Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,137,853 8,126
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
24 июн 2024 20:50:16

«ПРОРЫВ» ИЛИ ДИВЕРСИЯ?

новая дискуссия Дискуссия  203

«ПРОРЫВ» ИЛИ ДИВЕРСИЯ?
ЦитатаПредсказанный «чудесный» рост результатов ЕГЭ по профильной математике состоялся. Он стал неизбежным следствием изменения шкалы пересчёта баллов и небывало простых шаблонных заданий (см. https://vk.com/wall-62604527_62015 ). К тому же часть задач повторялась во всех часовых поясах, и выпускники западных регионов имели возможность сконцентрироваться на них прямо перед экзаменом.

Итоги математического ЕГЭ активно обсуждают. Вот типичные отклики и статистика по регионам, где эта информация опубликована:

«В Петербурге резко пошли вверх результаты по профильной математике». 100 баллов получили 97 петербургских выпускников, в прошлом году таких было 21.

Красноярский край: «математики бьют все рекорды».
«Впервые за последние пять лет на высший балл экзамен в крае сдали 24 человека. Для сравнения — в прошлом году математику на высший балл не написал никто, а два года назад был всего один стобалльный результат».

В Челябинской области по профильной математике в 2024 году высший балл получил 41 выпускник (в 2023 было 5).

Оренбургская область: сто баллов по «профилю» — 22 человека, в прошлом году был ноль.

Общей картины по стране пока нет (и долго не будет — впереди ещё «президентская пересдача»), но уже ясно, что доля высокобалльных работ по математике выросла многократно. Сильно поднимется и средний балл (судя по доступной выборочной информации, — на предсказанные 6 - 8 пунктов).

Но эти «позитивные изменения» весьма негативно скажутся на вступительной кампании. Дело в том, что действующая система приёма «настроена» на низкую долю высокобалльных результатов по математике, которая имела место все последние годы. Для наглядности поясним: сто баллов по этому предмету в прошлом году получили всего 233 выпускника (из 282 тыс участников). При этом, к примеру, «сотку» по литературе (настоящую, а не как в математике, где оценку 100 выставляют и тем, кто недобрал два первичных балла — см. https://vk.com/wall-62604527_62441 ) имели 1896 школьников (из 44 тыс, писавших этот экзамен).

Напомним, что поступающий имеет право подать документы в пять вузов на пять специальностей в каждом. При этом в каждом вузе он обязан указать приоритеты зачисления.
Система приоритетов сильно усложнила жизнь многим абитуриентам. Одно дело, когда хотят попасть в конкретный университет («у дома», например), и не очень важно, на кого учиться. Тогда выбираем пять специальностей, начиная с желанной и кончая «отстойной» (где всегда недобор, и на которую точно зачислят), отправляем в вуз оригинал аттестата (а это обязательное условие реального участия в конкурсе — см. https://vk.com/wall-62604527_54827 ) и спокойно ждём решения.
Но если выпускник собрался получить образование по конкретному направлению и хочет учиться в университете, который поприличнее, то у него будут большие проблемы. На основе поданных заявлений вузы составляют ранжированные конкурсные списки претендентов на каждую специальность, в которых масса фейковых соискателей. Оценить по этим спискам свои шансы на поступление практически невозможно. Мало того, что полная информация о представлении оригиналов аттестата становится известной только после завершения приёма этих оригиналов, когда исправить выбор уже невозможно (см. https://vk.com/wall-62604527_54827 ). В дополнение к этой привычной беде теперь мешают ещё и приоритеты. Претендент представил оригинал аттестата, а на какой специальности он в итоге окажется, конкурент он вам или нет, — этот вопрос, глядя на конкретный конкурсный список, не решить. Тут нужна полная информация по всем специальностям данного вуза и нетривиальный алгоритм её обработки.

Поэтому во многих случаях единственным критерием, позволяющим принять решение о представлении аттестата, являются проходные баллы прошлых лет. Но чтобы такая схема работала, нужна относительная стабильность этого показателя. В текущем году по профильной математике стабильность кардинально нарушена. Ошибки с представлением аттестата кратно вырастут, отчего пострадают и вузы, и поступающие.

/
ЦитатаСильный удар будет нанесён по инженерным специальностям, где традиционно низкий конкурс. Слабые абитуриенты, получившие незаслуженно высокие баллы, захотят для себя «лучшей доли», и в итоге не поступят никуда. Общее число сдававших профильною математику в этом году снова упало (минус 6%), что ещё более усугубит проблему набора в вузы инженерного профиля.

Но больнее всего изменение конкурсной ситуации отразится на топовых университетах, где на престижные специальности по общему конкурсу принимают исключительно высокобалльников, число которых увеличилось многократно. Среди них есть по-настоящему достойные, но большая часть — это абитуриенты со средними способностями, кто ухватил «халяву от ФИПИ». У вузов нет инструментов, чтобы разделить эти две категории.
(Исключение — МГУ, где есть обязательные дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Право на ДВИ имеет и СпбГУ, но там этим правом не пользуются, и восстановить дополнительные экзамены в этом году не получится, поскольку правила приёма давно опубликованы на сайте вуза и менять их запрещено.)

Богатым университетам для решения проблемы доступна «методика ВШЭ». Там берут всех с высокими баллами (за свой счёт, превышая контрольные цифры приёма), а потом в течение первого семестра лишних отчисляют за неуспеваемость (по сути, это растянутые на семестр вступительные экзамены).
Не очень гуманная схема по отношению к выпускникам: вначале — радость от высоких баллов, потом — радость от поступления в топовый вуз, а в итоге — на улицу.

Таким образом, тяжёлая судьба ожидает многих высокобалльников-2024. Даже самые достойные могут не поступить никуда из-за многочисленных недостойных конкурентов. А вузы на топовые специальности рискуют набрать необучаемый контингент. Ситуация в определённой степени напоминает 2013 год, когда КИМы ЕГЭ слили в сеть, и лучшие университеты были шокированы наплывом первокурсников с высокими баллами, которые не могли учиться.

Абитуриентам можно дать лишь общую рекомендацию: при оценке своих шансов стоит корректировать проходные баллы прошлых лет на величину изменений средних баллов текущего года по каждому экзамену (но это имеет смысл только в тех случаях, где коррекция даст результат меньше 300). Однако не факт, что средние баллы-2024 будут вовремя опубликованы. Кроме того, реальное изменение проходных порогов будет зависеть от специальности, вуза, региона и др, поэтому однозначную методику сформулировать трудно.

В заключение обычные вопросы:
кто и зачем совершил обсуждаемый «финт» с профильной математикой?
На вопрос: «кто?» – ответ ясен. Это Ященко и его команда. Они рисовали новую шкалу пересчёта баллов, они же формировали КИМы ЕГЭ по математике. Не исключено, что высокое начальство даже не было проинформировано о готовящемся «прорыве».
А насчёт мотивов можно порассуждать.
Стремление «красиво отчитаться о развитии школьной математики» – этот мотив как бы лежит на поверхности. Но ЕГЭ прошёл, проверен, а отчётов нет. В нынешней ситуации, когда всё шито белыми нитками, заявлять «о победах» — это подставляться «под гнилые помидоры».

К Ященко применимы разные эпитеты (см. «О диверсантах в системе образования» - https://vk.com/wall-62604527_58128 ), но дурак — это точно не про него. После всех получивших широкую огласку манипуляций хвастаться «достижениями» он не будет. А вот предвидеть описанные выше последствия для приёмной кампании (причём речь идёт о самых востребованных сегодня направлениях подготовки) «мэтр» способен без проблем (в отличие от чиновников, которым он формально подчиняется). И эти последствия иначе как диверсией против отечественного инженерно-технического образования назвать трудно.

Таким образом, вырисовывается очередной тонкий ход «опытного специалиста». Важное дополнение к информации о деструктивных заслугах Ященко и Ко, приведённой по ссылке выше.
  • +0.02 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (14)
 
 
  BIibigon2000 ( Слушатель )
25 июн 2024 00:16:44

Полный бред.
...При этом, к примеру, «сотку» по литературе (настоящую, а не как в математике, где оценку 100 выставляют и тем, кто недобрал два первичных балла...
В принципе, после этого можно дальше не читать.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
25 июн 2024 00:39:32


Безотносительно того, лучше или хуже стало - автор статьи не ориентируется в том, как люди реально поступают. Да, сейчас нет "второй волны" заявлений, но все давно приспособились к отслеживанию своего рейтинга среди поступающих в определённый ВУЗ. И видя риски - снимаются оттуда и оставляют заявление в менее требовательном. Так постепенно утрясаются. Ещё играет, что в некоторых ВУЗах приказ о зачислении идёт позже, так что можно в них успеть даже после получения "вы в пролёте" в другом ВУЗе.

А ещё это играет в + для не раскрученных, не модных ВУЗов, абитуриенты туда уходят от рисков, чтобы гарантированно спокойно поступить. Тоже ничего особо плохого не вижу.

Да и уровень сложности ЕГЭ по математике перетряхивают не первый год - так что к этому тоже уже приспособились. Тем более, не математикой единой - по сумме 3 ЕГЭ поступают. По крайней мере, от поступавших в прошлом году не слышал никаких душераздирающих историй, все нормально отслеживали свой рейтинг среди кандидатов на поступление, вовремя снимались и переориентировались на другие учебные заведения.
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
26 июн 2024 20:33:29

А что в этом хорошего? Проедание бюджета и обучение не пойми чему...
На этом фоне даже Кравцов раздухарился и выдал
«Сегодня мы видим, что среднее профессиональное образование ничем не уступает высшему, а в чем-то даже превосходит»
Цитата: Телеграм-канал Наука и университеты

https://t.me/naukauniver/6067


и это при том, что в СПО зачастую учится приходят к примеру с пять в аттестате и пять по ОГЭ и без знаний совсем. И что тут делать городу? Если районы рисуют, и выпихивают в СПО, понимая что иначе их дети будут необразованными, то и городам приходится "не отставать".
И далее вся цепочка построенная на мантрах об честности и объективности, с вынесением за скобки и собственно образования, и интересов государства...
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
27 июн 2024 10:43:40

Какого бюджета? Государственного? Эти новоявленные ВУЗы - они что, на госфинансировании?
 
Цитата

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
1. ...
2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.

 
В новом законе об образовании подобной статьи не нашел, но там финансирование надо смотреть через закон о некоммерческих организаций, т.е. всё то же самое - негос ВУЗ финансируется учредителем и/или самоокупается.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 июн 2024 17:46:04

Я про вузы с бюджетными местами, а Вы про что?!
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
27 июн 2024 17:48:47

А я спрашиваю Вас про что Вы. Потому, что у Вас всё так перемешано, что без дополнительных разъяснений с Вашей стороны не разобраться. Такой сумбур просто вгоняет в диссонанс. Смешались в кучу конелюди (кентавры) и залпы тысячи орудий.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 июн 2024 19:34:53

Позор
Для меня удивительно, что когда речь идёт о бюджетных местах, нет понимания что это оплачивается из государственного бюджета.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
28 июн 2024 13:50:30

Бюджетные места (финансируемые из государственного бюджета) есть только в государственных ВУЗах. А все новоявленные ВУЗы - не государственые, кроме, может, ВШЭ (ничего не знаю про этот ВУЗ). А речь шла именно о новоявленных ВУзах и Ваша реплика, что это пустая трата бюджетных средств, относилась к новоявленным ВУЗам. А там бюджетных мест нет. Вот я и говорю - полный сумбур: Вы смешали в кучу бюджетные места и частные ВУЗы. Это непонимание разницы у Вас сквозило и раньше и не один раз, потому я и акцентировал Ваше внимание на платном-и-бесплатном образовании, на частном и государственном. Надо бы было сделать это раньше, но раньше просто это было не так актуально, т.к. была более акутальная тема - Ваш холивар против ЕГЭ. Но в последнее время наезды на ЕГЭ стали меньше и стали больше обсуждать проблемы именно образования и образовательного процесса и поэтому я решил, что настала пора обратить ваше внимание на этот косяк в Ваших рассуждениях.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
29 июн 2024 08:11:17

Позор
Уважаемый, Вам как я понимаю, нужно посраться и собственное ЧСВ почесать, ну... ну...
Если отвечать в Вашем стиле то получится вот так:
А) Блин вечно лезете туда где "ни ухом, ни рылом"(с), поэтому и весь пост "ни ума, ни фантазии".
Б) Про ЕГЭ это у Вас истерика или истерия!?
/
Если же по сути, то
1. Основная часть новоявленных ВУЗов если речь идет о высшем образовании, а не ООО "Суперакадемия универсального суперобразования" и прочем коученге,
так вот  основная часть этих вузов появилась почкованием и прививанием, или делением.
Расшифрую, а то опять не поймёте - это филиалы в первую очередь московских вузов, но далеко не только, которые активно осваивали "новые территории", т.е. всю Россию где появлялся хоть какой либо спрос на образование по новомодным специальностям, если брать 90-е, то это в первую очередь типа финансы, и типа юриспруденция, ну и всяческий менеджмент и связи с общественностью. А так же в местных вузах появлялись направления которые типа самостоятельный вуз, и типа отделялись...
1.1. Так вот все они были с государственной лицензией, с аккредитацией, всех их проверяет или пасёт Рособрнадзор, везде типа есть материальная и техническая база, и многие, многие из них претендовали и претендуют на бюджетные места.
1.2. Другое дело, что сейчас началось перераспределение бюджетных мест в сторону инженерно-технических направлений, а не как было совсем недавно повально гуманитарно-развлекательных, последние зачастую пожирали значительную часть бюджетных мест в технических вузах, будучи при этом непрофильными. 

2. Вопрос тот же что в Б) ???Подмигивающий
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
29 июн 2024 10:32:28

Образовательная деятельность в России - лицензируемая.
ЦитатаСтатья 91. Лицензирование образовательной деятельности

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. ...



Лицензию получают все образовательные учреждения - и государственные, и частные.
От того, что частная организация получила лицензию (вы ее назвали государственной лицензией), не значит, что частное образовательное учреждение стало государственным. Вы прекрасно это понимаете, но почему-то попытались ввести в заблуждение оппонента. "Это мелко, Хоботов" (с)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
29 июн 2024 10:53:47

Да успокойтесь Вы...
И немного просветитесь
ВУЗ-ов с обучением за счёт бюджета аж 1160, и в них 459835 бюджетных мест, 
и в них же 1272079 платных мест
Список их и бюджетные направления обучения ниже
Бюджетные Вузы России 2024


Есть ещё вариант перечня (Поступи онлайн)
Государственные вузы: бюджетные вузы
там их "всего" 853, в 263 городах
434 564 бюджет. места
671 973 платных места.
Этот вариант скорее более правильный, так как первый собирается по сайтам, а там не спешат менять информации при лишении аккредитации, да и при отзыве лицензии, не говоря уж о ситуации когда бюджетных мест становится 0.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
29 июн 2024 12:41:25

Вы путаете лицензию и аккредитацию. Это разные вещи.
Лицензия дает право заниматься определенными видами деятельности, 
аккредитация – подтверждение соответствия образовательного заведения и программ государственным стандартам.
Аккредитация позволяет вузу выдавать диплом установленного Минобрнауки России образца. Если у вуза нет аккредитации, то по окончании обучения выпускник получает диплом вуза собственного образца, а не государственного.
Если же у негосударственного вуза есть аккредитация, его диплом юридически ничем не отличается от аналогичного диплома государственного вуза.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
29 июн 2024 12:56:16

Вы ошибаетесь.
С 1 февраля 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 318-ФЗ от 16.11.2011, в соответствии с которым коммерческие вузы смогут выделить часть мест для обучения бюджетников.


Согласно ст.42 Закона РФ "Об образовании" получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта  осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.


Но.
Как правило, таких мест или очень мало, или они выделяются, чтобы закрыть реальные потребности государства в специалистах той направленности, по которой коммерческим вузам выделяют бюджетные места.
Например в Самаре есть университет "МИР". Там на всяких популярных юриспруденциях, менеджментах и госуправлениях по паре мест бюджетных, по сути для льготников. 
Зато у айтишников и землеустроителей (кадастр и т.п.) по целому потоку бюджетников.
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
Вчера в 12:37

ОК. Закон устарел, сейчас действует другой, но, в принципе, - да, общая фабула осталась та же: коммерческие ВУЗы с госаккредитацией могут принять участие в конкурсе, который ежегодно проводит Минобрнауки по распределению между ВУЗами количества (контрольных цифр) студентов, обучение которых профинансируется из государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации). Количество таких мест ограничено - 800 на каждые 10000 человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. В среднем по палате получается на вскидку где-то 18 000 (140 000 000 жителей / 7 (седьмая часть населения -  молодежь от 17 до 30) / 10 000 * 800 / 89 субъектов) студентов (с первого по последний курсы) на регион (субъект Федерации). В регионах с большим количеством населения их сильно больше этой усредненной цифры, а где-гибудь на Чукотке сильно меньше. Вот только государственные ВУЗы могут поглотить все это количество и коммерческим ВУЗам ничего не останется.  
  
Касательно Федерального закона № 318-ФЗ от 16.11.2011 - некоторые категории граждан (Герои России, сироты до 18 лет, участники ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.) могут получать стипендии от государства вне зависимости от того, в частном или государственном ВУЗе они учатся. Но по этому закону государство не будет оплачивать само обучение, если ВУЗ платный. Только стипендия.
  • +0.00 / 0
  • АУ