Цитата: AndreyK-AV от 24.03.2024 07:34:14немного о действующих лицах данной истории
со стороны белых
"Мне слишком дорого далась Родина". Почему "первый ас России" не захотел служить большевикам и зачем вернулся в СССР
теперь немного со стороны его "визави"
Цитата: МОВ от 16.03.2024 13:26:06Среди различных причин, приведших к разгрому такого крупного соединения, как Сводный кав. корпус, отметим полную бездарность его командующего, так, например, Жлоба совершенно не использовал приданные его корпусу 3-й и 13-й авиаотряды, по воспоминаниям Межераупа, командира 13-го авиаотряда: "Когда по прибытии я доложил о готовности отряда, он вынул клинок наполовину из ножен и с усмешкой сказал: "Вот чем побеждают, а не вашей бензиновой вонью".37)
Межерауп Пётр ХристофоровичПётр Межерауп родился в 1895 году в бедной крестьянской семье. После смерти отца батрачил, а затем поступил на завод учеником слесаря и одновременно на ремесленные курсы. Военная жизнь для него началась в 1915 году в окопах Первой Мировой войны, которую он закончил в чине Унтер - офицера. В дальнейшем чуть ли не каждый год знаменовал новую веху в его жизни. В 1917-м он - член исполкома авиационных частей 12-й армии и солдатского комитета, делегат конференции авиаработников Ходынского аэродрома, участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве. Здесь в составе отряда Центрального авиапарка он участвовал в штурме гостиницы "Метрополь".
В Гражданскую войну с Февраля 1918 года, теперь уже в рядах Красной Армии, он - военный комиссар 1-го отряда Смоленской авиагруппы, затем военный комиссар авиации и воздухоплавания 8-й армии, в 1919-м после окончания Егорьевской авиашколы - лётчик 213-го Казанского отряда 13-й Армии, с Октября 1919-го - командир того же отряда. За успешные действия в боях под Перекопом и личный героизм, проявленный при ведении разведки позиций противника, награждён орденом Красного Знамени. Так, в одной из сводок штаба 13-й армии, занимавшей тогда позиции у Перекопа, о Межераупе говорилось, что он неоднократно доставлял ценные сведения о противнике, выполняя разведку в глубоком тылу на полуисправном самолёте, ежеминутно рискуя при этом жизнью.
С Ноября 1921 года Пётр Христофорович командовал 5-м авиаотрядом в Карелии. В Августе 1923-го его назначают на должность Начальника ВВС Туркестанского фронта, где его талант военноначальника проявился особенно ярко. Так 19 Марта 1924 года в районе озера Тузсултан юго - восточнее Хивы 5 самолётов под командованием Пётра Межераупа сбросили бомбы на банду Агаджи - Ишана, а затем с высоты 75 - 100 метров обстреляли её из пулеметов. Понесшие большие потери, деморализованные басмачи были наголову разгромлены бойцами 4-го кавалерийского полка. За умелое применение авиации в боях с басмачами он награждается двумя орденами Красного Знамени, а также орденом Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики и орденом Красной Звезды 2-й Степени Бухарской Народной Советской Республики.
Летом 1924 года, Пётр Христофорович становится лётчиком - испытателем Научно - опытного аэродрома в Москве и вскоре включается в перегонку самолётов в Афганистан [ Ещё 28 Марта 1921 года Советское правительство первым признало независимость Афганистана. В тот же день был подписан договор о дружбе, после чего последовал ряд торговых соглашений. Согласно одному из них правительство Амануллы - Хана закупило у России несколько самолётов Р-1, небольшая часть которых уже осенью того же года была доставлена в Кабул в разобранном виде во вьюках на верблюдах, лошадях и даже слонах. Ещё несколько самолётов было передано Афганистану в Апреле 1922 года ].
Так, в период с 29 Сентября по 1 Октября этого же года был выполнен групповой перелёт 6 самолётов по маршруту Ташкент - Термез - Кабул протяженностью 1390 км. Маршрут перелёта был непростым, участок Термез - Кабул пролегал через горные хребты Гиндукуша, над которыми ещё никто не летал. Подниматься пришлось до высоты 5000 метров. Вынужденная посадка в таких условиях была равносильна гибели. Ветер свирепствовал, самолёты бросало во все стороны, как пушинки. Пришлось рассредоточиться - так было безопаснее. В Кабул прилетели с мокрыми от пота спинами... За этот перелёт всем лётчикам, в том числе и Межераупу, были вручены грамоты и высшие награды Афганистана.
20 Февраля 1926 года Пётр Христофорович Межерауп был повышен в должности - назначен заместителем начальника Научно - опытного института по лётной части. Он был не только хорошим лётчиком, но и опытным организатором и руководителем. Межерауп безошибочно угадывал талантливых людей и брал их к себе на работу. В том же году он выполняет несколько сверхдальних перелётов на самолётах отечественного производства. Так, 19 Июля на самолёте Р-1 "Красная Звезда" он вместе с механиком М. И. Головиным совершил перелёт по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Анкара протяженностью 1940 км. Это расстояние было пройдено за 11 часов 16 минут со средней скоростью 178 км/час.
Это был первый перелёт через Чёрное море на участке 290 км, совершённый на сухопутном самолёте. На этом этапе полёт был очень тяжёлым. Экипаж встретился в открытом море с грозовыми тучами, из - за чего пришлось неоднократно менять курс и высоту. Горы на Анатолийском берегу оказались окутанными облаками, что вынудило Межераупа ещё раз изменить маршрут. Но несмотря ни на что самолёт пришел в Анкару в заданное время. При этом 600-километровый участок пути был пройден за 3 часа 30 минут.
После окончания курсов Высшего начсостава при Военной Академии РККА ( в 1927 году ), Пётр Межерауп некоторое время возглавлял ВВС Ленинградского Военного Округа, а с Сентября 1930 года, по преглашению заместителя начальника ВВС РККА Я. И. Алксниса, стал работать в лётной инспекции ВВС. Однако там он пробыл недолго. Спустя год П. Х. Межерауп и В. О. Писаренко в одном из маршрутных полётов неожиданно попали в тяжелейшие метеорологические условия. Этот день, 9 Сентября 1931 года, стал для них последним. Даже самые сильные и храбрые люди не бессмертны...
он в бою встретился с Ткачёвым
Чем закончился бой советского летчика Межераупа с летчиком-асом "белогвардейцев"Цитата
Летчик Ткачев на фронте в Первую Мировую войну
В годы Гражданской войны авиация Красной армии представляла из себя грозную силу. В строю "Красного воздушного флота" за все время противостояния с "белыми" состояло около 2300 самолетов. Практически на всех фронтах "Красная авиация" превосходила по численности "Белую". В руках большевиков находились московский и петроградский моторостроительные заводы, которые за 1918-1920 годы позволили выпустить 650 машин.
Белые летчики компенсировали число умением. Одним из первых асов России в Первой мировой войне (сбил более пяти самолетов врага) был Вячеслав Ткачев, который принял решение сражаться против большевиков на стороне Белой армии.
В лучшее время под его командованием находилось около 35 самолетов, часть из которых была неисправна. Тем не менее летчики Ткачева совершали регулярные боевые вылеты. Например за два дня 7 и 8 июня 1920 они совершили 150 вылетов на разведку и бомбардировку. Авиагруппа Ткачева сыграла одно из решающих значений в разгроме конного корпуса Жлобы.
И все же однажды Ткачеву пришлось столкнуться в бою с советским летчиком Межераупом Петром Христофоровичем. Шесть бомбардировщиков DH-9 (de Havilland) "Белой армии" вылетело на задание по бомбометанию против групп красной пехоты у села Мануйловки.
Легкий бомбардировщик "де Хэвилленд" HE. 9 в Белой армии.
Бомбардировщики успешно выполнили задание, израсходовав 25 фугасных бомб и 9 обычных, они уничтожили группы красногвардейцев. Командовали группой бомбардировщиков генерал Ткачев и подполковник Никулин. Но на обратном пути "белым" самолетам на перехват вылетели "красные" истребители, которые пилотировали Межерауп и Воедило.
Межерауп Петр Христофорович родился в крестьянской семье. Рано остался без родителей, ввиду чего ему пришлось работать батраком. В 1915 году его призвали в армию. Через год он попал в авиацию, где служил мотористом. Получил звание унтер-офицера, но вскоре вошел в состав солдатского комитета 12-й армии. Во время восстания в Москве участвовал в штурме гостиницы "Метрополь".
В 1918 году Межерауп добровольно вступил в РККА, где стал военным комиссаром авиации 8-й армии. В 1919 году он окончил Егорьевскую авиационную школу, после чего и стал летчиком. Его назначили командиром 213-го Казанского отряда 13-й армии.
Его противник, "первый ас России" Петр Ткачев тоже изначально не служил в авиации. Закончив в 1906 году Константиновское артиллерийское училище он был выпущен в хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею. Лишь оказавшись в Одесском кадетском корпусе в качестве офицера-воспитателя и увидев, как летает аэроплан, Ткачев решил стать авиатором.
Советский истребитель Ньюпор с пулеметом Льюис
Ткачев был родом из военной казачьей семьи. Его отец, войсковой старшина, кавалер Святого Георгия 4-й степени. Прадед, подъесаул участвовавший во взятии турецкой крепости Анапа, был награжден Екатериной II грамотой с присвоением потомственного дворянства.
Так и встретились в небе русский офицер, потомственный дворянин и казак генерал-майор Петр Ткачев и сирота, крестьянский сын, бывший батрак и красный комиссар Петр Межерауп. Красвоенлеты 13-го Казанского авиационного отряда Межерауп и Воедило управляли двумя Ньюпорами. Они вступили в бой против самолета Ткачева.
Бой длился довольно долго. Но ни один из летчиков не смог одолеть другого. Мастерство генерала не давало взять верх горячности красного комиссара. В итоге самолет Ткачева получил пять пробоин три из которых находились в области мотора и две в верхних плоскостях. Правда ни к какому результату это не привело:
Во время бомбометания самолет был атакован 2 Ньюпорами красных; произошел воздушный бой. продолжавшийся до 1/2 часа, но безрезультатный. Мотор работал исправно... 19 июня 1920 г. Полет № 206. (19 ч 22 ч 15 мин). (Мир Авиации 1996 01. Марат Хайрулин Москва)
Есаул Ткачев (положил руку на винт самолета)
Через полчаса "безрезультативного боя" красный летчик оставил бомбардировщик Ткачева в покое, и тот благополучно приземлился на свой аэродром.
Белая авиация Ткачева доставила Красной армии еще немало проблем. После разгрома войск Врангеля в Крыму Ткачев эвакуировался на одном из кораблей. После Великой Отечественной он был арестован органами СМЕРШ и возвращен в Россию. После отбывания срока в лагерях он жил в нищете в Краснодаре.
Его оппонент, красный летчик Петр Межеруап на своем самолете многократно совершал боевые вылазки против войск Врангеля. Осуществлял разведку в тылу у "белых". Сражался на южном фронте против войск Махно. За заслуги перед революцией летчика наградили орденом Красного знамени.
После разгрома войск Врангеля Межеруапа перевели на Туркестанский фронт, где он очень успешно бомбил басмачей и был назначен начальником Военно-Воздушных сил фронта. За успешное уничтожение банд басмачей Петр Межеруап получил второй орден Красного знамени и два ордена Красного Знамени Хорезмской Республики и Бухарской Народной Советской Республики.
Пётр Христофорови Межерауп (справа) и механик М.И. Голованов перед началом рекордного 1940-километрового перелёта по маршруту Москва – Харьков – Севастополь – Анкара.
После Гражданской войны его перевели в Москву, где он стал летчиком испытателем Научно-опытного аэродрома. Ему доверили перегонку самолетов в Афганистан. За это его наградили рядом афганских медалей. Первым перелетел через Черное море и совершил перелет общей протяжённостью 1940 километров.
Межеруапа не стало в сентябре 1931 года в результате авиакатастрофы. Вместе с летчиком и конструктором Викором Писаренко они совершали инспекционный полет в районе Брянска. Их самолет Р-5 в тяжелых метеоусловиях, проходя через туман зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю.
Бывший генерал белой армии Петр Ткачев прожил в Краснодаре до 1965 года. Судьба выделила ему на 34 года жизни больше, чем его оппоненту. Но что это были за годы? Эмиграция, жизнь вдали от Родины, арест и ужас сталинских лагерей, жизнь в нищете. В итоге два талантливых летчика, что сражались в небе друг против друга, могли бы принести гораздо больше пользы стране, будь они заодно. Но опять же, жизнь распорядилась иначе.