Наткнулась я тут на интереснейшую книжку, которую прочитала просто запоем. Называется она "Балтийские славяне: от Рерика до Старигарда" (в данном случае это названия славянских городов - эмпориумов), и написал ее проживающий в Германии и имеющий доступ к немецким историческим и археологическим исследованиям Андрей Пауль.
Прочитать ее полностью можно вот здесь http://flibusta.site/b/467152/readКнига эта фокусирует внимание целиком и полностью только на истории балтийских славян, то есть тех племен, которые жили на западном побережье Балтийского моря, общались и взаимодействовали с франками, часть из них уже постепенно встраивалась в Франкскую империю, и в связи с этим они достаточно хорошо описаны в разнообразнейших хрониках.
В дополнение к хроникам прилагаются описания археологических находок, развенчиваются некоторые норманистские мифы и откровенные подтасовки и вранье и даже указаны первоначальные источники данного вранья - нацистcкая Германия и ее претензии на славянские земли как исторически германские - с приведением интереснейших нацистских размышлений на эту тему, как все преподносилось. Это конечно не самые первые "понаехавшие" в Россию по приглашению Екатерины норманисты, которые вообще на русском не говорили, но учили русских их истории, нет, это уже государственная идеологическая псевдо-история.
Ну вот некоторые вещи из этой книги я здесь коротко и перескажуПервое, и очень важное, с чего Андрей Пауль, собственно, начинает свою книгу - это процесс взаимодействия балтийских славян с германцами, их торгово-культурное и политическое взаимодействие (браки, временные военные союзы против общих врагов) и некая культурная ассимиляция и заимствование друг у друга каких-то культурных вещей, иногда чисто на элитном уровне, ну типа " а мы чем хуже, мы еще круче могЁм".
В частности, этим объясняются некоторые погребальные заимствования - дома мертвых на лодках или кораблях, которые норманистами выдаются за чисто скандинавские элитные могилы, но на самом деле они были характерны для торгово-военной прослойки местного населения, которое проводило большую часть жизни в военно-торговых походах и для которых дом мертвых строили такой же, какой он был при жизни - лодка или корабль
Или знаменитые приписываемыe чисто скандинавам молоточки Тора - оказывается, они очень даже славянские.
И еще Андрeй Пауль очень интересно описывает функционирование Южно-балтийского торгового пути, то есть той части морской торговли на Балтике, которая осуществлялась из славянских эмпориумов (торговых городов)
Средневековые торговые центры, морские торговые пути и область распространения "скандинавского" погребального обряда (белые кружки) в славянских землях современной Германии. Под "скандинавским" погребальным обрядом имеется в виду широко рапространенное среди всех морских торговцев погребение на корабле/лодке, корабль как "мертвый дом" В книге приведена интереснейшая карта 9 века, как раз времен легендарных Рюрика с Олегом, на которой обозначены находки монет Ард-аль-Хазар в Европе в IX веке. По этим находкам можно отследить торговые пути и они очень интересно обходят территорию условного Киева и идут по той самой территории, которую первоначально отвоевывал легендарный Рюрик - выход на Волгу.
Находки монет Ард-аль-Хазар в Европе в IX векеЕще до Рюрика1.Девица (838г) - это Воронежская область и в то время территория Хазарского каганата.
2. Кислая (838 г) и 7. Добрына (842 г) находятся на реке Западная Двина, по которой согласно древнерусским летописям надо было плыть к варягам, а еще по этой самой Двине позже плыли в крупнейший восточнославянский эмпориум под названием Гнёздово (нынешний Смоленск)
3. Кохтла (838 г) - это Эстония, недалеко находится река Нарва и прямой путь к одному из древнейших городов рюриковской Руси - Пскову/Изборску
4 Ета (838 г) Аландские острова Финляндии
5. Вёхёкире (838 г) - Западная Финляндия
6. Ральсвик (842г)- это рюгенские славяне
8. Выжигша (842) на Волге и ее верхних притоках
9 Свенканс (856-857гг) на острове Готланд.
Рюриковская Русь.
Первым делом под контроль поставлены Изборск/Псков (путь по Нарве на Балтику) и Белоозеро (ключевой пункт на Волго-Балтийском речном пути, в Белое озеро впадает 17 рек и вытекает приток Волги Шексна, кроме того, это контролируемый выход на Сухону и Северную Двину и в Белое море)
10 Любыни (860-870) находится в Новгородской области
11. Одинцово (860-870) на Волге и ее верхних притоках
12 Херсонес (869-870 гг.) - Крым
Кстати, в кладах с такими монетами часто находили еще и пермские артефакты (финно-угорских племен)
Hа всякий случай напомню, что в 830 годы на Балтике что-то случилось и прекратился
поток серебрянных монет от арабов. А в 860-е годы он снова начался, и стабильный, как-раз при Рюрике
В книге об этом ничего нет, там только про западных славян, я так, от себя добавляю
Второе важное и интересное, что Пауль там описывает - названия славянских племен, как одни и те же племена в разное время называли по-разному.
Например, и это только один из примеров: ободриты - это скорее всего было не самоназвание племени или союза племен, а название династии князей, как их называли франки. В какой-то момент в самом начале 11 века во время очередного восстания против германцев династия сменилась и ободриты стали называться
ререгами. А потом восстание подавили, зачинщиков убили и они опять стали ободритами, ну или венедами.
В третьих, очень интересно описывается борьба за древнеславянский эмпориум (торговый город)
Рерик, который был настолько большой и богатый, конкурируя с германскими тоговыми поселениями, что в 808 году (за 200 лет до того, как ободриты стали называться ререгами) его специально разрушил датский конунг Готфрид (Гудфред), a в 809 году там был обманом убит сидевший на денежных потоках от местной торговли ободритский князь Дражко (или Траско), попытавшийся восстановить собственные права на земли и торговлю/крышевание торговли, а всех людей даны перевезли в Хедебю
Но современной карте это автомобильная дорога, которой не было, конечно, но видно, где предположительно находился Рерик (справа) , а где Хедебю (слева). Тогда перевозки были по воде кораблями. Сейчас оба исторических поселения находятся на территории Германии.В гитлеровской Германии в свое время осуществили идеологический проект под названием город Рерик, но этот Рерик фальшивый. Главным претендентом на роль исторического Рерика на данный момент является раскопанное возле деревни Гросс Шрёмкендорф торгово-ремесленное поселение, частично находящееся под водой. Вот его я на карте выше и показала.
Слева синим обозначены владения ободритов во время правления князя Дражко и существования крупного процветающего города Рерика, справа карта эмпориума Рерик, сейчас из-за поднятия уровня воды в Балтийском море частично под водой и расположенногоЕще в книге рассказывается, что германцы свою Ганзу строили во многом, если не в основном, на базе Южно-балтийского торгового пути, большинство крупных ганзейских центров родом именно оттуда, их просто отжали
В чевертых, в книге рассказывается про западнославянских князей
Гостомысла и Рорика, отличного от датского Рорика, брата Гериольда, он же Рорик Фрисландский, которым нам норманисты все уши прожужжали....
Про возможность переезда на Русь в 862 году или около того фрисландского Рорика, который согласно документам в 873 году принёс присягу на верность Людовику Немецком - это вообще из области фантастики. В двух местах и одновременно....
Но вернемся к нашим славянам
Вобще имена, заканчиваюшиеся на -мысл, были очень характерны для западных славян, в частности ободритов.
Гостомысл появляется в нескольких документах (Фульдские анналы ANNALES FULDENSES, Анналы Ксантена ANNALES XANTENES) в 844 как король ободритов Гостомысл, убитый во время похода Людвига II на славян. В Бертинских анналах ANNALES BERTINIANI описываются эти же события, но уже без упоминания имен.
А после Гостомысла у нас появляется этот самый ободритский Рорик. Тут надо понимать, что у каждого народа были свои собственные фонетические правила , поэтому одни и те же имена у франков, саксов, скандинавов или славян могли произноситься по-разному, причем это совершенно спокойно могли быть одни и те же имена, так как выше уже было написано о мощнейшем торгово-культурном обмене, браках, союзнических отношениях и т.д. Так что может быть Рорик и Рюрик - это одно и то же имя, только в написании франков с их латынью и русских с их балтским пластом языка и культуры.
Я лично не знаю
В общем, франки использовали написание Рорик и для славян и для скандинавов.
Король ободритов Рорик у нас появляется под этим именем в 845 году после смерти Гостомысла - в Анналах Ксантена. а в Бертинских анналах эта же история рассказывается без упоминания имен.
Скандинавский Рорик у франков в анналах все время мелькает, раз 17 наверное, ему франки выделили землю на кормление в Дорестаде в обмен за защиту от других язычников. Никогда этого Фрисландского Рорика не называли франки королем, и абсолютно невероятно, чтобы этот Рорик, брат Гериольда имел бы хоть какой-то минимальный шанс стать правителем ободритов, хотя бы на время.
Единственный недостаток автора - он все-таки
чисто намеками пытается привязать ободритов к русскому Рюрику, даже Перуна вытаскивает под другим именем/ другими именами (непохожими, то есть видно, что притянуто за уши).
Но тут уж ничего не поделаешь.
Норманисты и слависты.
В проебалтов как некогда могучих воинов, которые теми же скандинавами вертели, сейчас никто не верит, просто представить невозможно.
Ну так оставшиеся проебалты ведь все селюки и хуторяне. Элита, которая скандинавами вертела, она или на Русь перебралась и стала русскими, или онемечилась и вообще-то создала Германскую империю - из Пруссии, ага.
И из нашего времени уже очень тяжело разглядеть там каких-то предков.... Это как современных арабов с древними египтянами ассоциировать и говорить что да, вот предки арабов эти пирамиды построили.
Про то, что новгородские славяне были перемешаны наполовину с балтами, вообще понимать начали только недавно, когда берестяные грамоты начали изучать и расшифровывать и увидели, что язык совсем другой какой-то. При этом из -за незнания балтийских языков и грантов от Шведской академии списали это все на скандинавов. Гребцы из Уппсалы - со шведского через финский....
Тем не менее, книга интереснейшая, всем рекомендую.