plk ( Слушатель ) | |
20 апр 2024 12:25:16 |
plk ( Слушатель ) | |
23 апр 2024 09:53:36 |
Цитата: plk от 20.04.2024 12:25:16
ЦитатаВ нашей стране на предприятии «Калужский двигатель» возрожден позднесоветский проект «изделие 39» по разработке и серийному выпуску танкового газотурбинного двигателя ГТД-1500 мощностью 1500 л.с. с возможностью повышения мощности до 1800 л.с. Данный двигатель разрабатывался в конце 1980-х годов для дальнейшей модернизации танков семейства Т-80, а также для дальнейшего развития «восьмидесятки» — машины под шифром «Объект 640» (Т-80УМ2), созданной в Омске в начале 1990-х годов. Фактически работы по двигателю были прерваны после того, как в девяностых годах в постсоветской России остановилось производство танков семейства Т-80 с газотурбинными установками. По «изделию 39» сохранились наработки, и после успешного применения глубоко модернизированных Т-80БВМ на фронтах спецоперации в 2022-2023 годах, к ГТД повышенной мощности вернулись как к перспективному силовому агрегату для последующих модернизаций Т-80 на омском танковом заводе (также с осени 2023 года активно обсуждается вопрос запуска «восьмидесятки» в производство «с нуля», даже высказывалась идея о возрождении "Объекта 640".
Так или иначе, на «Калужском двигателе» работы по ГТД-1500 официально подтвердили в октябре 2023 года: «Сегодня государством поставлена задача создать еще более мощный газотурбинный двигатель (1 500 лошадиных сил вместо нынешних 1 250-ти). Работы в этом направлении уже начались. На заводе увеличен штат сотрудников, появилось много молодежи».
Многие читатели, интересующиеся военной техникой, обратили внимание на то, что 19 апреля 2024 года во время визита министра обороны России Сергея Шойгу на Омсктрансмаш прозвучала информация об уже возобновленном массовом производстве ГТД-1250. Также звучали заявления о том, что для глубоко модернизированных Т-80БВМ, сходящих сейчас с конвейера омского танкового завода используются «двигатели повышенной мощности». Дополнительных подробностей не сообщалось, но если смотреть на линейку созданных ГТД для Т-80 на закате СССР, то сразу же обнаруживается ГТД-1400. Это серийный двигатель ГТД-1250 с кратковременным форсированием мощности до 1400 л.с. путем повышения температуры до 1360К. Его появление в серийном виде закономерно, а следующим идет уже ГТД-1500 («изделие 39»).
ГТД-1500 на рубеже 1980-1990-х годов описывался производителем как «созданный с применением новейших материалов, степень сжатия увеличена на 5-6 %, а расход воздуха — на 6-8 % (по сравнению с ГТД-1250)». Приводилась информация о разработке версии «изделие 39Г» с гидрообъемной передачей.
Ну и небольшая «вишенка на торте» во всей этой «газотурбинной истории». Почему собственно ГТД снова возвращаются в наше танкостроение? Не будем трогать огромный Т-14 с его Х-образным дизелем, который вместе с самим танком пока стоит дорого и до массового производства так и не дошел. Если говорить о сопоставлении ГТД-1250 с дизельными двигателями-сверстниками, которые сегодня активно используются на Т-72 и Т-90, то производитель газотурбинных силовых установок для танков приводит данные, что ГТД по многим параметрам по-прежнему лучше: меньшая масса, меньший расход масла, и самое главное — меньшее время запуска при низких температурах и бОльшая мощность и ресурс. Также еще в начале 1990-х годов предлагалось заменить дизельные движки на старых Т-72 (и даже Т-64) на ГТД-1250: такой проект был проработан компаниями «Климов» и «Спецмаш»…
Отсюда