30 января 2024
Самолётостроителям предстоит сначала построить производствоМинпромторг России оценил этот запрос со стороны транспортной отрасли и сопоставил с возможностями отечественной авиапромышленности. Итогом стало формирование согласованного заказчиками и поставщиками авиатехники плана. И этот план предполагает, что к 2030 году будет произведено и востребовано 609 самолётов выпуска предприятий "Объединенной авиастроительной корпорации" (это "Яковлев", выпускающий SJ-100 и МС-21-310, "Туполев", ответственный за выпуск Ту-214, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, в сфере ответственности которого Ил-96-300 и Ил-114-300), а также 472 самолёта для региональных и местных авиалиний выпуска "Уральского завода гражданской авиации".Правда по ОАК ссылаются на
Комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года., ту самую в которой присутствуют Л410 и отсутствует недавно полетевший Ил-96-400М и согласно которой в этом году производство Ту-214 должно идти полным ходом...
Но проект прежде всего о выделении средств:Инвестпроект предполагает реализацию шести проектов, каждый из которых имеет по несколько подпроектов.
Первый проект связан с расширением производственных мощностей самолётостроительных предприятий, по каждому типу воздушных судов предусмотрены отдельные подпроекты. Так для организации серийного производства МС-21-310 предполагается провести техническое перевооружение механосборочного, агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного производств, реконструкцию гальванического корпуса, расширение логистического центра на Иркутском авиационном заводе. Также в Иркутске предполагается реконструкция очистных сооружений, строительство подстанции и модернизация общезаводской инфраструктуры и вспомогательного производства. Помимо этого, будет проведено техперевооружение производственных мощностей на ульяновском и казанском предприятиях компании "Аэрокомпозит", задействованных в выпуске крыла МС-21-310 и деталей и сборочных единиц крыла, агрегатов механизации и хвостового оперения. Будет профинансировано создание центра специализации по сборке дверей в Комсомольске-на-Амуре, создание центра механообработки в Москве, освоение дублирующего производства подкилевого отсека в Нижнем Новгороде, развитие агрегатного производства в Ульяновске, техперевооружение производства в Воронеже, ответственного за выпуск пилонов, трубопроводов, гидробаков и деталей из композитов.
Несколько меньше позиций в плане мероприятий по организации производства SJ-100, так как за более чем 10 лет серийного выпуска Sukhoi Superjet 100 большинство "узких мест" уже было расшито. Тем не менее, и по "Суперджету", и по Ту-214, и по Ил-96-300 просчитаны мероприятия по техперевооружению производств и эти проекты будут профинансированы.
Второй проект связан с организацией серийного производства двигателей ПД-14 для МС-21-310, ПД-8 для SJ-100, ПС-90А для Ту-214 и Ил-96-300, а также ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300. "Объединенная двигателестроительная корпорация" в рамках проекта осуществит строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, техническое перевооружение и приобретение оборудования, создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование производственных площадок для выпуска необходимого количества авиадвигателей. Помимо этого, будет выполнен комплекс работ по расширению условий эксплуатации двигателей и по импортозамещению покупных комплектующих изделий в двигателях.
Участником третьего проекта станет АО "Технодинамика", которому предстоит провести техперевооружение и расширение производственных мощностей под выпуск SJ-100, МС-21-310, Ил-114-300 и Ту-214. Аналогично, свои возможности в рамках четвёртого проекта расширит производитель средств авиационной связи АО "НПП "Полёт", в рамках пятого проекта – компании, входящие в Концерн "Радиоэлектронные технологии".
Шестой проект предполагает создание системы послепродажного обслуживания. В его рамках ОАК и ПАО "Яковлев" создадут инфраструктурную базу для обучения авиационного персонала, усовершенствуют систему техобслуживания и ремонта воздушных судов, систему материально-технического обеспечения. Развитие получит IT-система поддержки заказчика. Наконец, в инновационном центре "Сколково" будет введена в эксплуатацию вторая очередь учебного центра для программы МС-21....
проект стал четвёртым, нацеленным на реализацию Комплексной программы. Было бы уместно напомнить о первых трёх.
"Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов" предусматривает, что в период до конца 2025 года будет произведено и поставлено группе "Аэрофлот" 18 самолётов МС-21-310, 34 самолёта SJ-100 и 11 самолётов Ту-214. Для снижения эффективной ставки лизинга из средств ФНБ будет привлечено 175,4 млрд рублей.
Второй инвестпроект под названием "Приобретение вертолетов отечественного производства для последующей передачи в лизинг для нужд российских авиакомпаний" предусматривает производство и передачу в 2023-2025 годах 86 вертолётов Ми-8АМТ / Ми-8МТВ-1. Российские авиакомпании выступят получателями 26 единиц в 2023 году и по 30 штук в 2024 и в 2025 годах. Общая стоимость проекта составит 44,5 млрд рублей (100 % средств ФНБ). Финансирование по этому проекту уже открыто – 28,2 млрд рублей было выделено в 2023 году, 16,3 млрд рублей будет доведено в 2024 году. Средства ФНБ направлены на приобретение Минфином России облигаций "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК).
Наконец, третий инвестпроект "Приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе" предусматривает производство и передачу в 2024-2026 годах для нужд единой дальневосточной авиакомпании АО "Авиакомпания "Аврора" 39 воздушных судов отечественного производства. В это количество входят восемь самолётов SJ-100, 10 ЛМС-901 "Байкал", а также 21 вертолёт Ми-171А2 и Ми-171А3. Общая стоимость проекта – 55,1 млрд рублей, при этом 90 % средств будет выделено из ФНБ. Финансирование этого проекта также уже открыто – ГТЛК в 2023 году получила первые средства ФНБ за свои облигации в размере 33,5 млрд рублей, в последующие годы будет размещено облигаций ещё на 9,5 млрд и 6,6 млрд рублей соответственно.