Никаких гарантий безопасного пролета для белорусского Президента натовские военные тогда не давали.Кадры, которые потрясли мир. В самом конце XX века Европу снова бомбят. Льется кровь. Взрывы в Белграде, Приштине, Ужице, Новом-Саде и других городах. Гибнут люди, а мировые лидеры высказывают озабоченность – осторожную. Приказ отдал генсек НАТО Хавьер Солана, и идти вразрез с ним особо никто не хочет. Но в Минске принято однозначное решение: Югославии нужна помощь, а главная цель – мир. Александр Лукашенко 25 лет назад принял решение лететь в Белград. В НАТО цинично заявили, что никаких гарантий безопасности давать не будут, как и прекращать налеты. Дважды во время переговоров Александра Лукашенко и президента Югославии Слободана Милошевича звучали сирены воздушной тревоги.
В НАТО мирного решения не планировали. Авиаудары продолжились 78 дней. Сколько точно человек погибло, – неизвестно. По оценкам сербских властей не менее 2,5 тыс., среди них – 89 детей. Более 12,5 были ранены. Александр Лукашенко навестил раненных в госпиталях.
В конце 1990-х Россия не поставила Югославии современные системы ПВО С-300. Беларусь же была готова помогать и словом, и делом.
Перспектива сближения Белграда с Минском и Москвой могло подтолкнуть западные страны к широкой агрессии.
Когда военным способом развалить Югославию не получилось, прибегли к так называемой мягкой силе. В Белграде вспыхнул так называемый «Бульдозерный путч», вероятно, первая цветная революция по западной методичке.
Были взяты здание парламента и телецентр. Слободана Милошевича отстранили от власти и арестовали. Сценарий же западные политики стали масштабировать на другие неугодные государства. А оборонительный блок НАТО с момента начала агрессии против Белграда расширился вдвое. О чем это говорит? О том, что независимость и собственная позиция – удел сильных. Так было тогда, и тем более – так есть сейчас.