателестроительная корпорация

Отмена частной собственности

После Революции в 1918 году заводы «Гном и Рон» и «Сальмсон», как и вся авиационная промышленность, были национализированы. Через два года власти решили переименовать завод «Гном и Рон» в «Икар №2», а завод «Сальмсон» - в «Амстро».

В 1924 г. завод «Мотор» был объединен с заводом «Амстро» и назван «Мотор № 4 им. М.В. Фрунзе».
Так началась уже советская история нынешнего предприятия ПК «Салют». О ней мы расскажем в следующем материале.

В цехе производственного комплекса "Салют" ОДК © Объединённая двигателестроительная корпораци

ЦитатаК слову, предприятие и сейчас остается лидером двигателестроения в России и, как сто лет назад, активно наращивает производственные мощности и принимает на работу новых сотрудников.
Так, все желающие независимо от возраста и образования могут получить востребованную рабочую профессию в производственно-учебном центре предприятия.
Отдел управления персоналом производственного комплекса «Салют»: 8 (499) 785-82-78, 8 (499) 785-82-97, personal@uecrus.com
Предприятие готовит будущих специалистов со школьной скамьи и предлагает обучение по целевой программе подготовки инженеров нового поколения «Крылья Ростеха». Подробнее: https://student.rostecwings.ru/
Подготовлено по материалам:
Г.В. Смирнов. От первого двигателя до Великой Победы. Ранняя история завода №24. М.: Золотое Крыло, 2012.
«Рождение Гнома» // Корпоративное издание ПК «Салют» АО «ОДК» «Вертикаль», № 2, 2022 г. С. 4-5.


  • +0.16 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
12 мар 2024 10:03:10




ЦитатаНа тот момент немецкие технологии дали очень хороший толчок к развитию промышленности и науки Советской. Многие германские разработки были творчески развиты нашими инженерами.
И вдруг ушат холодной воды. Первая же партия Советского никеля немцами возвращена как негодная. Содержание примесей меди в металле выше немецких стандартов.
Нарком цветных металлов Самохвалов утверждал, что наш никель полностью соответствует всем стандартам. Тут-то ниточка и потянулась. А где же эти стандарты, - спросил Сталин.
Вдруг оказалось, то старой системы стандартов толком не было. Да и то, что было, доломали.
Емельянов говорит об этом с пролетарской прямотой и резкостью:
«Какому-то умнику пришло в голову убедить руководство дело разработки стандартов передать тем организациям, которые занимались выпуском продукции. И это неразумное предложение было реализовано. Сложилась парадоксальная ситуация: производители продукции сами на нее стали устанавливать все технические условия. Как говорится, каждый себе стал писать законы».
Ничего не напоминает? Как в девяностые ломали систему строжайших государственных стандартов. От пищевого производства до выпуска штанов. Теперь всё как в рассказе Емельянова.
.....
тут




там же


ЦитатаВместо Советских ГОСТов на каждом товаре стоят лукавые буковки «ТУ» - технические условия. Каждый капиталист сам себе пишет закон.
Кстати, все эти литровые бутылки молока по восемьсот граммов и десятки из восьми яиц из той же серии. Раньше за такое можно было в тюрьму сесть, а сегодня гениальная выдумка маркетологов.
Сразу вспомнилась одна из серий «Знатоков», ещё из первых, чёрно-белых. Там предприимчивый директор хлебного комбината «улучшил» рецептуру тортов.
Вместо коньяка – бросовое вино, вместо масла – маргарин. Ну а что, по вкусу почти и не отличишь. Рационализатор. Сел этот изобретатель в кино как расхититель Социалистической собственности и всего делов.
Совещание у Сталина закончилось тем, что Самохвалова с наркомовского поста с позором сняли. И постановили срочно создавать комитет по стандартам. По другому качество продукции радикально не улучшить.
Дело развивалось так быстро, что о своём назначении в комитет Емельянов узнал из газет. Пришёл на работу, а его товарищи поздравляют. Что случилось? Да ты газету открой.
Вместе с комитетом Сталин подписывает указ о качестве. Емельянов называет его «уникальным и единственным такого рода». Чрезвычайный указ по промышленности.
Указом установлены отдельные наказания за поставку негодной или некомплектной продукции. Причём ответственность должны нести не очередные стрелочники, а непосредственно руководство завода.



Незнающий
  • +0.14 / 5
  • АУ