СМП (северный морской путь)
352,609 898
 

  Danilov71 ( Слушатель )
04 апр 2024 08:04:57

Геополитика перевела в зону риска сырьевые проекты РФ в Арктике с грузооборотом 200 млн т по Севморпути - эксперты

новая дискуссия Новость  1.119

Цитата
Москва. 4 апреля. ИНТЕРФАКС - Последние геополитические изменения привели к тому, что российские сырьевые проекты с планируемым грузооборотом более 200 млн т в год и Северный морской путь (СМП) оказались в зоне риска. Такое мнение аналитиков консалтинговой компании "Яков и Партнёры" приводится в отчете "Арктическая зона РФ: риски и перспективы развития". В документе проанализирована ситуация в арктическом регионе за последние два года.

Эксперты подчеркивают растущий интерес к Арктике по всему миру. При этом участие России в ключевых органах и площадках международного взаимодействия по вопросам развития региона оказалось ограничено, что формирует новые риски для страны.

Как отмечают авторы исследования, объем вложений, предусмотренный российской стратегией развития арктической зоны до 2035 г., почти в два раза превосходит планируемые инвестиции ближайшего конкурента - Норвегии. Однако с учетом растущего интереса со стороны США, которые в декабре 2023 г. опубликовали новую, расширенную карту континентального шельфа, ожидается, что и другие страны последуют их примеру и начнут пересматривать свои приоритеты.

"По разным оценкам, на арктические районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 60% запасов углеводородов (мирового арктического региона - ИФ), или порядка 250 млрд баррелей нефтяного эквивалента, и 35% (более 9,5 млрд т) твердых полезных ископаемых. Суммарно планируемые арктические проекты должны к 2035 г. обеспечить дополнительный поток грузов, ежегодно вывозимых по СМП, в 200 млн т. Объем грузов, перевозимых по Севморпути при реализации оптимистического сценария, должен достигнуть 192 млн т к 2030 г. и 288 млн т к 2035 г.", - напоминается в отчете.

Между тем, эксперты отмечают ряд рисков, которые могут ограничить потенциал развития арктического региона: риск со стороны обеспеченности рынками сбыта, слабая обеспеченность флотом и технологические проблемы.

"По нашим оценкам, к 2035 году нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров - девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028-2029 годов, что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя", - приводится мнение соавтора отчета и директора аналитического центра "Яков и Партнёры" Геннадия Масакова.

Различные ограничения, которые затронули практически все аспекты реализации проектов в Арктике, как отмечается в исследовании, могут потребовать пересмотра целевых показателей по СМП и СПГ для следующего этапа стратегии.

"За четыре года, с 2019 по 2023 год, объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% - с 31,5 до 36,5 млн тонн при планах в 80 млн тонн к этому году. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 млн тонн при планах в 43 млн тонн к этому году. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз к текущему году. И так далее. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам", - считает соавтор отчета Олег Назаров.

Эксперты подчеркивают, что в ответ на изменившуюся ситуацию в мире необходимо пересмотреть ряд приоритетов российской арктической стратегии. В числе предложений: разработка допмер для повышения качества жизни людей в Арктике; рациональное увеличение доли инвестиций в восточную часть арктической зоны, чтобы ускорить российский "поворот на Восток"; повышение финансирования и поддержки НИОКР, чтобы получить отечественные технологии и оборудование для производства СПГ, судостроения, а также малой авиации. Также в дополнении к углеводородному сырью предлагается расширить стратегию освоения запасов Арктики дефицитными видами минерального сырья, в том числе, литием, марганцем, редкоземельными металлами.

"Чтобы сохранить суверенитет и обеспечить долгосрочную устойчивость своих арктических территорий в условиях острого международного конкурентного давления, России необходимо продолжать последовательно осуществлять комплексную стратегию развития Арктики, требующую значительных инвестиций. Учитывая возрастающий интерес к региону со стороны недружественных стран, а также рост влияния дружественных государств в части рынков сбыта и оборудования, России нужно быть готовой к дальнейшему наращиванию вложений", - резюмировал соавтор отчёта, президент агентства "Евразийские стратегии" Андрей Сушенцов.
  • +0.03 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Проезжий ( Слушатель )
04 апр 2024 10:38:55
Если что-то хочешь сделать хорошо,- делай Сам.Партнёры они такие... неустойчивые; в политическом, да и в экономическом плане. А учитывая бардак с красным морем очередь прохода по СМП неминуемо увеличится, да и сезон скоро...Но под контролем РОССИИ. Я-ж обыватель, всё имхо... Боян
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
  Rаgtime ( Слушатель )
06 апр 2024 20:29:20
Улыбающийся Попалось на глаза Красивое!!!
  • +0.16 / 9
  • АУ